ИА REGNUM публикует проект новой Конституции Республики Дагестан, подготовленный Конституционной комиссией РД под руководством Председателя Госсовета РД Магомедали Магомедова. В настоящее время идет обсуждение данного проекта. Предполагается, что новая Конституция будет принята Конституционным Собранием РД до 26 июля - Дня Конституции РД.

Комментарий ИА REGNUM. Предлагаемый проект Конституции наиболее интересен своими положениями об исполнительной власти в РД. Прежде всего, впервые предлагается ввести пост Главы Дагестана, избираемого всенародным голосованием. По ныне действующей Конституции исполнительную власть РД возглавляет Госсовет - коллегиальный орган, в который входит по одному представителю от 14 основных народов РД и который избирается Конституционным собранием. Таким образом, Дагестан - это на сегодняшний день единственный регион РД, не имеющий всенародно избранного главы.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно Переходным положением предлагаемого проекта, первые всенародные выборы Главы РД предполагается провести лишь в 2006 году, когда истекает срок полномочий нынешнего Госсовета и его председателя.

В проекте не оговорен механизм избрания депутатов Народного Собрания РД. Согласно действующему законодательству, они избираются при достаточно сложной системе "нарезки" избирательных округов, обеспечивающей пропорциональное представительство всех основных народов в НС.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (Проект)

Мы, многонациональный дагестанский народ, исторически объединившийся в единое государство, сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства, признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, стремясь к созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ и провозглашаем ее ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

Республика Дагестан - Дагестан есть единое, демократическое, правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Наименования Республика Дагестан и Дагестан равнозначны. Республика Дагестан принимает свою Конституцию и республиканские законы.

Статья 2

Республика основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными.

Статья 3

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Дагестан.

Статья 4

Носителем и источником государственной власти в Дагестане является его многонациональный народ. Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы законодательной, исполнительной, судебной власти и органы местного самоуправления. Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имеют прямое действие и применяются на всей территории Республики Дагестан. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Дагестан, не должны противоречить Конституции Республики Дагестан.

Статья 5

Республика Дагестан гарантирует права коренных народов и национальных меньшинств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Республика Дагестан признает и уважает национально - культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана. Каждому из народов Дагестана гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.

Статья 6

Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 7

Государственную власть в Республике Дагестан осуществляют Глава (Председатель, Президент) Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан. Система органов государственной власти Республики Дагестан устанавливается настоящей Конституцией в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Статья 8

В Республике Дагестан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 9

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Дагестан и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 10

Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана. Республика Дагестан гарантирует всем народам сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 11

Республика Дагестан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Республика Дагестан обеспечивает социальную ориентацию экономики, гарантирует свободу экономической деятельности, равноправие всех форм собственности, создает условия для добросовестной конкуренции. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Государственное регулирование экономических отношений осуществляется в соответствии с законодательством посредством республиканских программ экономического и социального развития, финансовой, налоговой, кредитной и инвестиционной политики и должно способствовать устранению диспропорций в развитии территорий.

Статья 12

В Республике Дагестан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 13

Земля, ее недра, внутренние воды, растительный и животный мир, леса, ресурсы континентального шельфа Каспийского моря, морской экономической зоны используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право частной собственности на землю приобретается на основании и в пределах, определяемых законом.

Статья 14

В Республике Дагестан признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Дагестан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 15

Республика Дагестан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

ГЛАВА 2

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 16

В Республике Дагестан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами. Достоинство личности, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой общественного порядка и социального мира.

Статья 17

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 18

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы, пола, языка, происхождения, социального, имущественного положения, занимаемой должности, рода занятий, места жительства, образования, политических, правовых и иных убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Статья 19

Человек и гражданин несет обязанности перед обществом и государством. Государство несет обязанности перед человеком и гражданином.

Статья 20

Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся на территории Республики Дагестан, обладает всеми правами и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан. Осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц, наносить ущерб интересам общества и окружающей среде. Не допускается использование прав и свобод для насильственного устранения или изменения конституционного строя Республики Дагестан, пропаганды и разжигания национальной, социальной и религиозной вражды и ненависти, насилия, совершения безнравственных и общественно опасных деяний.

