Власти Туркменистана намерены привлечь американские добывающие компании для разработки своих шельфовых месторождений на Каспии. В частности, президент республики Гурбангулы Бердымухамедов дал разрешение Chevron, TX Oil и ConocoPhillips на разработку блоков 9 и 20 в туркменской части Каспийского моря. Кроме того, в проект могут также войти дубайская Mubadala Oil and Gas, передают зарубежные СМИ. Российский ЛУКОЙЛ к участию в тендере даже не был допущен.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 28 июля компания ЛУКОЙЛ объявила о том, что добыла первую нефть на российском секторе Каспийского моря - с месторождения имени Юрия Корчагина, открытом в 2000 году. Нефть месторождения будет транспортироваться танкерами-челноками дедвейтом 6−12 тыс. тонн. В настоящий момент на месторождении начато бурение третьей скважины для закачки воды для поддержания пластового давления. Первая скважина была пробурена на нефть, вторая - на попутный газ, который будет использоваться для автономного энергоснабжения объекта.

ЛУКОЙЛ получил отказ в участии в тендере на фоне напряженности в отношениях Москвы и Ашхабада, которая появилась после аварии на газопроводе, соединяющим два государства. Тогда Туркмения открыто обвинила России в том, что взрыв произошел по ее вине.

Отметим также, что накануне, 16 августа, туркменская нефть начала поступать в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), снабжающий топливом страны Европы. Об этом заявила компания British Petroleum. По данным ВР, сырье из Туркмении составляет около 5% всего объема нефти, поставляемой по трубопроводу, мощность которого рассчитана на 800 тыс. баррелей в сутки. Из Туркмении "черное золото" доставляется в Баку танкерами по Каспийскому морю. Использование нефтепровода, проходящего через Азербайджан, Грузию и Турцию, позволяет Туркмении поставлять свое сырье в Европу, минуя территорию России.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов заявил изданию KM.ru по поводу поставок туркменской нефти по Баку-Тбилиси-Джейхану, что это "обидный щелчок по носу для России, но в целом не сильно влияющий на общую ситуацию". "Туркменская нефть во всем транспортируемом потоке составляет лишь 5%. Кроме того, Туркмения - не такая уж большая нефтяная держава: ее годовая добыча пока не достигает и 10 млрд тонн. А это в 5 раз меньше, чем у Азербайджана, и в 8 раз - чем у Казахстана. Тем не менее, это для России - очень серьезный и тревожный звонок. Значит, необходимо вносить коррективы в свои экономические интересы, да и российскую политику в целом относительно прикаспийских стран, в частности, в отношении Туркмении. И начинать это надо уже сейчас, потому что потом может быть уже поздно".

Отметим также, что 8 мая 2010 года президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подписал указ о начале строительства газовой магистрали "Восток-Запад" пропускной способностью 30 млрд. кубометров газа в год. Строительство будет вести государственный концерн "Туркменгаз" на собственные средства. Труба свяжет действующее месторождение в Довлетабаде и перспективное Южный Йолотань с Каспием. Стройка должна завершиться через пять лет. Инициаторы европейского газового проекта NABUCCO рассчитывают продолжить туркменский газопровод "Восток-Запад" по дну Каспийского моря (Транскаспийский газопровод) и связать его с газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзрум. Российская сторона считает данный проект нереалистичным в связи с неурегулированностью статуса Каспийского моря. Москва в свою очередь рассчитывает на реализацию конкурирующего проекта - Прикаспийского газопровода, который, согласно замыслу, должен направлять туркменский газ в Европу через газопровод "Южный поток".

Как заявил Симонов, фактически сейчас Россия законтрактовала закупку 10 млрд кубов туркменского газа - это даже меньше, чем она закупает у Узбекистана. "Причем Россия продает этот газ европейским потребителям по той же цене, что и получает, и зарабатывает только на транзите".

Симонов считает, что ни одна серьезная бизнес-структура вкладывать свои собственные деньги в проект прокладки газопровода из Туркмении по дну Каспия в Азербайджан не будет, поскольку нет официального соглашения о каспийском размежевании. "Сейчас проталкиваются идеи транспортировки туркменского газа в сжатом виде - тоже через Каспий, чтобы хоть так подключить Туркмению к пресловутому NABUCCO, иначе этот проект обречен на издыхание. Беда только, что перевозка сжатого газа требует очень высокотехнологичных терминалов и танкеров, иначе крупномасштабные аварии неизбежны, а это - тоже очень дорогое удовольствие. Тем не менее, европейцы так изощрялись в разных идеях, как выжить Россию из Туркмении, что не заметили, как туда пришел Китай. А он пришел, и обосновывается там все плотнее - и, возможно, туркмены скоро пожалеют, что предпочли его России. Во всяком случае, столько платить за газ, сколько платят Россия и европейские получатели, Китай платить точно не будет". (В декабре 2009 года был пущен в эксплуатацию газопровод Туркмения - Узбекистан - Казахстан - Китай (ТУКК) мощностью 30 млрд. кубометров в год - ред.).

Между тем, как сообщало ИА REGNUM Новости, Еврокомиссия недавно разработала предложения по строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан без делимитации шельфа Каспийского моря. Пресс-секретарь комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Оттингера заявила, что в июне в Брюсселе под эгидой ЕС прошли переговоры туркменских и азербайджанских правительственных экспертов, на которых "могли обсуждаться" вопросы делимитации границы между странами и строительства Транскаспийского газопровода. Сам Оттингер в недавнем интервью тому же изданию заявил, что NABUCCO - приоритетный для ЕС проект по транспортировке газа из Центральной Азии. Ранее Оттингер заявлял также, что для реализации NABUCCO ЕС "понадобятся исключительные меры, такие как строительство транскаспийской трубопроводной связки".

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов 3 августа принял специального посланника Государственного департамента Соединенных Штатов Америки по вопросам евразийской энергетики Ричарда Морнингстара. Как подчеркнул Бердымухамедов, последовательно реализуя свою энергетическую политику, Туркмения, обладающая колоссальными запасами углеводородного сырья, заинтересована в создании "расширенной, многовариантной сети альтернативных маршрутов вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок и готова рассмотреть поступающие на этот счет конструктивные предложения". Ричард Морнингстар выразил ту же мысль более понятным языком: "Ашхабад будет поставлять газ для крупного газопровода в Европу".