Владимир Симиндей: Глава Латвии пытается натянуть "мертвого осла уши" на Медведева и Путина
Латвия, 12 августа, 2010, 12:54 — ИА Регнум. 11 августа в помещении Латвийского государственного исторического архива состоялось торжественное открытие выставки "От августа до августа. Латвийско-Российский Мирный договор", посвященной 90-летнему юбилею мирного договора между Латвией и Советской Россией от 11 августа 1920 года. Популярная латышская газета Latvijas avīze в этой связи отмечает, что "выставка задумана не только как напоминание о заключении мирного договора 90 лет назад, но и как дипломатический жест или сигнал". Тезис о политической жестикуляции архивными материалами почти вековой давности издание подкрепляет тем, что "выставка используется в качестве возможности на высшем уровне напомнить, что вопреки позиции Москвы договор все еще играет важную роль в латвийско-российских двусторонних отношениях".
В частности, об этом свидетельствует незаявленное заранее участие в открытии мероприятия президента Латвии
Однако следует отметитить, что у Российской Федерации нет ни одного действующего и к чему-либо обязывающего международного договора 90-летней давности с западными соседями. При этом дипломатические отношения современная Россия имеет не с "реинкарнацией" довоенной диктатуры
Проставление официальной Ригой политических акцентов на грани территориальных претензий к России свидетельствует о том, что все рассуждения о "потеплении двусторонних отношений", излюбленные бывшим и нынешним послами РФ в Латвии
Показательно, что в открывшейся выставке уделено место интерпретации событий 1940 года, но нет никаких подробностей о пограничном договоре между Россией и Латвией, подписанном 27 марта 2007 года в Москве премьер-министрами двух стран. Тогда группа интересов, контролирующая политические ресурсы "
29 ноября 2007 года
Между тем декларирование Латвией приверженности принципа нерушимости границ являлось непременным условием подписания и ратификации российско-латвийского пограничного договора. Так, министр иностранных дел России
Заместитель министра иностранных дел России
Более того, отвечая на вопрос депутата М.Махмудова о том, "действительно ли Латвия отказалась от попыток претендовать на Пыталовский район Псковской области или она все еще оставляет для себя какие-то лазейки вернуться к этому вопросу после заключения договора о границе", Владимир Титов ответственно заявил: "Я думаю, что таких возможностей нет, потому что во всех их внутренних документах и в нашем договоре о границе четко написано, что мы руководствуемся принципом нерушимости границ в соответствии с обязательствами по ОБСЕ, а, как вы знаете, это касается не каких-то там исторических границ, а лишь границ, которые были сформированы в послевоенный период".
Приходится констатировать, что ставка России на приверженность официальной Риги принципу нерушимости послевоенных границ была перечеркнута приговором Конституционного суда Латвии, что приводит не только к очевидным политическим издержкам, но и фиксирует потенциальные политико-юридические и международно-правовые проблемы. И политические телодвижения латвийской верхушки вокруг выставки 11 августа 2010 года свидетельствуют именно об этом. Во-первых, текст решения Конституционного суда переполнен оккупационной риторикой, а также историческими оценками и констатациями, сделанными в односторонне-менторском ключе, которые по своей резкости даже превосходят содержание "разъяснительной" декларации правительства Латвии от 26 апреля 2005 года, ставшей причиной срыва подписания пограндоговора в тот период. Суд, в частности, заключил, что СССР в 1940 году совершил "агрессию" в отношении латвийского государства и вмешательство в его внутренние дела, затем последовали "противоправная оккупация и аннексия" Латвии, а также "противоправное" отчуждение части латвийской территории в пользу РСФСР в 1944 году.
Во-вторых, Конституционный суд подчеркнул, что утрата Латвией города Пыталово (Абрене) и окрестностей не влияет на "правопреемственную" связь нынешней Латвии с "оккупированной" в 1940 году республикой. При этом, по мнению суда, "ссылка на принцип неизменности границ ОБСЕ в соответствии с официальной российской интерпретацией этого принципа" ставит под сомнение восстановление латвийского государства, а поэтому расценивается судом как "действие, несоответствующее доктрине непрерывности государства". Важно подчеркнуть, что именно тезис о правопреемстве является основой для дискриминационного статуса "неграждан" и попыток навязать России тему "компенсаций ущерба" за советский период, чем активно занималась специальная правительственная комиссия во главе с руководителем департамента обеспечения Госканцелярии Эдмундсом Станкевичсом, переформатированная сейчас по финансовым и тактическим соображениям в "общественную" структуру.
В-третьих, признание судьями "слов 1-й статьи закона о договоре ЛР и РФ о государственной границе Латвии и России - применяя принятый ОБСЕ принцип неизменности границ - несоответствующими 1 части 68 статьи Конституции Латвии и не имеющими силы с момента публикации вердикта" по сути затрагивает и упоминание о принципах ОБСЕ в преамбуле самого пограндоговора. Что открывает широкие возможности для правонационалистических сил ЛР спустя какое-то время оспорить в Конституционном суде фразу о принципах ОБСЕ уже в тексте договора о границе, ссылаясь на данный пункт нынешнего судебного решения. В этих условиях навязчивая подготовка визита в Москву президента ЛР Валдиса Затлерса, лично взявшегося "учить истории", выглядит как попытка натянуть "от мертвого осла уши" на головы президента России
историк, политолог, руководитель исследовательских программ Фонда "Историческая память"