Статья 21

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на территории Республики Дагестан, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные законодательством.

Статья 22

Ни один гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Дагестан, не может быть выдан иностранному государству иначе как по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 23

Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Статья 24

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей в соответствии с законодательством Российской Федерации допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 25

Каждый человек имеет право на защиту его чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных, телеграфных и других сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право в соответствии с законом на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, на получение относящейся к ним информации, которая находится в распоряжении государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, общественного объединения, должностного лица.

Статья 26

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

Статья 27

Каждый, кто законно находится на территории Республики Дагестан, имеет право на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства в Республике Дагестан. Каждый может свободно выезжать за пределы Республики Дагестан. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Дагестан, имеет право беспрепятственно возвращаться.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода мысли, слова и выражения мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право на свободный поиск, получение, производство и распространение информации любым законным способом.

Статья 29

Каждому гарантируется свобода совести - право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

Статья 30

Каждый вправе свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 31

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В выборах принимают участие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, достигшие 18 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 32

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе. Требования к кандидатам на должности государственных и муниципальных служащих определяются законом. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование.

Статья 34

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право на объединение в порядке, предусмотренном законом. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 35

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статья 36

Признается право на забастовку. Порядок его осуществления определяется федеральным законом.

Статья 37

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Статья 38

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В случае незанятости по не зависящим от лица причинам ему гарантируется право на материальное обеспечение в соответствии с законом. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения. Принудительный труд не допускается. Каждый имеет право на отдых. Работнику гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для определенных профессий и работ.

Статья 39

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений. Платная медицинская помощь допускается в соответствии с законом. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 40

Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца, в иных установленных законом случаях. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны гарантировать официально установленный прожиточный минимум. Республика Дагестан развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность.

Статья 41

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 42

Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования, основного общего, полного среднего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Допускается платное образование в соответствии с законом.

Статья 43

Гарантируется свобода художественного и технического творчества, научных исследований и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 44

Каждый имеет право на защиту от незаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина. Гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Республики Дагестан, гарантируется судебная защита в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными и иными лицами.

Статья 45

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 46

Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Это право не может быть ограничено. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 47

Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц способами, не запрещенными законом.

Статья 48

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 49

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Статья 50

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются федеральным законом. Потерпевшему обеспечивается доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба.

Статья 51

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 52

Закон, устанавливающий или усиливающий юридическую ответственность лица, обратной силы не имеет.

Статья 53

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Чрезвычайное положение на территории Республики Дагестан и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 54

В Республике Дагестан не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 55

Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Дагестан, обязан соблюдать Конституцию, законы и основанные на них нормативные акты, а также признанные Российской Федерацией принципы и нормы международного права. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Статья 56

Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Дагестан, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 57

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги равноправны в семейных отношениях. Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о своих родителях.

Статья 58

Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Дагестан, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Статья 59

Защита Отечества - долг каждого гражданина. Лица мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, обязаны нести военную либо заменяющую ее службу. Несение военной службы, освобождение от нее, а также замена военной службы выполнением альтернативных обязанностей определяются федеральным законом.

Статья 60

Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 61

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Дагестан, обязаны при необходимости оказывать содействие в проведении общественных работ по предупреждению и преодолению последствий стихийных бедствий.

Статья 62

Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан.

ГЛАВА 3

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН - ГОСУДАРСТВО В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63

Республика Дагестан входит в Российскую Федерацию в качестве ее субъекта. Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации или совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Дагестан. Взаимоотношения между Республикой Дагестан и Российской Федерацией основаны на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан и определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями. Республика Дагестан участвует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 64

Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ведения Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Дагестан. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного с Российской Федерацией ведения Республика Дагестан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Дагестан, изданным в соответствии с частью третьей настоящей статьи, действует нормативный правовой акт Республики Дагестан. Федеральные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, изданные в нарушение части третьей настоящей статьи, могут быть обжалованы в установленном порядке.

Статья 65

Республика Дагестан имеет право на установление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящей Конституцией, участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны по вопросам, затрагивающим интересы Республики Дагестан.

Статья 66

Республика Дагестан участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Статья 67

Республика Дагестан отвергает насилие и войну как средства разрешения споров между государствами и народами. В Республике Дагестан пропаганда войны запрещается.

