Формат Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию переживает нелегкие времена. С одной стороны его считают оптимальным вариантом в переговорном процессе по этому конфликту. С другой - налицо попытки перевести решение проблемы Карабаха в другие международные структуры. В частности, в последние дни азербайджанская сторона пытается ввести вопрос в повестку осенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО. В то же время после решения Гаагского суда о независимости Косово министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что решение суда не может быть прецедентным для проблемы Нагорного Карабаха - хотя бы по той причине, что процесс урегулирования проходит в формате Минской группы ОБСЕ. Но эта позиция стала подвергаться в Баку суровой ревизии. В этом смысле характерно сенсационное заявление руководителя бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариза Ахмедоглу. Он заявил на пресс-конференции, что "нынешняя позиция сопредседателей Минской группы больше влечет к войне, нежели неконструктивная по этому вопросу позиция Армении". По мнению политолога, "если Минская группа ОБСЕ в полном составе откажется от посреднической миссии, то "начнется маленькая война - ограниченная в пределах Нагорного Карабаха". Если же Минская группа продолжит посредническую миссию, "то начнется большая война - с распространением на Северный Кавказ и Иран". При этом Ахмедоглу считает, что "Россия и США заинтересованы в распространении военных действий на территорию Ирана, а другие силы в Европе - на территорию Северного Кавказа".

Одним словом, против Азербайджана обнаружен "вселенский заговор". Ахмедоглу заявляет, что официальный Ереван, будучи союзником России, выстраивает тесное сотрудничество с НАТО, и готовится к войне по двум направлениям: американо-иранской и российско-грузинской: "Армяне просят денег у США для участия в войне с Ираном на стороне Запада, с другой стороны просят денег у России для участия в войне с Грузией".

Зачем? Оказывается для того, чтобы "отвлечь внимание мировой общественности от карабахского конфликта и отодвинуть этот вопрос на второй план". Отметим еще один любопытный тезис бакинского политолога относительно Ирана. Он гласит: "Иран больше заинтересован в усилении США и Израиля, чем Азербайджана". В качестве примера приводится тот факт, что Иран, проводя со всеми своими соседями делимитацию границы, отказывается это делать с Азербайджаном, точно также, как не желает создавать с ним свободную экономическую зону. То есть, выходит, что Армения, США, Россия, Израиль, Иран, Минская группа ОБСЕ готовы вот-вот растерзать Азербайджан. Поэтому, чтобы "развалить" эту коалицию, Ахмедоглу предлагает нанести первый удар по Минской группе ОБСЕ, то есть развалить единственно существующий переговорный механизм по Карабаху. И сделать это в условиях, когда фактически признается факт международной изоляции Азербайджана.

С чем связана такая нервозность азербайджанской политологии? На наш взгляд, речь идет о сложнейших процессах, с которыми стал сталкиваться Азербайджан. Ситуация, когда можно было "блицкригом" решить проблему Карабаха безнадежно исчезла. Она приобрела не только новое геополитическое измерение, но и стала комплексной. После кавказской войны на передний план стали выходить факторы наличия или возможности получения полноценных гарантий национальными меньшинствами Азербайджана - армян, талышей, лезгин и других. С аналогичной ситуацией остро столкнулась и Турция. Мировое сообщество уже не желает, чтобы под предлогом восстановления территориальной целостности укреплялись постбольшевистские местные авторитарные режимы. Примером тому является недавнее решение Международного суда по Косово. В то же время Баку нервирует предстоящий визит в Армению президента РФ Дмитрия Медведева. Относительно этого события в российские и в закавказские СМИ было осуществлено немало "вбросов".

Речь идет о возможности предоставления определенных военных гарантий Армении, продлении сроков аренды до 2049 года российской базы в Гюмри, ее военно-техническом переоснащении. Если только все это соответствует действительности, то складывающаяся ситуация напрочь исключает возможности для Азербайджана без трагических последствий для своей государственности вернуть силовыми средствами не только Нагорный Карабах, но семь оккупированных Арменией районов. С другой стороны, это означает, что Россия становится доминирующей силой в Закавказье, не идя при этом на конфронтацию с США и НАТО. В таком случае и проскользнувшие недавно СМИ сообщения о продаже Азербайджану зенитно-ракетных комплексов С-300 выглядят логичным. Это - не антиармянская акция, а решение в русле перспективного стратегического геополитического планирования, в котором "работы хватит и Азербайджану и Армении".

Другое дело, что часть азербайджанского политического класса не успевает политически адаптироваться к столь стремительному и во многом неожиданному ходу событий в регионе. Более того, как это не звучит сейчас сенсационно, но у Азербайджана - как никогда - открывается реальная перспектива сохранить Нагорный Карабах в составе своего государства. Пройдя по всем адовым кругам мировой дипломатии, Баку скоро осознает библейскую истину - "любить ближнего" все же надежнее.