"Венгерский вопрос": Венгры "набрались наглости опубликовать карту Румынии без Трансильвании". Румыния - ЕС: "Между Румынией и Болгарией началось неофициальное соревнование - кто раздаст больше паспортов соотечественникам за рубежом". "История румын": "В случае с Украиной ложь является частью патриотизма". Приднестровское урегулирование: "Меморандум Медведева-Меркель привнес нотку оптимизма в процесс урегулирования приднестровского конфликта".

"Венгерский вопрос": Венгры "набрались наглости опубликовать карту Румынии без Трансильвании"

На днях Румыния представила свой доклад о положении меньшинств в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, заседание которого проходило в Женеве, пишет Adevarul. Новость не стала бы столь сенсационной, если бы в дополнение к официальному документу, представленному румынскими властями, на стол наивысшего международного органа не попал бы еще один доклад, неофициальный, написанный тремя венгерскими организациями из Трансильвании. Наверное, бессмысленно объяснять, что сей альтернативный доклад не содержит объективного анализа на тему меньшинств, а лишь заявления о принципах движения, которое борется за этническую автономию.

Посмотрим, что же содержится в так называемом теневом докладе, продолжает Adevarul. Основное недовольство венгров, по свидетельству авторов, вызывает отношение к ним как к румынским гражданам второго сорта. Аргументы? Отсутствие университетов с обучением на их родном языке, дискриминация в назначении на руководство государственными учреждениями в районах, где венгры составляют большинство населения (будто регион, где они проживают, обеднеет в случае, если у власти не будет находиться Демократический союз венгров Румынии). Ну, и не в последнюю очередь, то, что Секуйский край (секуи - самоназвание венгров, проживающих на территории исторической области Трансильвания; Секуйским краем называется территория уездов Харгита, Ковасна и Муреш, венгерское население которых составляет около 70% - прим. ИА REGNUM Новости) не обладает статусом автономной административной единицы, которая самоуправлялась бы так, как ей взбредет в голову.

Вряд ли стоит распутывать этот клубок претензий, которые все мы слышим уже лет 20, из уст каждого радикального венгра, пишет Adevarul. Они нам архиизвестны. О чем вообще можно говорить после того, как Ласло Токеш из кресла вице-председателя Европейского парламента приравнивает уезды Харгита-Ковасна к Косово? Своим последним заявлением, согласно которому секуи должны выйти на улицы, чтобы получить то, чего добились косовцы, он вызвал лишь новую вспышку волнений. А также превратил серьезную и необходимую дискуссию о самоуправлении и децентрализации в шутовство в исполнении экстремистов с обеих сторон баррикад.

Правда состоит в том, что "теневой доклад", разработанный в лабораториях адъютантами Токеша, вовсе не ставит перед собой цель решить проблемы, с которыми сталкиваются этнические венгры, продолжает Adevarul. На самом деле, прежде чем сохранять культурную самобытность, им, как и их румынским соплеменникам, следовало бы больше думать о дне грядущем. Отправленный же в Женеву документ служит интересам политических кругов, чья легитимность опирается на поощрение различий, разделения, изоляции.

Поэтому, когда Токеш рассказывает нам о "правах венгров", берёт тоска по Корнелиу Вадиму Тудору (лидер праворадикальной антивенгерской партии "Великая Румыния" - прим. ИА REGNUM Новости). Чтобы не быть неверно понятым: после чтения второсортных СМИ "Великой Румынии" единственное желание - это помыть руки, а каждое телевыступление Корнелиу Вадима Тудора больше походит на идиотское телешоу. Но даже тот, кто никогда не проголосовал бы за лидера "Великой Румынии" даже на должность председателя по лестничной площадке в подъезде, вынужден признать, что он даёт адекватный ответ венгерским реваншистам. Так что, от греха подальше, давайте сделаем вид, что мы не понимаем, чего в действительности хочет почетный президент Демократического союза венгров Румынии, подводит итог Adevarul.