Статья 68

Территория Республики Дагестан едина, ее статус и границы не могут быть изменены без волеизъявления дагестанского народа. Республика Дагестан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики. Административно-территориальными единицами республиканского значения являются: районы: Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский (с Бежтинским участком в его составе), Чародинский, Шамильский; города: Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южносухокумск. Административно-территориальными единицами районного и городского значения являются поселки, сельсоветы, села. Полный перечень административно-территориальных единиц районного и городского значения содержится в Едином реестре административно-территориальных единиц Республики Дагестан, который издается Правительством Республики Дагестан. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства определяется республиканским законом.

Статья 69

Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Дагестан в соответствии с федеральным конституционным законом.

ГЛАВА 4

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

Статья 70

Народное Собрание - парламент Республики Дагестан - законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Дагестан.

Статья 71

Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 60 депутатов, избранных прямым, всеобщим и тайным голосованием гражданами, обладающими избирательным правом. До 30 депутатов в порядке, установленном Народным Собранием, могут работать в Народном Собрании на постоянной профессиональной основе.

Статья 72

Народное Собрание избирается сроком на четыре года.

Статья 73

Депутатом Народного Собрания может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Народного Собрания не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности Республики Дагестан, государственные должности государственной службы Республики Дагестан, муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено законодательством. В случае, если деятельность депутата Народного Собрания осуществляется на постоянной профессиональной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством. Депутат Народного Собрания не может входить в состав Правительства Республики Дагестан.

Статья 74

Депутаты Народного Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 75

Народное Собрание собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания не менее двух третей установленного числа депутатов. Глава Республики Дагестан может созвать заседание Народного Собрания ранее этого срока. Первое заседание Народного Собрания открывает и до избрания Председателя Народного Собрания ведет старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Народного Собрания нового созыва полномочия Народного Собрания прежнего созыва прекращаются.

Статья 76

Народное Собрание собирается на сессии не менее одного раза в месяц, за исключением периода парламентских каникул. Внеочередные сессии созываются Президиумом Народного Собрания по инициативе Председателя Народного Собрания, либо не менее одной трети депутатов Народного Собрания, либо Главой Республики Дагестан. Заседания Народного Собрания являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом Народного Собрания Республики Дагестан, Народное Собрание вправе проводить закрытые заседания.

Статья 77

Народное Собрание избирает из своего состава Председателя Народного Собрания и его заместителей. Председатель Народного Собрания и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком парламента в соответствии с принятым Народным Собранием Регламентом. Народное Собрание Республики Дагестан для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Народного Собрания, осуществления контрольных полномочий избирает из числа депутатов комитеты и их председателей. Часть депутатов, избранных в состав каждого из комитетов, работает в Народном Собрании на постоянной профессиональной основе. Организация, порядок деятельности и компетенция комитетов определяются законом. Народное Собрание в необходимых случаях создает следственные, ревизионные и иные комиссии по вопросам ведения парламента.

Статья 78

Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний Народного Собрания Республики Дагестан формируется Президиум Народного Собрания Республики Дагестан в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.

Статья 79

Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Народное Собрание образует Счетную палату, порядок деятельности которой определяется республиканским законом.

Статья 80

К ведению Народного Собрания относятся:

1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан, за исключением глав 1, 2 и 10, принятие законов, внесение в них изменений и дополнений;

2) определение совместно с Главой Республики Дагестан основных направлений внутренней и внешней политики республики;

3) утверждение изменения границ Республики Дагестан, решение вопросов административно-территориального устройства Республики Дагестан;

4) дача согласия для назначения на должность Председателя Правительства Республики Дагестан;

5) назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, назначение на должность мировых судей;

6) дача согласия для назначения на должность Прокурора Республики Дагестан;

7) избрание в соответствии с федеральным законодательством на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

8) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов;

9) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

10) выдвижение предложения о выражении недоверия Главе Республики Дагестан;

11) рассмотрение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Дагестан;

12) рассмотрение вопроса о недоверии (доверии) Правительству Республики Дагестан;

13) назначение выборов в Народное Собрание, участие в формировании Избирательной комиссии Республики Дагестан;

14) назначение референдума Республики Дагестан;

15) утверждение республиканского бюджета Республики Дагестан и отчета о его исполнении;

16) принятие республиканских программ социально-экономического развития Республики Дагестан;

17) рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Дагестана;

18) осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

19) созыв Конституционного Собрания;

20) учреждение государственных наград, установление специальных и почетных званий, классных чинов;

21) официальное толкование законов Республики Дагестан;

22) ратификация и денонсация договоров и соглашений, заключенных от имени республики;

23) осуществление контрольных и иных полномочий, возложенных на него законодательством.

