Интернет-приложение к федеральному еженедельнику "Российские вести" Riga.Rosvesty опубликовало интервью с Робертом Зиле, членом Европейского Парламента от партии "Отечеству и Свободе/ДННЛ". Приводим его текст полностью:

Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в Европарламенте (ЕП).

Я работаю в ЕП уже второй срок, в первый раз был избран в 2004-ом году, с момента вступления Латвии в ЕС, и второй раз соответственно в 2009-ом. Сейчас Латвию представляет 8-мь евродепутатов. Как и все евродепутаты, я работаю в комитетах ЕП, и, имея, соответствующий опыт в Латвии я вошёл в комитет по транспорту и туризму, в созданный комитет по финансовому кризису, а в комитет промышленности, исследований и энергетики я вошел в качестве substitute. Я считаю себя экспертом в этих областях, поскольку и в правительстве Латвии я занимался этими же вопросами, и могу завоевать авторитет и в Брюсселе. Также я вхожу в группу Европейских Консерваторов и Реформистов (EКР), куда входят британские Тори, польская партия "Закон и справедливость", чешская партия гражданских демократов и другие. Всего их 8-мь, как и полагается законодательством ЕП. Всего у группы EКР 54 депутатов, в том числе из правительства Великобритании и Чехии. Потому группа является в меру влиятельной в ЕП, а поскольку туда входит и наша партия, то мы можем влиять на решения, касающиеся транспорта, ведь этот комитет представляю я сам.

Безусловно, работать в ЕП в таком составе из 8-ми депутатов от ЛР, который у нас есть, сейчас очень сложно, так как среди нас Татьяна Жданок, придерживающаяся совсем других взглядов и Альфред Рубикс, бывший лидер коммунистической партии.

Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве "тевземцев" с британскими консерваторами в ЕП?

Раньше британские Тори работали в самой большой фракцией в ЕП - European People Party (Партия Европейских Людей), но она была федерально-ориентированная, поскольку туда входила и немецкая группа Ангелы Меркель и французская группа Николя Саркози. Однако, перед выборами британские Тори захотели сделать более конструктивную партию, которая за Европу, но не хочет больше федеративности в Европе, чем есть на сегодняшний день. Политика на сегодняшний день такова, что государства сами решают свои внутренние проблемы, и этим и отличается правительство Дэвида Кэмерона от правительства Николя Саркози или Ангелы Меркель. Европа не должна становиться такой федеральной структурой, какой являются США. Английские Тори решили объединить в Европе те партии, которые придерживаются подобной политики и так и сложилось наше сотрудничество.

В такой ситуации какова будет власть ЕП?

Такая же, как сейчас. После вступления в силу Лиссабонского договора она многократно увеличилась, и решения, принимаемые в ЕП, осуществляются всеми странами членами ЕС. Но не хотелось бы иметь больше европейских координационных структур, чем есть сейчас. Таких, как, к примеру, единая надзорная система над банковскими или финансовыми отраслями. Наши банки, безусловно, сейчас сотрудничают, но у каждой страны всё же есть свой центробанк.

Как ваше объединение с "Всё для Латвии" повлияет на ваши отношения с британскими консерваторами?

Пока никак. У "Всё для Латвии" есть имидж радикальной партии, но сегодня она уже не такая. Это русскоязычная пресса делает из них радикалов, в то время, как они очень изменились за последнее время. Более того я являюсь председателем этого объединения, и от тех принципов и ценностей, которые я исповедую, я не откажусь никогда. Мы национальная партия, которая хочет усиления латышского языка здесь, в Латвии, но не надо делать из нас экстремистов.

Как бы вы охарактеризовали Райвиса Дзинтарса как политика?

Райвис Дзинтарс очень вырос. Он получил степень магистра политологии. Конечно, ему нужен практический опыт в Сейме. Но этот молодой человек способен сделать блестящую карьеру!

Почему "Единство" отказалось взять "тевземцев" в свой список?

