Татарские националисты в Татарстане: На смену нам придут исламисты

Казань, 13 августа 2010, 21:18 — REGNUM  

Отставка президента Татарстана Минтимера Шаймиева, проводившего на протяжении почти двадцати лет своего правления диалоги с федеральным центром за счет национальных рычагов, поставила последователей идеи татарского культурно-исторического реванша в сложное положение. С одной стороны, влияние "системы Шаймиева" еще велико. Это ощущается и по парламенту республики, где тон задают депутаты-националисты, и по кадровым решениям, и по некоторым стратегическим проектам типа программы развития системы образования Татарстана "Килэчэк". До сих пор сохранены и "суверенные статьи" в Конституции РТ.

Однако, уже сейчас ясно, что прежняя идея, которая владела умами определенной части татарской элиты, с новым лидером республики - президентом Рустамом Миннихановым вряд ли осуществима. Судя по активности нового руководителя, она может проявиться лишь в одной плоскости - экономической. Все это заставляет разработчиков прежней модели "татарской самости" искать пути адаптации и выступать с прогнозами, где политическое будущее Татарстана выглядит весьма уныло.

О перспективах нового этапа татарского национального движения рассказывают этнолог Дамир Исхаков и историк Искандер Измайлов, являющиеся не просто разработчиками, а, скорее, апологетами концепции современного татарского национализма. Именно они в свое время принимали участие в создании базовых идеологических ценностей "эпохи Шаймиева".

ИА REGNUM: В последнее время создается впечатление, что татарское национальное движение все больше уходит в виртуальное пространство, нет новых, молодых имен и лидеров. Так ли это?

Д.И.: Значение национального будет падать, и всё это станет приобретать конфессионально-духовный характер. Но этот элемент еще не созрел и находится на стадии становления. Как сказал в шутку член исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ) Фарид Уразаев, вместо того, чтобы находиться в Татарском общественном центре (ТОЦ), нам надо было сразу пойти в мечети. Если бы все мы сидели имамами, ситуация была бы иной, но прошлое повторить невозможно. Новое не возникает на пустом месте, и будет кристаллизоваться из того, что есть. А есть, на самом деле, не так много. Наличествует достаточно большая масса образованных людей, в том числе молодых татар, и среди них неизбежно появляются группы, занятые какой-то деятельностью. Сейчас в интернете есть достаточно большое сообщество, воюющее с башкирами, - то есть, имеются люди с какими-то знаниями и способностью вовлечь в это дело других. Для возникновения нового нужны и некоторые организационные усилия.

ИА REGNUM: Виртуальные татарские сепаратисты, круглосуточно сидящие в социальных сетях, предпочитают вести пропаганду "независимости Татарстана" в интернете вместо того, чтобы сделать хоть что-то в поддержку татарского языка и культуры в реальности. Почему?

Д.И.: У татар нет никаких проблем с русскими. Как выражается Фандас Сафиуллин (бывший депутат Госдумы России, также занимал должность председателя ТОЦ - прим. ИА REGNUM Новости), есть только национальные проблемы - межнациональных нет. Может быть, кому-то из русских не нравится, что татарский язык преподается в Татарстане в качестве государственного (я, например, тоже против этого... это бесполезное дело), но пока действует такой закон. Кивать на кого-то вместо того, чтобы действовать самому - это нонсенс.

В ситуации, сложившейся в национальном движении, во многом виноваты наши политики - они сделали татарский фактор второстепенным. А они таковы потому, что нет политической конкуренции. Новый президент Татарстана Рустам Минниханов - финансовый гений, но сейчас ему необходимо заниматься политическим делами, которые абсолютно не отработаны. Нет никаких аналитических групп, которые бы что-то ему подсказали. Серые люди обслуживают серую политику. Если бы Минниханова обслуживали другие люди, он мог бы сразу выйти на иной уровень. У него есть потенциал, но нет поддержки.