При рассмотрении вопросов, касающихся изменения сложившегося административно-территориального устройства, а также демографической, языковой, социально-экономической и культурной среды проживания народов Дагестана, в случае несогласия депутата или группы депутатов от данной территории с предложенным проектом решение принимается после согласительных процедур большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания. Народное Собрание принимает законы и постановления и контролирует их исполнение. Законы и постановления Народного Собрания принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Республики Дагестан.

Статья 81

Право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Дагестан, депутатам Народного Собрания, Правительству Республики Дагестан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Дагестан и Избирательной комиссии Республики Дагестан по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Народное Собрание. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Главы Республики Дагестан.

Статья 82

Принятый республиканский закон в течение пяти дней направляется Главе Республики Дагестан для подписания и обнародования. Если Глава Республики Дагестан в течение четырнадцати дней с момента поступления республиканского закона отклонит его, то Народное Собрание в установленном Конституцией Республики Дагестан порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении республиканский закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, он подлежит подписанию Главой Республики Дагестан в течение семи дней и обнародованию. Статья 83

Народное Собрание вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии актов органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации Конституции Российской Федерации, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 84

Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии актов Главы Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан Конституции Республики Дагестан.

Статья 85

Председатель Народного Собрания Республики Дагестан:

1) организует подготовку сессий Народного Собрания Республики Дагестан и ведет его заседания;

2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Народным Собранием Республики Дагестан, подписывает принятые им постановления;

3) представляет Народному Собранию Республики Дагестан кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Народного Собрания, руководителей комитетов и комиссий Народного Собрания, Руководителя Аппарата Народного Собрания;

4) обеспечивает взаимодействие парламента с другими органами власти и управления, вправе участвовать в заседаниях Правительства Республики Дагестан;

5) координирует деятельность комитетов и комиссий, обеспечивает их взаимодействие;

6) решает другие вопросы, возложенные на него законодательством.

ГЛАВА 5

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

(Председатель, Президент Республики Дагестан)

Статья 86

Глава Республики Дагестан возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Дагестан. Глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан. Глава Республики Дагестан выступает гарантом соблюдения Конституции, единства и территориальной целостности республики, законности и правопорядка, равноправия народов, защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Дагестан. Глава Республики Дагестан в соответствии с Конституцией Республики Дагестан и республиканскими законами определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Дагестан. Глава Республики Дагестан как высшее должностное лицо Республики Дагестан представляет республику внутри страны и в международных отношениях.

Статья 87

Глава Республики Дагестан избирается сроком на четыре года гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Республики Дагестан, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главой Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Главы Республики Дагестан более чем на два срока подряд. Порядок выборов Главы Республики Дагестан определяется республиканским законом.

Статья 88

Глава Республики Дагестан вступает в должность на тридцатый день после избрания. При вступлении в должность Глава Республики Дагестан приносит следующую присягу: Клянусь своей честью и достоинством, что буду добросовестно выполнять обязанности Главы Республики Дагестан, соблюдать Конституцию и законы Республики Дагестан, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать ее государственность и единство, верно служить многонациональному дагестанскому народу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Народного Собрания и судей Конституционного Суда Республики Дагестан.

