Косовский прецедент: "Разница между Косово и Приднестровьем заключается в том, что Косово признали 65 стран, а Приднестровье - ни одна". Российская гуманитарная помощь: "В России какие-то группировки решили надавить на наши власти перед выборами в Верховный совет". Территориальные претензии Румынии: "Румыния претендует на мировое лидерство по использованию "двойных стандартов". 20-летие Приднестровья: "Для помощи Приднестровью в России обделяют своих детей и стариков, а тут Смирнов и "Ко" закатывают банкеты".

Косовский прецедент: "Разница между Косово и Приднестровьем заключается в том, что Косово признали 65 стран, а Приднестровье - ни одна"

Международный суд ООН подтвердил главенство принципа права народов на самоопределение, пишет "Человек и его права". Суд пришел к выводу, что одностороннее провозглашение независимости не нарушает никаких международных актов или резолюций Совета безопасности и таким образом не противоречит нормам международного права. Иными словами, согласно решению суда, и Косово, и Приднестровье, и кто угодно еще имели право провозгласить независимость.

А вот дальше начинаются нюансы. Косово, провозгласившее независимость, признали 65 стран. Приднестровье - ни одна. В этом, собственно, и заключается небольшая разница между положением Косова и положением Приднестровья. Может, послать наш МИД в полном составе на стажировку в Приштину? Или пригласить тамошних "варягов" поработать у нас? - задаётся вопросом издание.

То, о чем говорит Приднестровье вот уже 20 лет, теперь подтверждено одним из главных органов Организации Объединённых Наций - Международным судом ООН, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". Каждая нация, каждый народ имеет право на самоопределение, и это не противоречит нормам международного права. Да, пока это решение Международного суда относится лишь к Косово. Однако теперь говорить о том, что признание независимости бывшей сербской автономии является не более чем прецедентом - нельзя. Теперь суверенитет Косово, исходя из решения Международного суда ООН - ничто иное, как законный акт, опирающийся на положения международного права. Преобладание принципа территориальной целостности государств над правом наций на самоопределение теперь не столь незыблемо, как это было еще вчера. А заявление председателя МС ООН Хисаси Овада о том, что "в международном праве нет запрета на провозглашение независимости", открывает дорогу к обретению независимости многих стран и народов, которые борются за равные для всех права и свободы, выступая против геноцида, притеснений, ущемления культурных, религиозных и прочих прав со стороны титульных наций.

Таким образом, решение Международного суда в Гааге не только делает законным признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, но и позволяет требовать признания суверенитета Приднестровью, Нагорному Карабаху, а также народам многих стран мира, которые борются за свою независимость, продолжает "Ольвия-пресс". Тем более, у многих из них гораздо больше прав на признание, нежели у Косово, где албанцы вытеснили с исконно сербских земель коренное население. К примеру, дополнительным фактором для обретения суверенитета непризнанных постсоветских республик является законодательство СССР - страны, при развале которой возникли территориальные споры, многие из которых до сих пор не удается решить. В частности, исходя из Закона СССР от 26 апреля 1990 года "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации", автономные республики были признаны советскими социалистическими государствами, являющимися субъектами Федерации - Союза ССР. Более того, в части 2 статьи 1 указанного закона было установлено, что не только автономные республики, но и иные автономные образования входят в состав союзных республик на основе свободного самоопределения народов. При этом на основе все того же свободного волеизъявления народов любое автономное образование имело право выйти из состава союзной республики.