Газета Barikad венгерской экстремистской партии Jobbik набралась наглости опубликовать карту Румынии без Трансильвании, пишет Romania Libera. Карта Румынии до 1918 года - когда Трансильвания была частью Венгрии (Трансильвания, наряду с рядом других территорий, вошла в состав Румынии в 1918 году после Первой мировой войны в результате распада Австро-Венгрии - прим. ИА REGNUM Новости) - сопровождает газетную статью, в которой резко критикуется один из румынских парламентариев Богдан Дьякону, считающийся антивенгерским шовинистом и экстремистом. Обвинения посыпались на румынского депутата после того, как Дьякону попросил власти государства объявить депутата Европарламента от крайне правой венгерской партии Jobbik Чанада Сегеди персоной нон-грата в Румынии за его призыв к выходу этнических венгров на улицы для достижения независимости. Богдан Дьякону счел, что подобный призыв является серьезным посягательством на суверенитет и территориальную целостность государства-члена ЕС и намерен требовать объяснений от венгерских властей и официальных лиц ЕС.

Румыния - ЕС: "Между Румынией и Болгарией началось неофициальное соревнование - кто раздаст больше паспортов соотечественникам за рубежом"

Главной темой последних недель в румынских СМИ стали обвинения в адрес Бухареста в европейской прессе относительно того, что он хочет привести граждан Молдавии в ЕС через "чёрный ход". Однако в равной степени эти обвинения применимы к болгарским властям, пишет Gandul в материале под заголовком "Ради въезда в ЕС молдаване братаются и с болгарами". Болгария сталкивается с ростом спроса на туристические визы и получение гражданства, а также с удвоением заявок на обучение в болгарских университетах от молдаван. Притом что болгарские СМИ без умолку говорят о том, как "в последнее время Румыния увеличила количество предоставляемого гражданства", болгарские власти сами ничуть нам в этом не уступают. "Болгарское гражданство представляет огромный интерес и нам следует его поощрять", - говорит Георгий Панайотов, посол Болгарии в Республике Молдова. По его словам, "люди (молдавские граждане) хотели бы получить гражданство как можно скорее". "Для них, получение болгарского гражданства, в первую очередь, поможет в преодолении трудностей связанных с визовыми процедурами" - добавил дипломат, очевидно чтобы умерить опасения западных канцелярий, касающиеся "вторжения" молдаван в ЕС. По мнению Панайотова, молдаване, получившие болгарское гражданство (в основном этнические болгары), не обязательно хотят эмигрировать в страны ЕС. Имея болгарский паспорт, они лишь избегают трудностей, связанных с получением виз. Между прочим, также, как и в случае с посольством Румынии в Кишиневе, в консульском отделе болгарской дипломатической миссии существовали подозрения в коррупции. Но Панайотов уверяет, что ситуация изменилась.

Запросы граждан Республики Молдова на туристические визы, получение гражданства, а также на квоты для обучения в болгарских университетах растут, продолжает Gandul. А министр внутренних дел Болгарии Божидар Димитров даже говорит о некоторых "курьёзных случаях" - молдаванах с румынским гражданством, желающих эмигрировать в Болгарию, где они имеют право обосноваться, как и в любом другом государстве ЕС. Вместе с этим, продолжает расти интерес молодых молдаван болгарского происхождения к обучению в вузах страны, расположенной к югу от Дуная. По сравнению с 2001 годом, в 2010 году число кандидатов удвоилось, а в прошлом году на 104 мест, выделенных болгарским правительством, претендовали 180 кандидатов. С 2009 года посольство Болгарии принимает более активное участие в процессе отбора, который до 2008 года проходил в Кишиневском болгарском лицее, где однако учителя подозревались в подтасовывании результатов. В настоящее время экзамен проходит в Государственном университете в Тараклии (район на юго-западе Молдавии, где болгары представляют 66% населения), с соблюдением стандартов болгарских университетов.

Возможности любой страны ЕС в оформлении виз ограничиваются общими правилами, но она сохраняет суверенитет в решении того, как, при каких условиях и сколько ходатайств о своём гражданстве удовлетворить, пишет Gandul. Панайотов подтвердил заинтересованность Софии в изменении закона о гражданстве Болгарии. Получив болгарское гражданство, свыше 65 тысяч этнических болгар из Молдавии (1,95% от общей численности населения, по данным переписи населения 2004 года) будут избавлены от проблем с получением виз. Также более благоприятными положениями закона могут воспользоваться ещё 204 тысячи болгар из Украины.

Похоже на то, что между Софией и Бухарестом началось неофициальное соревнование - относительно того, какое государство предоставит большее количество своих паспортов соотечественникам из-за рубежа, продолжает Gandul. Между 2002 и 2009 годами 15 тысяч молдаван получили болгарское гражданство, в то же время, с начала 90-х до сих пор румынское гражданство получили 120 тысяч граждан из-за Прута. При этом стоит отметить, что подавляющее число новых паспортов Болгария предоставляет все-таки македонцам, а не молдаванам. Тем не менее, негласное "соперничество" с Румынией в том, кто раздаст больше паспортов, налицо, подводит итог издание.