Статья 89

Глава Республики Дагестан:

1) назначает с согласия Народного Собрания Председателя Правительства Республики Дагестан;

2) по предложению Председателя Правительства Республики Дагестан образует Правительство Республики Дагестан, вносит в него изменения;

3) представляет Народному Собранию кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, мировых судей, вносит предложение о кандидатуре на должность Прокурора Республики Дагестан;

4) принимает отставку Правительства Республики Дагестан, членов Правительства Республики Дагестан;

5) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами Народного Собрания Республики Дагестан представителей Республики Дагестан;

6) утверждает по предложению Председателя Правительства Республики Дагестан систему и структуру республиканских органов исполнительной власти;

7) проводит кадровую политику;

8) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Дагестан;

9) формирует Администрацию Главы Республики Дагестан;

10) награждает государственными наградами Республики Дагестан, присваивает почетные и специальные звания Республики Дагестан, представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации;

11) ведет переговоры и подписывает договоры, иные соглашения от имени Республики Дагестан;

12) подписывает и обнародует законы Республики Дагестан, издает указы и распоряжения;

13) обращается к Народному Собранию Республики Дагестан с ежегодным посланием о положении в республике, информирует парламент о важнейших вопросах внутренней и международной политики; имеет право участия и внеочередного выступления на заседаниях Народного Собрания Республики Дагестан;

14) представляет Народному Собранию проект республиканского бюджета Республики Дагестан и отчет о его исполнении, проекты программ социально-экономического развития Республики Дагестан;

15) может проводить согласительные процедуры для разрешения противоречий между различными ветвями власти;

16) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством.

Статья 90

Глава Республики Дагестан на основе и во исполнение Конституции Республики Дагестан и законов Республики Дагестан издает указы и распоряжения, контролирует их исполнение. Указы и распоряжения Главы Республики Дагестан не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан. Указы и распоряжения Главы Республики Дагестан обязательны к исполнению на всей территории Республики Дагестан.

Статья 91

Глава Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии актов органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации Конституции Российской Федерации, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий. Глава Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии законов Республики Дагестан, актов Народного Собрания Республики Дагестан, представительных органов местного самоуправления Конституции Республики Дагестан.

Статья 92

Глава Республики Дагестан вправе отменять решения органов исполнительной власти Республики Дагестан, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан.

Статья 93

Личность Главы Республики Дагестан неприкосновенна и охраняется законом.

Статья 94

Глава Республики Дагестан приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Дагестан. Глава Республики Дагестан прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Народным Собранием Республики Дагестан;

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации;

10) его отзыва избирателями в соответствии с республиканским законом.

При этом выборы Главы Республики Дагестан должны состояться не позднее чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Глава Республики Дагестан не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Республики Дагестан. Исполняющий обязанности Главы Республики Дагестан не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан.

Статья 95

Главе Республики Дагестан может быть выражено недоверие Народным Собранием Республики Дагестан в случаях: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Республики Дагестан не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; установленного компетентным судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан и законов Республики Дагестан, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Предложение о выражении недоверия вправе представить группа численностью не менее одной трети депутатов Народного Собрания. Если Конституционный Суд Республики Дагестан вынесет заключение о наличии оснований и соблюдении установленного порядка выдвижения предложения о выражении недоверия Главе Республики Дагестан, то вопрос передается на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан. Решение Народного Собрания о недоверии Главе Республики Дагестан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Решение Народного Собрания Республики Дагестан о недоверии Главе Республики Дагестан влечет за собой немедленную отставку Главы Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан.

ГЛАВА 6

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 96

Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан образуется Главой Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан. По предложению Председателя Правительства Глава Республики Дагестан вправе ввести в состав Правительства руководителей других республиканских органов государственного управления. Правительство Республики Дагестан слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой Республики Дагестан и по его поручению продолжает выполнять свои функции до формирования нового Правительства Республики Дагестан.

Статья 97

Председатель Правительства Республики Дагестан назначается Главой Республики Дагестан с согласия Народного Собрания. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Дагестан вносится Главой Республики Дагестан не позднее чем в двухнедельный срок после вступления в должность Главы Республики Дагестан или после отставки Правительства Республики Дагестан либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Народным Собранием. Народное Собрание рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства Республики Дагестан в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Статья 98

Председатель Правительства Республики Дагестан не позднее чем в недельный срок после назначения представляет Главе Республики Дагестан предложения о системе и структуре республиканских органов исполнительной власти.

Статья 99

Правительство Республики Дагестан ответственно перед Главой Республики Дагестан и Народным Собранием. Вновь образованное Правительство Республики Дагестан представляет на рассмотрение Главы Республики Дагестан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.