Это надо спросить у них самих. Но я лично считаю, во-первых, это политические амбиции. В "Единстве" выстроилась целая очередь на хорошие места в списках. Во-вторых, при нашем слияние с "Единством", они бы уже не смогли сотрудничать с "Центром Согласия" и уж тем более войти с ними в правящую коалицию.

Ваше отношение к объединению "За лучшую Латвию"?

Я прекрасно знаю лидеров партии, и Андриса Шкеле и Айнара Шлесерса, и, конечно, Гунтиса Улманиса, ведь я сам в политике с конца 80-х. Однако, я считаю, именно из-за них сложилась неблагополучная финансовая ситуация в стране. Они не смогут стереть с себя того факта, что мы слишком глубоко попали в яму экономического кризиса. Эти люди работали по принципу политического частного партнёрства с бизнесом (political private partnership), а не общественного. Это даже хуже, чем представлять интересы микроэкономики, ведь они сотрудничают и с ITERA, и с "Газпромом", а, если они встанут у руля, то порулят именно в эту сторону! Это хорошо для администрации Путина, но никак не для Латвии.

Ваши прогнозы на выборы в Сейм?

Для нас важнее всего, чтобы "Центр Согласия" не стал членом коалиции, хотя такой расклад возможен. Для этого нам надо получить минимум 15 мест. Есть несколько вариантов коалиций - "Центр Согласия" при 25-30 местах и "Единство" при 25-30 местах создают коалицию. А если добавить еще и "Союз зеленых и крестьян", то будет совсем нежелательная ситуация. Для меня идеальным вариантом является "Единство", "зеленые и крестьяне" при 15-20 местах и мы. "За Лучшую Латвию" вряд ли получит больше 10-ти мест. Что касается "ЗаПЧЕЛ", то их надо добавлять в "Центр Согласия", поскольку другого электората у них всё равно нет. Разницы не будет - или они одни, или с "Центром Согласия", всё равно электорат у них один. Что же касается премьера, то это не самый важный вопрос, поскольку премьер будет тот, в зависимости от того, какие силы войдут в коалицию. Я не вижу вариантов, что это может Урбанович, но и вряд ли есть шансы у Домбровскиса.

На ваш взгляд, возможно, ли сотрудничество "Единства" и "Центра Согласия" после выборов? К тому же ваш коллега Райвис Дзинтарс недавно высказался на эту тему так: "Пока в "Центре согласия" будут интерфронтовцы, пока они будут поддерживать прославление тоталитарного советского режима и не признают факт оккупации Латвии в 1940 году, пока они интересы России будут ставить выше интересов Латвии ни о каком сотрудничестве речи идти не может".

Что можно говорить о партии, которая не признаёт факт оккупации Латвии, который уже признал ЕП? Их программа делает явные уступки российским интересам. Они и не скрывают своих симпатий, и можно представить себе в какой информационной среде они живут. Мы не видим возможности делать политику с такими силами, потому что это совсем другой курс для Латвии. Кроме всего прочего "Единство" уже два месяца избегает ответа на вопрос о сотрудничестве с нами, и я прихожу к выводу, что их сотрудничество с "согласистами" очень возможно. А это более, чем некорректно по отношению к электорату "Единства", ведь многие их избиратели вообще живут заграницей. Для тех, кто проголосует за "Единство" - такая коалиция станет глубокой личной трагедией. Латвия - член ЕС и НАТО и целиком ориентирована на Запад. Она ни в коем случае не является буферной зоной для ближнего зарубежья.

Но в таком случае избиратель "Центра Согласия", как вы сказали - этнический, разочаруется и в своём выборе?

Почему? Вовсе нет. Ведь избиратели "Центра Согласия" хорошо понимают, что только так они могут войти в коалицию. Это математика. А "Центр Согласия" хочет войти во власть, но для этого им нужен серьёзный партнёр. И избиратель, читающий газеты, прекрасно это понимает, но этого не понимает тот избиратель, который ходит раз в четыре года на выборы и ставит плюсики.