С 2009 года до сих пор более 60 тысяч граждан Республики Молдовы получили или ещё получат в этом году румынское гражданство, пишет Cotidianul. Для молдаван за Прутом получение румынского гражданства носит формальный характер, поскольку они вошли в категорию тех, кто восстанавливает румынское гражданство (политика Бухареста относительно предоставления румынского гражданства жителям Молдавии исходит из того, что после 1940 года, когда Бессарабия была освобождена от румынской оккупации, бессарабцы "не по своей воле" лишились гражданства Румынии, и поэтому в данный момент они и их потомки вплоть до третьего колена имеют право на "восстановление гражданства" по упрощенной процедуре - прим. ИА REGNUM Новости), утверждают представители Национального управления по вопросам гражданства Министерства юстиции Румынии. Единственный необходимый для них документ - это акт, подтверждающий родственную связь с человеком, проживавшим на территории Бессарабии до её присоединения к СССР, без необходимости проведения собеседования. Наряду с этим, чтобы получить румынское гражданство, молдаване могут не проживать в Румынии.

Согласно данным Национального управления по вопросам гражданства, в 2009 году 25183 человека стали гражданами Румынии, а в этом году из 41649 заявок были удовлетворены 17084, продолжает Cotidianul. Большинство поданных молдаванами заявок относятся как раз к категории восстановления гражданства. Хотя представители Национального управления по вопросам гражданства утверждают, что не имеют статистических данных о том, из каких стран поступают заявки на получение румынского гражданства, всё же признают, что большая часть запросов касается именно восстановления гражданства. Более того, порядка 95% из всего списка имён тех, кто присягнул на верность Румынии, опубликованных Министерством юстиции на своём сайте, имеют молдавское звучание. При этом большинство молдаван, получивших румынское гражданство, рождены в период между 1980 и 1989 годами.

Для тех, у кого нет родственников с румынским гражданством, дела обстоят гораздо сложнее, пишет Cotidianul. Для получения гражданства по заявке необходимо пройти собеседование, подтверждающее, что ходатайствующий говорит на румынском языке и обладает основными понятиями о румынской культуре и цивилизации, достаточными, чтобы интегрироваться в общественную жизнь, знает конституцию Румынии и национальный гимн. Библиография данного интервью достаточно обширна, многим приходилось проходить его по три или даже четыре раза. Так называемые основные понятия, которыми должны обладать будущие румынские граждане, таковы, что более 80% румын могли бы потерять своё гражданство, случись им пройти подобное собеседование. Темы и библиография интервью сравнимы по сложности с экзаменом на степень бакалавра. Те, кто желает получить румынское гражданство, должны обладать знаниями истории Румынии, географии, основ государства и права. Так же представлен большой перечень тем из таких областей, как человек и общество, религиозная терпимость и свобода вероисповедания, образование и семья. Более того, будущий румынский гражданин должен знать то, чего не знают многие коренные румыны: правила поведения в обществе - формы вежливого обращения, правила поведения в семье, воспитания детей и правила общения. Последняя глава собеседования состоит из вопросов на тему ценностей Европейского союза: принципов равенства перед законом, недискриминации, культурного, религиозного и языкового разнообразия, гендерного равенства, прав детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями интеграции; солидарности; гражданских прав.

Для того, чтобы попасть на собеседование, ходатайствующему о румынском гражданстве необходимо получить справку из румынского департамента по миграции, удостоверяющую наличие легального места жительства в Румынии по крайней мере в течение восемь лет, либо в случае замужества с румынским гражданином, то наименьший срок длительности брака - пять лет, продолжает Cotidianul. Также необходим целый мешок различных документов, в том числе справка о несудимости в Румынии и за рубежом и легализованная копия, подтверждающая законость приобретения жилья и доказательство наличия законных средств для достойного проживания в Румынии.