Статья 100

Правительство Республики Дагестан:

1) разрабатывает и представляет Главе Республики Дагестан проекты республиканского бюджета Республики Дагестан, программ социально-экономического развития Республики Дагестан для внесения в Народное Собрание; обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Дагестан, программ социально-экономического развития Республики Дагестан и представляет отчет об их исполнении;

2) проводит государственную политику по экономическому и социально - культурному развитию Республики Дагестан; осуществляет меры по развитию науки, образования, культуры, рациональному использованию и охране природных ресурсов;

3) осуществляет управление республиканской собственностью; участвует в управлении федеральной собственностью, переданной в управление Республики Дагестан в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) объединяет и направляет деятельность министерств, других органов исполнительной власти;

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

6) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;

7) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства Правительства по вопросам экономического и социально - культурного управления;

8) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, указами Главы Республики Дагестан. Компетенция и порядок деятельности Правительства Республики Дагестан определяются республиканским законом.

Статья 101

Председатель Правительства Республики Дагестан:

1) осуществляет руководство деятельностью Правительства;

2) определяет в соответствии с Конституцией Республики Дагестан, республиканскими законами, указами Главы Республики Дагестан основные направления деятельности Правительства Республики Дагестан и организует его работу;

3) представляет Главе Республики Дагестан предложения о системе и структуре органов исполнительной власти;

4) вносит на рассмотрение Главы Республики Дагестан предложения о составе Правительства, внесении в него изменений;

5) обеспечивает взаимодействие Правительства Республики Дагестан с другими органами государственной власти и управления республики, органами исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и зарубежных государств;

6) имеет право участия и внеочередного выступления на заседаниях Народного Собрания;

7) подписывает постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан;

8) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством.

Статья 102

На основании и во исполнение Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, указов Главы Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан обязательны к исполнению в Республике Дагестан. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан, указам Главы Республики Дагестан они могут быть отменены Главой Республики Дагестан.

Статья 103

Председатель Правительства Республики Дагестан и члены Правительства Республики Дагестан не могут быть в составе Народного Собрания Республики Дагестан или других представительных органов, занимать какие-либо иные должности, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Статья 104

Правительство Республики Дагестан, Председатель Правительства Республики Дагестан или член Правительства Республики Дагестан могут подать в отставку. Отставка Председателя Правительства принимается или отклоняется Главой Республики Дагестан. Отставка Председателя Правительства Республики Дагестан влечет отставку всего Правительства. Отставка члена Правительства принимается или отклоняется Главой Республики Дагестан по представлению Председателя Правительства Республики Дагестан. Народное Собрание может выразить недоверие Правительству и (или) члену Правительства Республики Дагестан в случаях: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Председатель Правительства и (или) член Правительства не устранят указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; установленного компетентным судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан и законов Республики Дагестан, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания путем тайного голосования. После выражения Народным Собранием недоверия Глава Республики Дагестан вправе объявить об отставке Правительства и (или) члена Правительства либо не согласиться с решением Народного Собрания. В случае, если Народное Собрание в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству и (или) члену Правительства, Глава Республики Дагестан объявляет об отставке Правительства и (или) члена Правительства. Председатель Правительства Республики Дагестан может поставить перед Народным Собранием вопрос о доверии Правительству Республики Дагестан. Если Народное Собрание в доверии отказывает, Глава Республики Дагестан в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Дагестан по поручению Главы Республики Дагестан продолжает действовать до формирования нового Правительства Республики Дагестан.

ГЛАВА 7

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 105

Правосудие в Республике Дагестан осуществляется федеральными судами - Верховным Судом Республики Дагестан, Арбитражным Судом Республики Дагестан, районными судами и судами Республики Дагестан - Конституционным Судом Республики Дагестан, мировыми судьями. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 106

Конституционный Суд Республики Дагестан является судебным органом по защите конституционного строя. Конституционный Суд Республики Дагестан состоит из 5 судей. Организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда Республики Дагестан определяются республиканским законом. Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, депутатов Народного Собрания, Правительства Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного Суда Республики Дагестан, Прокурора Республики Дагестан, представительных органов власти и глав администраций районов и городов, Уполномоченного по правам человека разрешает дела о соответствии Конституции Республики Дагестан:

1) республиканских законов, нормативных актов Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан;

2) не вступивших в силу договоров, заключенных от имени Республики Дагестан;

3) уставов административно - территориальных единиц;

4) нормативных актов представительных органов власти и глав администраций городов и районов Республики Дагестан.

