По информации МИД Таджикистана, 18-19 августа президент Таджикистана Эмомали Рахмон посетит с визитом город Сочи, где проведет встречу с президентом РФ Дмитрием Медведевым, а после примет участие в четырехсторонней встрече лидеров Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана. Саймуддин Дустов, руководитель фонда "ИНДЭМ" в Таджикистане, ответил на вопросы ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM: По мнению большинства экспертов, таджикско-российские отношения переживают не лучшие времена. На ваш взгляд, может ли предстоящая встреча улучшить эти отношения? Таджикистан и Россия называют себя стратегическими союзниками. В Таджикистане расположены 201 российская военная база и комплекс "Окно". В России трудятся более одного миллиона таджикских граждан. С чем связано охлаждение между двумя странами?

Теоретически предстоящая встреча может улучшить отношения между Таджикистаном и Россией, но на деле не все так просто. У нынешнего руководства России и Таджикистана слишком разное видение вопросов двусторонних отношений и даже политического будущего Таджикистана. Москва раздражена некоторым сближением Душанбе и Вашингтона, так же как и самостоятельностью Эмомали Рахмона в отношениях с Тегераном, но ключевым моментом в этих отношениях остаются вопрос участия России в строительстве Рогунской ГЭС. Ведь не секрет, что Россия хочет овладеть контрольным пакетом этого стратегического гидроузла и последние полтора года чуть ли не официально давит на таджикскую сторону, а Рахмон, главная задача которого сохранить собственную власть, не может допустить этого, потому, что это чревато не только потерей основы существующей идеологии и его личного авторитета, но и возможными политическими последствиями внутри страны. Кроме того, русские хотели бы заключения нового договора о военном присутствии в Таджикистане сроком на 15-20 лет и окончательного решения вопроса о судьбе аэродрома Айни, что также неприемлемо для Таджикистана.

ИА REGNUM: Чего хотят руководители Таджикистана и России друг от друга?

Обе стороны хотят уступок, но ни одна из сторон не готова идти на это, отсюда и напряженность в отношениях, и информационное давление на таджикскую сторону. Если вдруг по НТВ, как в случае с Лукашенко, появится какой-нибудь фильм про таджикского лидера, не стоит этому удивляться.

ИА REGNUM: В Таджикистане встреча президентов Таджикистана и России в Сочи ассоциируется с уступками со стороны Таджикистана. Так как, на встрече 2005 года между Путиным и Рахмоном Таджикистан заключил, по мнению экспертов, неравное соглашение, разрешив российской базе находиться в стране и отдав комплекс "Окно", а взамен Таджикистану "только" списали долг в 300 миллионов долларов. "Русал" должен был достроить Рогунскую ГЭС, но эта компания вскоре покинула Таджикистан. Стоит ли и на этот раз ожидать от таджикской стороны каких либо уступок?

Да, думаю, таджикская сторона готова к уступкам, и скорее всего, это будут тактические уступки, типа возобновления вещания российских телеканалов, еще что-нибудь вроде этого. Но не исключено, что Рахмон также уступит по вопросам, связанным с военным присутствием русских на территории Таджикистана.

ИА REGNUM: По мнению ряда политологов, Рахмону следует встретиться с Путиным. Так как, за последние полгода таджикский президент дважды встречался с Медведевым и прогресса в отношениях не видно. Так ли это?

Думаю, проблема личных взаимоотношений лидеров в российско-таджикской проблематике присутствует, и она была достаточно предсказуемой: такой типаж лидера, как Дмитрий Медведев, не воспринимает всерьез авторитарных лидеров, политический авторитет которых основан на силе. Этим и все сказано.

Что же касается встречи и контактов с Владимиром Путиным, то вопрос здесь стоит так: а захочет ли он встретиться с Рахмоном?