Любой народ имеет право на самоопределение, если это на самом деле желание народа, а не заговор определенных сепаратистки настроенных элит, пишет "Ольвия-пресс". В отличие от национально-освободительного движения, сепаратизм не отвечает истинным потребностям общественного развития, а выражает интересы узких слоев населения. Было ли создание Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии проявлением сепаратизма? Разумеется, нет. Народы этих республик проголосовали на референдумах за то, чтобы остаться в составе СССР. Так что, по меньшей мере, абсурдно называть сепаратистами тех, кто не желал распада своего государства. Однако те, кто на самом деле являлись сепаратистами, обвинили тех, кто ими не был, и, несмотря на явную несправедливость подобных обвинений, международное сообщество с готовностью поддержало и Молдавию, и Грузию, в то же время напрочь отметая обвинения в сепаратизме косовских албанцев. Теперь же суверенитет Косово закреплен международной судебной инстанцией ООН, призванной, согласно ее уставу, "проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира". Проводи ООН подобную политику всегда, можно было бы избежать тысяч и тысяч жертв, избежать геноцида юго-осетинского народа, войн против Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья, Кашмира, Тибета, Северного Кипра, резни в Сомалиленде и Шри-Ланке, многого-многого другого.

Впрочем, в ООН всегда понимали зыбкость сложившегося статус-кво, когда в одних случаях преобладающим считалось право наций на самоопределение, а в других принцип нерушимости границ. Именно Генеральная Ассамблея ООН поставила перед Международным судом вопрос, является ли законным объявление независимости Косово, и теперь получила ответ на него. Да, ответ носит рекомендательный характер, решение суда консультативно и не имеет обязательной силы, но это ровным счетом ничего не меняет. Отныне Организация объединенных наций, хочет она того или нет, будет вынуждена считаться с тем, что международное право не запрещает провозглашение независимости государств. Конечно, это не означает, что завтра будет признана независимость Приднестровья, Нагорного Карабаха или, скажем, Страны басков. Не все так просто и однозначно. Но то, что отныне право многих народов на самоопределение не будет так рьяно отрицаться - это факт. Причем, несмотря на то, что многие страны, в том числе и Россия, отвергли решение Международного суда по Косово, спорить с тем фактом, что международное право не запрещает провозглашение независимости, никто уже не сможет. Решение суда ООН еще будет долго обсуждаться политиками и экспертами во всем мире. Однако уже сегодня можно сказать, что 22 июля стало тем водоразделом, после которого право наций на самоопределение в мировой практике стало преобладающим, отодвинув на второй план принцип нерушимости границ. Мало того, этот день стал еще одним шагом на пути признания независимости и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, подводит итог издание.

Российская гуманитарная помощь: "В России какие-то группировки решили надавить на наши власти перед выборами в Верховный совет"

Последние дни принесли приднестровцам тревожные вести, пишет "Новая газета". По сообщениям ряда масс-медиа, ПМР перестала получать финансовую помощь РФ, бесперебойно поступавшую в регион с 2008 года. На счет Верховного совета ПМР не был перечислен третий ежеквартальный транш, предназначенный на выплаты пенсионерам, указывают в СМИ. Это сразу же вызвало к жизни кучу версий. Вот некоторые из них:

Первая. Россия обеспокоена нецелевым использованием российской помощи, то есть воровством денег. В СМИ РФ называется АКБ "Газпромбанк", руководимый сыном президента ПМР Олегом Смирновым и его женой Мариной. В настоящее время они находятся в России. Такая версия политически играет на руку оппонентам действующего лидера, однако не объясняет, каким образом до последнего времени Верховный совет ПМР, на чьи счета поступала помощь, распоряжался ею без "Газпромбанка" и без нареканий со стороны Москвы. Как известно, россияне неоднократно говорили, что к механизму распределения помощи через ВС претензий не имеют. Об изменении этого порядка сообщений не было. Налицо неясность.

Вторая. Решение о торможении финансовой помощи Тирасполю принято в РФ под влиянием Кишинёва. Сегодня это неубедительно. В Молдавии у власти правые, в том числе прорумынские силы. Ради и.о. президента Гимпу по союзнику бить не станут.

Третья. Россия действует под влиянием западных стран, с которыми не хочет портить отношений. И здесь загвоздка: если уж РФ не выводит свои войска из ПМР, то какой смысл для неё идти на уступки в более частном вопросе - в отказе от финансового сотрудничества с Тирасполем?