Конституционный Суд Республики Дагестан по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Дагестан, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом. Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан дает толкование Конституции Республики Дагестан. Конституционный Суд Республики Дагестан по запросу Народного Собрания Республики Дагестан дает заключение о наличии оснований для выдвижения предложения о выражении недоверия Главе Республики Дагестан. Конституционный Суд Республики Дагестан рассматривает иные дела, если это предусмотрено законами Республики Дагестан. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Дагестан договоры Республики Дагестан не подлежат введению в действие и применению.

Статья 107

Судьи Конституционного Суда Республики Дагестан и мировые судьи назначаются Народным Собранием по представлению Главы Республики Дагестан. Судьи назначаются на срок, установленный законом. Порядок назначения судей и прекращения их полномочий устанавливается федеральным законом.

Статья 108

Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей и иные гарантии их независимости устанавливаются федеральным законом.

Статья 109

Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судья не может быть депутатом, состоять в политической партии, ином общественном объединении, преследующем политические цели, занимать какие-либо иные должности, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судья может заниматься научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Статья 110

Прокуратура Республики Дагестан входит в единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Статья 111

Прокурор Республики Дагестан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Народным Собранием Республики Дагестан.

ГЛАВА 8

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 112

Местное самоуправление осуществляется гражданами через образуемые ими местные представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления населения. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением через избираемые ими органы или непосредственно всех вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Порядок формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления, их компетенция определяются законом.

Статья 113

Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Каждая административно - территориальная единица имеет свой статус, определяемый уставом. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 114

Местное самоуправление в Республике Дагестан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан.

ГЛАВА 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ. СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Статья 115

Республика Дагестан имеет свои государственные символы - Герб, Флаг и Гимн, выражающие многонациональный характер республики, самобытность и традиции народов Дагестана. Форма и порядок использования Государственного флага и Государственного герба устанавливаются законом. Текст Государственного гимна утверждается Народным Собранием Республики Дагестан. Столицей Республики Дагестан является город Махачкала. Статус столицы определяется республиканским законом.

ГЛАВА 10

ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Статья 116

Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан могут вносить Глава Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, а также группа численностью не менее одной пятой депутатов Народного Собрания.

Статья 117

Положения глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан не могут быть пересмотрены Народным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан будет поддержано двумя третями голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, то в соответствии с республиканским законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Республики Дагестан, либо разрабатывает проект новой Конституции Республики Дагестан, который принимается Конституционным Собранием большинством голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Республики Дагестан считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 118

Поправки к главам 3-9 Конституции Республики Дагестан принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания.

Статья 119

Изменения в статью 68 Конституции Республики Дагестан, определяющую административно-территориальное устройство Республики Дагестан, вносятся на основании республиканского закона об образовании в ее составе нового района, города республиканского значения. В случае изменения наименования района, города республиканского значения новое наименование административно-территориальной единицы подлежит включению в статью 68 Конституции Республики Дагестан решением Главы Республики Дагестан.

ГЛАВА 11

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Конституция Республики Дагестан вступает в силу по истечении 10 дней со дня ее официального опубликования после принятия Конституционным Собранием. Одновременно прекращается действие Конституции Республики Дагестан, принятой 26 июля 1994 года, с последующими изменениями и дополнениями, за исключением глав 4, 5 и 6, действие которых прекращается со дня избрания Главы (Председателя, Президента) Республики Дагестан и Народного Собрания Республики Дагестан в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Народное Собрание Республики Дагестан действующего созыва функционирует до истечения срока полномочий, на который оно было избрано.

3. Государственный Совет Республики Дагестан функционирует до истечения срока полномочий, на который он был избран.

4. Правительство Республики Дагестан с момента вступления Конституции Республики Дагестан в действие до формирования Правительства в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, осуществляет полномочия, предусмотренные главой 6 Конституции Республики Дагестан.