Чрезвычайный и полномочный посол Молдавии в Румынии Юрий Реницэ обвинил западные средства массовой информации в политической ангажированности. В интервью Mediafax молдавский дипломат назвал статьи, критикующие румынскую политику в сфере выдачи гражданства жителям Молдавии и появившиеся во влиятельных итальянской Il Giornale, немецком Der Spiegel, британских Daily Mail и The Telegraph и французской Le Figaro, "срежиссироваными". "Похоже, на первый взгляд, что эта кампания срежиссирована. Смотрите, статьи появлялись одна за другой. Похоже, что кто-то управлял из тени, режиссировал появление этих статей. Я не склонен думать в этом ключе, но есть некоторые элементы, которые каким-то образом выдают тех, кто стоит за организацией этих материалов", - сказал Юрий Реницэ.

Со своей стороны президент Румынии Траян Бэсеску обещает Евросоюзу увеличение числа трудовых мигрантов, пишет Ziare.com. Об этом румынский лидер заявил в ответ на опасения, высказанные в английской, итальянской и немецкой прессе относительно массовой выдачи гражданства жителям из стран, не входящих в ЕС. Бэсеску признает, что Европу ожидает "новый вал мигрантов". По его подсчетам, не менее 5 миллионов мигрантов с документами Румынии, Болгарии и Венгрии прибудут в ЕС в поисках работы. В то же время глава Румынии не видит в действиях Бухареста, Софии или Будапешта каких-либо незаконных действий.

В то же время румынские СМИ констатируют трудовую миграцию самих румын. В интервью изданию Capitala председатель коллегии врачей Румынии Василе Астэрэстоае сообщил, что, в частности, более 6 тысяч врачей из Румынии заключили предварительные контракты с различными медицинскими учреждениями из Европы. Предварительные контракты заключены с агентствами по трудоустройству, которые в 2010 году были довольно активны и организовали пять ярмарок вакантных мест в медицинской сфере. Врачи, уезжающие на работу за границу, представляют различные медицинские специальности, но в основном это анестезиологи, хирурги, кардиологи.

Так, например, на сегодняшний день, в Румынии должно быть около 1,4 тысячи анестезиологов, а работает всего 800, пишет Capitala. И даже из них часть подала заявления на работу за границей. Причина очень проста. После сокращения зарплаты врач будет получать 680 румынских леев (или около 160 евро) в месяц, в то время как в Европе он может зарабатывать 1200 евро, а в Израиле 3500 долларов. "Уменьшение зарплаты, разумеется, заставляет врачей уезжать за границу. Кроме того, произошло сокращение числа рабочих мест, а те, кто остались без работы, не получают пособие по безработице", - добавил Астэрэстоае.

Около 60% иностранных врачей, которые работают во Франции, это румынские специалисты, продолжает Capitala. В Европе дефицит медработников составляет около 150000 человек. Согласно Министерству здравоохранения Румынии, с 2007 года и до июля нынешнего года около 8600 медработников покинули страну. По миграции врачей за границу Румыния занимает первое место в ЕС, за ней следуют Болгария, Венгрия и Польша.

"История румын": "В случае с Украиной ложь является частью патриотизма"

Оказывается, бывает и так, что Истина может посягнуть на независимость некоторых государств, пишет Cotidianul. Некоторое время назад украинский депутат Алексей Логвиненко выступил с речью в киевской раде: "Указ исполняющего обязанности президента Республики Молдова Михая Гимпу, в котором Молдавия признается частью Румынии, как это было до 1940 года, представляет собой угрозу независимости Украины". Таким образом, по мнению киевского историка (столь же чудовищному, каковым является и учебник по истории Украины), ложь нужно защищать, как свою родину. И если в его случае ложь является частью патриотизма - украинское государство включает в свой состав слишком много чужих земель - остается недоумевать о поведении молдавских политиков, которые посчитали, что Истина должна скрываться "во имя гражданского мира" (примерно так сформулировала свои умозаключения тройка лидеров Альянса за европейскую интеграцию после решения молдавского Конституционного суда о неконституционности указа), и что указ Гимпу был "преждевременным". Они видимо забыли, что для мужественных людей История творится "здесь и сейчас".

