В минувшую пятницу в Волжском состоялось координационное совещание, в котором приняли участие все структуры региона, так или иначе отвечающие за экологическое благополучие.

Главный координатор - волжский межрайонный природоохранный прокурор, государственный советник юстиции третьего класса Вера Солдатова обозначила основные проблемы, характерные для Поволжья.

По итогам поверки деятельности волгоградской природоохранной прокуратуры, завершенной накануне совещания, В.Солдатова сделала вывод о том, что координация действий у местных экологов отошла почему-то "на задний план". И совершенно напрасно, поскольку Волгоградская область, будучи регионом с огромным антропогенным влиянием, нуждается в постоянном и пристальном внимании экологов. Одной из проблем Поволжья в настоящее время является большое количество затонувших судов, которых покоится на дне немногим менее двух тысяч. Осложняется все тем, что они бесхозные и некому финансировать извлечение этого металлолома на поверхность.

Другая головная боль - активизация незаконного строительства в прибрежных зонах. "Все москвичи стремятся на природу, - сказала Солдатова, - строят коттеджи, виллы и трехэтажные бани. Мы выявляем большое количество фактов незаконного строительства: за полтора года в Поволжье приостановлено строительство 300-400 объектов, предъявлено свыше 370 исков, более 170 из них уже рассмотрены и удовлетворены". Более того, только 43 из них еще не исполнены. В остальных случаях природоохранники добились сноса зданий, что еще совсем недавно казалось невозможным.

Самая же актуальная на сегодня проблема в Поволжье - скотомогильники. Ситуация, по мнению Солдатовой, сложилась критическая. На территории Волжского бассейна их расположено порядка шести тысяч. В Тверской области они находятся в прибрежной зоне, в Нижнем Новгороде рядом с одним из таких кладбищ расположен жилой массив и детская площадка. Состояние скотомогильников совершенно непригодное. Это не просто ямки с останками крупнорогатых животных - это склады спор сибирской язвы, которые живут очень и очень долго.

"В Поволжском регионе уже есть отдельные вспышки сибирской язвы, - заявила В.Солдатова - Если начнется массовая эпидемия, это будет пострашнее взрыва атомной бомбы". Споры сибирской язвы, подхваченные мощным водным потоком, могут проплыть не одну сотню километров, прежде чем попадут в какую-нибудь водозаборную трубу крупного города. К тому же зарегистрированы случаи, когда спора выживала даже при сжигании скота.

Прокурор Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Геннадий Сосновщенко в своем докладе отметил, что на территории Волгоградской области более четырехсот сибиреязвенных захоронений, при этом достоверно известно местонахождение только пятнадцати таких объектов. В связи с этим много вопросов накопилось к работникам службы ветеринарии, на которых возложена ответственность за состояние могильников. Однако задавать их было некому: главный не смог прийти на совещание, а прибывший на мероприятие руководитель среднего звена не ответил практически ни на один из вопросов.

В целом экологическая обстановка в регионе, по словам прокурора Г.Сосновщенко, неблагополучная, а прогнозы неутешительные. Он также признал, что между местными экоструктурами не налажено взаимодействие. Более того, они никак не могут поделить полномочия. К тому же работе мешает отсутствие методики подсчета ущерба, наносимого водным и земельным ресурсам, и уровня знаний инспекторского состава: некоторые из работников не в состоянии даже оформить должным образом нарушение.

У самих сотрудников природоохранной прокуратуры главная проблема - отсутствие денег. В прошлом году было проведено всего лишь десять экспертиз (определение, например, степени загрязнения воды или воздуха), в то время как реальная в них потребность в пять раз больше.