Как вы относитесь к тому, что Латвия взяла займ у МВФ? Господин Бригманис как-то заметил, что это сделка бизнесменов.

Это ерунда. Бригманис не разбирается в финансах. Все эксперты сказали, что МВФ не идёт против интересов государства. Там работают экономисты, которые внимательно изучают социальные аспекты. Кроме нас взяли кредит румыны и венгры. Мы же в частности получили прекрасные проценты -от 2,5 до 3, 4 процентов по фиксированной ставке это немного. Россия за такие деньги не может продать свои ценные бумаги. Сейчас у нас воцарилась стабильность. Кроме того нам не обязательно выбирать все деньги сразу. Казначейство всё время продает ценные бумаги, 6, 12-ти месячные и даже двухгодовые. На наши годовые ценные бумаги идёт двухпроцентный доход по Еврорибору. Это значит, что финансовые рынки воспринимают нас серьёзно.

Предложение, которое сделали нам международные эксперты, было очень выгодным. А господин Бригманис никогда не работал с финансами, он был всего лишь депутатом. Я в отличие от него семь лет вёл переговоры с разными финансовыми структурами.

А если бы лат был девальвирован, не было ли это лучше?

Уже поздно об этом говорить. Если бы мы не спасли "Парекс" с фиксированной валютой, то коммерческий сектор банков, а это шведские, литовские, эстонские банки, очень бы изменился. Мы спасли не только "Парекс", не только ставки по кредитам в Евро, но и банковскую систему наших соседей. Ведь маржа тех же шведских банков в прибыли были очень большими. Если бы шведские банки потеряли свои инвестиции, не знаю, как бы это отразилось на их экономике. Мы же просто взяли ответственность на себя в этой ситуации и выручили соседей.

Что же касается "Банка Балтия" и игры на девальвации лата в те годы, то сравнения с нынешней ситуацией быть не может - тогда это была криминальная история. Сейчас же, когда вся банковская и финансовая ситуация тесно взаимосвязана, падение одного рынка отражается на других рынках.

Говорят, что между Айнаром Шлесерсом и вами идёт борьба за контроль над аэропортом?

Это же ерунда! Конечно, Шлесерс был министром сообщения и человеком, ориентированным на бизнес. Вот хотя бы история с Ryanair. Это компания всегда ведёт себя очень агрессивно на новых рынках и требует особых условий. Шлесерс обеспечил им великолепные условия до 2014-го года, подписав договор без мандата. Они платят по 4,5 евро за пассажира и всё. Это заниженная цена для такой компании. Потом многие авиакомпании сделали запрос в совет по конкуренции и начались суды между авиакомпаниями и аэропортам. Очень многие просто ушли с рынка, такие как British Airways и KLM. В то время как частная компания Airbaltic, владеющая большей частью авиационного рынка в Риге, имеет эксклюзивный акционерный договор, и в этом году они вообще ничего не платят аэропорту. Любая авиакомпания должна платить. Я хочу, чтобы к нам приходили всё новые и новые авиакомпании и не хочу, чтобы банкротство, а как следствие, приватизация аэропорта состоялась. В то же время, если бы не было Ryanair, то аэропорт сегодня принадлежал бы Airbaltic.

Не могли бы выделить три основных пункта вашей предвыборной программы?

Первое - это укрепление государственного языка. Развитие нашей принадлежности к Европе, миссии НАТО. Партнерство с США. Второе - социально-экономическая позиция, в рамках которой мы хотим менять налоговую политику и сделать налоги больше на недвижимость и потребление, но уменьшить социальный налог и налог с заработной платы. Третье - это особенности энергетической и транспортной политики. Мы хотим диверсифицировать наших энергетических партнёров, чтобы газовые отношения не шли стопроцентно с Россией, а электропровода шли по балтийско-скандинавскому региону. Мы по прежнему связаны с Северо-Западной частью ЕС.