Социал-демократическая партия Молдавии (СДПМ) оказалась еще более категоричной и несколько раз подавала петицию в Кишиневский муниципальный совет о демонтировании установленного в Кишиневе в память о жертвах тоталитарного коммунистического режима на площади Великого национального собрания мемориального камня, который лидеры СДПМ называют "камнем позора", продолжает Cotidianul. В противном случае, они угрожают собственноручно его вывезти из центра Кишинёва. Для русского Виктора Шелина, лидера СДПМ, этот камень как заноза в центре столицы, или, возможно, это именно его родители были теми, кто с оружием в руках освободили бессарабских румын от остальных румын в 1940 году (В декабре 1917 года территория Бессарабии, которая с 1812 года входила в состав Российской империи, была оккупирована Румынией. При этом Советский Союз никогда не признавал румынскую оккупацию Бессарабии. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния, вступив во Вторую мировую войну на стороне Гитлера, вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией от румынских и немецких фашистов в 1944 году. На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. До оккупации 1917 года Бессарабия никогда не являлась территорией Румынии, появившейся в качестве независимого государства по решению Берлинского конгресса 1878 года - прим. ИА REGNUM Новости). И таких как он много. Вот вам еще пример: Георгий Кутыркин, отец экс-министра от той же СДПМ Владислава Кутыркина, являясь начальником районного подразделения НКВД в городе Калараш, в июле 1941 года своими руками расстрелял сотни бессарабцев - священников, учителей, крестьян. Владислав Кутыркин по-прежнему считает, что его отец освободил бессарабцев и чувствует себя оскорблённым тем фактом, что дети и внуки истреблённых в массовой резне в лесу возле Паулешть недостаточно благодарны его отцу.

А мемориальный камень - не просто памятник, он является символом достоинства, пишет Cotidianul. Его необходимо защищать так, как охранялся народной гвардией почти целый год до 20 апреля 1990 триколор возле памятника Стефану Великому в Кишиневе, водружённый в знак свободы, о которой мечтал тогда каждый бессарабец.

А вот, недавно, следуя примеру своего молдавского коллеги, президент Грузии Михаил Саакашвили также учредил президентским указом День советской оккупации, продолжает Cotidianul. И Конституционный суд Грузии посчитал его идеально соответствующим конституции. Возможно, членам молдавского Конституционного суда следовало бы ехать за "обменом опытом" на следующий день после своего позорного решения не в Баку, а в Тбилиси, где в Музее советской оккупации, открытом там с 2006 года, их бы, может быть, стали преследовать угрызения совести. Несколько раз перечитав аргументы членов Конституционного суда Молдавии, опубликованные в молдавском вестнике "Мониторул офичиал", остаешься просто ошарашенным: они утверждают, что президент имеет право своими указами устанавливать только профессиональные праздники, а День советской оккупации не из их числа, мотивируя свои доводы тем, что оккупант не "профессия" (расскажите кому-нибудь другому!), чтобы 28 июня "праздновать" свой день.

Члены суда, которые своим решением от 22 января 1996, например, признали конституционными указы тогдашнего президента об учреждении профессиональных праздников пограничников, банковских работников, изобретателей, финансистов и сотрудников таможенной службы, полагают, что и здесь кто-то должен ежегодно праздновать 28 июня, пишет Cotidianul. Но как "праздновать" боль? Как "праздновать" несвободу?

Конституционный суд, признавший Истину неконституционной, просто совершил самоубийство, продолжает Cotidianul. На этом фоне мы ожидаем от временно исполняющего обязанности президента Молдавии Михая Гимпу подчинения решению Конституционного суда Коммунистической партии РМ и отмены постановления. И, тем же пером, в ту же минуту, подписания другого с таким же содержанием, лишь с некоторыми стилистическими поправками, наиболее затронувшими "лингвиста" и "историка", председателя Конституционного суда Дмитрия Пулбере. Указа содержащего только две фразы: 1) объявить 28 июня Днём памяти жертв тоталитарного коммунистического оккупационного режима; 2) правительство Российской Федерации обязать выполнить обязательства, принятые на саммите в Стамбуле, по выводу своих войск с территории Республики Молдова ("Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений из Приднестровья, которые были взяты Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носили двусторонний российско-молдавский характер, были выполнены досрочно еще в 2001 году: на данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Присутствие российских миротворцев в зоне безопасности приднестровского конфликта основывается на межгосударственном соглашении "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", подписанном 21 июля 1992 года в Москве с участием сторон конфликта. А находящийся в Приднестровье контингент российских военнослужащих занимается исключительно охраной остатков складов с боеприпасами, созданных еще во время Второй мировой войны, и которые в 2000 году начали эвакуировать. Впоследствии процесс вывоза боеприпасов из Приднестровья был прерван по настоянию приднестровских властей из-за того, что в молдавско-приднестровском урегулировании наступил глубокий кризис - прим. ИА REGNUM Новости). Всё. В остальном пусть история делает своё дело. А Конституционному суду останется лишь провозглашать её вне закона, подводит итог издание.