Ядра, вокруг которого шли бы процессы кристаллизации национального движения, сейчас нет. Это результат отсутствия демократии - нет конкуренции между разными направлениями мысли, нет доступа к СМИ. Почему ВКТ занял доминирующее положение? Это полугосударственная организация, с которой никто не может конкурировать, хотя он тоже финансируется очень плохо - годовой бюджет составляет всего 4 млн. рублей. Может быть, некоторое время будет вакуум. Это весьма возможный вариант, и это опасный период. Я согласен с муфтием Фаридом Салманом - это место могут занять другие люди, радикальные исламисты.

И.И.: Я думаю, что не все так плохо. Мы смотрим на ситуацию из окон казанского Кремля, но в регионах она совершенно другая. Татарские общины там укрепились, структурировались, получили экономическую независимость. Во многих из них построена система национального образования - в той же Саратовской губернии около тридцати национальных школ, а татарская гимназия - объект всеобщей зависти, потому что ее ученики занимают первые места на областных олимпиадах, выигрывают общероссийские, и учиться туда идут даже евреи. В мечети собирается по три тысячи, на последний Сабантуй пришло 38 тысяч человек, а ведь без таких вещей нации не будет вообще. И подобное делается отнюдь не только в Саратове. Общины структурируются, объединяются - думаю, что кристаллизация произойдет именно там. Что касается национальной политики, то ее нет не у татар - ее нет в России вообще. Это искусство возможного, и мы делаем то, что можно.

ИА REGNUM: Однако Сабантуй и школы - это только культура. Есть ли у татар стратегия дальнейшего развития?

Д.И.: Действительно, ситуация не такая розовая. Татарстан теряет занятые позиции. С нашей стороны нет инициатив и связующих механизмов, которые заставили бы диаспору работать на общенациональные нужды. В Центре этнологического мониторинга мы пытались создать программу развития татарской нации. Я возложил эти задачи на региональные татарские организации. Мы разослали наши предложения во все регионы проживания татар, и ни один из них не смог изложить свое видение дальнейшего развития. Во-первых, нет интеллекта, или он не организован, во-вторых, нет заинтересованности в видении своего будущего, просто нет. Это очень плохо характеризует как Татарстан, так и региональные организации. Они занимаются преимущественно проведением Сабантуя и других презентационных вещей, но там нет глубины и взгляда в будущее. Это очень плохо, потому что, если татары являются общностью, они должны иметь некое общее видение этих вопросов. Его могла бы создать и Академия наук РТ, если бы занималась этой проблемой. Если бы наши политики поняли эти пробелы и действовали в этом направлении, мы вышли бы на другой уровень - но этого не происходит.

ИА REGNUM: Это видно на примере отношения к переписи населения. В 2002 году многие национальные движения Татарстана выдвигали те или иные требования, вели активную работу в интересах своих народов - теперь ничего подобного не наблюдается.

И.И.: У многих усталость от того, что в ходе подготовки к прошлой переписи все уже было сказано, все политические козыри брошены на стол, а результата - ноль. Россия не поддержала ни сибирских татар, ни кряшен, и теперь они понимают, что опираясь на Москву и подобные механизмы, невозможно чего-то добиться. Делать это необходимо другими средствами. Татар в Башкирии тоже переломали через колено и сделали так, как хотели. В нарушение всех демографических законов 300 тысяч татар переписали башкирами - и хоть трава не расти. Директор Института этнологии и этнографии РАН Валерий Тишков писал: не может быть такого прироста у башкир на фоне снижения численности русских и других народов.

ИА REGNUM: Но это же не причина, чтобы теперь вообще ничего не делать?

Д.И.: Конечно, можно было бы сделать многие вещи, но для этого нет ресурсов и механизмов. Если ресурсы есть, механизмы можно создать. Организации, которые должны этим заниматься, этого не делают, но не дают и доступа к ресурсам. Результат - тот, который мы видим, и перспективы достаточно слабые. Спасением может стать национальный бизнес.

ИА REGNUM: Что он сейчас из себя представляет?

