Особая экономическая зона в Тольятти все-таки будет создана. Постановление об этом подписал премьер-министр Владимир Путин 9 августа. И тут же постановил выделить на создание экономической инфраструктуры бюджетные средства.

Если Самара имела полное право войти в Книгу рекордов Гиннеса как го­род, чья администрация чаще всего про­верялась контролирующими органами, то Тольятти просто обязательно должен быть занесен в то же издание как город особых экономических прожектов. Судите сами: Тольяттинский технопарк, Особая эко­номическая зона, инновационный парк "Жигулевская Долина"... Список на этом, думаю, не закончится, благо идей в мире витает много. То, что Тольятти - город на самом деле не очень большой, никого не смущает. В конце концов, можно же осва­ивать бюджетные средства и при этом... ничего не делать. Например, постановле­ние о создании Тольяттинского технопар­ка было подписано губернатором Самар­ской области Владимиром Артяковым еще в 2007 году, однако технопарка жители То­льятти по сей день как-то не наблюдают.

Зато увидеть презентацию технопарка, который и будет входить в особую зону, может каждый пользователь сети Интер­нет. Однако, кроме снимка предполагае­мой зоны со спутника, фотографий макета технопарка и красивых слов о таможен­ных и налоговых льготах (к слову, льго­ты действительно громадные - чего сто­ит только полная отмена всех таможенных пошлин и полное отсутствие земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество в течение пяти лет) ничего нет.

Однако "караван идет". После подпи­сания постановления Путина сразу же бы­ло принято решение еще до конца этого года освоить 831 миллион рублей из фе­дерального бюджета. Ав целом на созда­ние Особой экономической зоны феде­ральный бюджет выделит 7,19 миллиарда рублей. Областной бюджет также станет инвестором новой зоны: сумма вложения составит 6,4 миллиарда рублей. Для срав­нения - это чуть больше, чем половина всего бюджета города Самары на 2010 год.

Но главным финансовым источником "процветания" Тольяттинского технопар­ка и Особой экономической зоны станут инвестиции резидентов технопарка, кото­рые прямо-таки рвутся вложить в поле под Тольятти около 41 миллиарда рублей. По­ка список инвесторов невелик: компания Pirelli. Некоторые другие компании, также связанные с производством автокомпонен­тов, например, ZF, делают более осторож­ные заявления: "Мы, конечно, приедем.., если у вас будет куда приезжать".

Куда приезжать - пока большой во­прос. По словам первого вице-президента Торгово-промышленной палаты Тольят­ти Виталия Матвеева, для того чтобы премьер подписал это постановление, ре­зультаты инвестиций и действий должны быть просчитаны. Но даже с этими рас­счетами точной уверенности в том, что проект будет успешным, нет. "Успеш­ность проекта зависит не только от жите­лей Тольятти, не от местных производств, но и от общей экономической ситуации", - считает Виталий Матвеев. И признает, что пока что все цифры про десять тысяч рабочих мест и миллиардные инвестиции со стороны резидентов технопарка - это только планы.

Но они обязательно осуществятся! В этом уверен министр промышленности, энергетики и технологий Самарской обла­сти Владислав Капустин.

"Меня всегда возмущало, когда чи­новники оперировали такими понятиями, как "технопарк", "особая экономическая зона", "IT-парк". Как будто предвыбор­ные обещания слушаешь, а потом не ви­дишь никакого результата. Поэтому я лич­но спросил у Капустина, не будет ли вся эта суета вокруг технопарка очередным нереализованным проектом. Капустин по­обещал, что не будет!", - рассказал "СГ" председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа "Единство" Петр Золотарев.

Так что будем верить, что в Тольятти действительно появится свободная эко­номическая зона. Главное, чтобы день­ги вовремя осваивать успевали. В конце концов, Тольяттинская зона - не един­ственная в России. За два года российские экономические зоны приняли на работу более 7 тыс. человек. Эксперты сходятся в том, что самым успешным проектом мож­но пока назвать зону "Алабуга" в Татар­стане. Остальные же не принесли ожидае­мого эффекта, хотя в 2006 - 2009 гг. на их создание только из федерального бюджета было выделено 49,3 млрд рублей.