Приднестровское урегулирование: "Меморандум Медведева-Меркель привнес нотку оптимизма в процесс урегулирования приднестровского конфликта"

После передачи верительных грамот президенту Румынии Траяну Бэсеску новый посол Молдавии в Румынии Юрий Реницэ дал интервью румынскому информационному агентству Agerpres. По словам дипломата, Кишинев желает, чтобы Евросоюз и США повысили свой статус в процессе приднестровского урегулирования до уровня посредников. "Несомненно, Приднестровье - это часть Республики Молдова, и в этой связи, как очевидно, Кишинев прилагает последовательные усилия при международном участии. Мы очень хотим, чтобы урегулирование этого уязвимого вопроса с очевидными международными последствиями произошло в нынешнем формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). На наш взгляд, целесообразно существенное расширение роли Европейского союза. Нынешний статус Европейского союза - наблюдателя - мог бы быть поднят до статуса посредника", - заявил молдавский дипломат. Он добавил, что повышение роли в формате переговоров необходимо и Соединенным Штатам.

Вместе с тем дипломат отверг идею прямого введения в переговорный формат Румынии. Он предложил Румынии участвовать в переговорах по Приднестровскому урегулированию в формате "5+2" через представительство в таких организациях как Европейский союз и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Есть два очень важных международных механизма, ОБСЕ и ЕС, в которых Румыния может сказать свое веское слово. Мы хотим более активного вмешательства ЕС, а также, очевидно, и других участников. Мы хотим более активных действий со стороны Украины, России, ОБСЕ. Позиционирование решения проблемы только между Кишиневом и Тирасполем гораздо более тяжелое", - считает Реницэ.

По его мнению, именно Приднестровье не желает возобновления переговоров. "Формат "5+2" по причине внутренних амбиций - я говорю о приднестровской стороне - не отвечает своей установленной цели", - заявил дипломат. Кроме того, по его мнению, меморандум, подписанный президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и канцлером Федеративной Республики Германия Ангелой Меркель в начале июня, стал "приятным сюрпризом и привнес нотку оптимизма в процесс урегулирования приднестровского конфликта" (В меморандуме, подписанном по итогам состоявшейся 5 июня встречи президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель, говорится о намерении сторон рассмотреть возможность создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, одним из направлений работы которого станет разрешение приднестровского конфликта. Россию в этом комитете будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров, а ЕС - еврокомиссар по внешней политике и общей безопасности Кэтрин Эштон - прим. ИА REGNUM Новости).

Говоря о молдавско-румынских отношениях, Реницэ заявил, что одним из приоритетов в этом контексте будет "заключение соглашений, регламентирующих межгосударственные отношения, включая пограничный режим, который бы полностью соответствовал интересам обоих государств". "Приоритеты очень хорошо определены: это использование существующего потенциала в двусторонних молдавско-румынских отношениях через возрождение и институционализацию политического диалога и возвращение механизмов коммерческого, экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества; переговоры в современном духе и заключение соглашений, регламентирующих межгосударственные отношения, включая пограничный режим, который бы полностью соответствовал интересам обоих государств; создание механизмов консультирования в области европейской интеграции, использующего опыт Румынии в данной области касательно гармонизации законодательства, внедренного Европейским союзом; подписание в кратчайшие сроки Конвенции касательно малого трафика на молдавско-румынской границе", - сказал Реницэ. Он также отметил, что во всех указанных направлениях заметен прогресс.

Отвечая на вопрос Agerpres о том, чем обусловлено сближение Молдавии и Румынии, он ответил, что главным фактором этого процесса является новое правительство Молдавии, "его понимание вещей, его абсолютно естественный подход к Румынии и европейским ценностям". Он также сказал, что Молдавия очень ценит вклад Румынии в открытие двух новых консульств. "Если меня спросят, были ли они необходимы, я скажу, что они были совершенно необходимы из-за множества нужд, которые появились у граждан РМ. Визит главы МИД Румынии Теодора Баконского в РМ по случаю открытия консульств в Бельцах и Кагуле демонстрирует полную открытость в смысле желания сотрудничества по множеству направлений", - отметил новый посол Молдавии в Румынии. Он также отметил, что в наикратчайшие сроки в Яссах будет открыто молдавское консульство.