Д.И.: Простой пример. Я написал академическую книгу "Арские князья" и отправился за средствами на ее издание к одному очень богатому бизнесмену. Он спросил: зачем тебе это нужно? Я ответил, что это имеет общеисторическое значение. "Да? - был ответ. - Пусть тогда это издаст Академия наук". В итоге я выпущу ее за собственный счет, но так, конечно, долго продолжаться не может. Ситуация довольно печальная, но реалии таковы.

ИА REGNUM: Есть ли в татарском социуме хоть какие-то здоровые национальные силы? На первый взгляд, их нет...

И.И.: Как сказал мне один человек: "Вы просто не понимаете ситуации - те, кто сколотил сейчас миллионные состояния, еще только дорвались до богатства и тратят его на казино, особняки и тому подобное. А вот их потомки...". Мы-то, конечно, до этого не доживем, это понятно. Но если смотреть в исторической перспективе, это уже было в первой половине XIX века. Когда казанское купечество строило мечети, ему и в голову не приходило дать хоть копейку на поддержку науки и образования. Сейчас все тоже строят мечети, но следующее поколение...

ИА REGNUM:... будет еще более глобализированным и лишенным интереса к национальным корням?

И.И.: Неправда, опыт Америки показывает, что никакого плавильного котла не существует.

Д.И.: Мечети строить бесполезно, если туда некому будет ходить. Вот об этом нужно думать в первую очередь. У нас же пока больше занимаются возведением зданий. Немало мечетей стоят пустыми. Это наиболее важный вопрос, который наши бизнесмены - я уж не говорю про политиков - просто не понимают. У татар, как и по всей России, очень слабо развит мелкий и средний бизнес, представители которого являются носителями национального начала. Сейчас наши бизнесмены - это "класс для себя".

И.И.: В каком мире мы сейчас живем? Я думаю, что на рубеже XVIII-XIX века. Кадимисты, обретение веры (это вообще ситуация X века), становление национального бизнеса...

Д.И.: Наше общество не является развитым в западном понимании этого слова. Нас уже накрыла глобальная волна, но внутри мы совершенно не готовы к этой ситуации.

И.И.: И никакие нанотехнологии и полеты в космос не меняют систему.

Д.И.: Вспомним, что Гаяз Исхаки (татарский идеолог пантюркизма и объединения российских мусульман, создания штата Идель-Урал - прим. ИА REGNUM Новости) дал на вырождение татарской нации всего двести лет, сто из которых уже прошло. Так что времени у нас совсем нет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
WSJ: Белый дом вряд ли примет во внимание письмо Януковича
NB!
23.02.17
КНДР: За гибель Ким Чон Нама несет ответственность Малайзия
NB!
23.02.17
«Воздержитесь от поездок» — США предупредили Гватемалу о депортациях
NB!
23.02.17
Пушков о подготовке Порошенко к войне с Россией: «Масштаб не тот»
NB!
23.02.17
Единственный президент США, избранный единогласно
NB!
23.02.17
«Будьте реалистами!» или Пагубные иллюзии современности
NB!
23.02.17
«Порту» потерпел заслуженное поражение от «Ювентуса»
NB!
23.02.17
Первая игра «Лестера» в плей-офф Лиги Чемпионов завершилась поражением
NB!
22.02.17
Имея тотальное преимущество, «Реал» сенсационно проиграл «Валенсии»
NB!
22.02.17
«Краснодар» впервые в истории прошел в четвертьфинал Лиги Европы
NB!
22.02.17
«МЮ» одержал две победы над «Сент-Этьеном» и прошел в четвертьфинал турнира
NB!
22.02.17
Закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья вступил в силу
NB!
22.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 февраля
NB!
22.02.17
Выплаты бюджетникам переводятся на карту «Мир»: тарифы пока под вопросом
NB!
22.02.17
В России созданы Войска информационных операций — Шойгу
NB!
22.02.17
В Крыму лидеров ОПГ «Башмаки» отправят под суд за преступления 1990-х годов
NB!
22.02.17
Парламентские выборы в Эквадоре: у оппозиции 64 мандата. У левых — 67 мест
NB!
22.02.17
Святее папы римского: в Румынии испугались разморозки отношений с Россией