Четвёртая. Происходящее - результат действий в Москве экс-спикера ВС и бывшего главного "обновленца" Евгения Шевчука, а также тех российских деятелей, которые поддерживали его. Сам Шевчук заявил российскому "Взгляду", что раньше он "сам курировал в Приднестровье вопросы получения гуманитарной помощи, и несколько лет деньги приходили день в день". Подняв тему "непрозрачности" расходования российских денег, Шевчук выдал главный козырь: "Я точно буду участвовать в выборах в парламент, которые состоятся в декабре этого года, и уже по результатам этих выборов буду решать вопрос с президентскими". Не случайно в аннотации к интервью он назван "лидером приднестровской оппозиции", каковым он никогда не был. Правда, если пропаганда ПМР увяжет его имя с прекращением помощи Приднестровью, это может отнюдь не помочь ему на выборах.

Пятая. Россия начала одновременное давление на ПМР (через банки) и на Молдавию (через вино) для возобновления переговоров между Кишинёвом и Тирасполем. Совпадение может присутствовать, но вряд ли Кремль заинтересован в уступках на приднестровском направлении тем, кто говорит о "советской оккупации" Бессарабии 1940 года.

Шестая. Минский политолог Юрий Шевцов полагает, что в России началась "новая перестройка". "Дмитрий Медведев на встрече с дипкорпусом не случайно объявил, что отныне жесткий приоритет России - партнерство с США, ЕС и богатыми странами Юго-Восточной Азии, - напоминает он. - В последние месяцы Россия резко снизила свое влияние на постсоветском пространстве. Она отказалась от роли арбитра в Киргизии, фактически отдав эту роль США и ЕС. Союзного государства с Белоруссией фактически нет - есть Таможенный союз трех стран, как инструмент торга России с ВТО. На ОДКБ после отказа помочь Киргизии тоже можно поставить крест. Россия сбрасывает союзников по СНГ, как был сброшен Советский Союз", полагает аналитик. Однако первые сведения о недовольстве россиян датируются февралём-2010, то есть задолго до встреч Медведева с дипломатами.

Не исключено, что в России какие-то группировки решили надавить на наши власти перед выборами в Верховный совет (выборы в ВС Приднестровья состоятся в декабре 2010 года - прим. ИА REGNUM Новости). Когда же они получат в ПМР финансовые и политические выгоды, укрепят своё влияние и оттеснят своих же, московских, конкурентов, оказание помощи может возобновиться, заключает издание.

Первым о прекращении российской финансовой помощи Приднестровью сообщило российское издание "Коммерсантъ", утверждая при этом, что президент ПМР Игорь Смирнов знал о возможном прекращении поступления средств еще в феврале, пишут "Профсоюзные вести". Председатель Верховного совета ПМР Анатолий Каминский подтвердил, что последние два месяца "гуманитарка" в Приднестровье не поступила. "Причины приостановки транша мне неизвестны. Москва объясняет это "техническими обстоятельствами". Уже сегодня у нас есть заверения российской стороны в том, что, начиная с конца сентября, поступление гуманитарной помощи в Приднестровье возобновится. Но наши пенсионеры, несмотря на отсутствие российских средств, продолжают получать обещанную надбавку к пенсии. Для этого мы задействовали внутренние ресурсы. Хочу отметить, что деньги с так называемого "газового счета", как пишет тот же "Коммерсантъ", на эти цели не расходуются. Для этого привлечены прибыль Центрального банка и кредитные ресурсы. Впоследствии, когда транш из России придет, мы возместим все заемные средства", - цитируют Каминского "Профсоюзные вести".

По информации источников издания, на состоявшейся на днях встрече президента Игоря Смирнова с заместителем министра иностранных дел РФ Карасиным, помимо перспектив переговорного процесса, также обсуждались вопросы предстоящих выборов в Верховный совет, расстановки политических сил и возобновления российской гуманитарной помощи. Будет ли она и далее поступать в республику, зависит от поведения Приднестровья - органы власти обязаны обеспечить полную прозрачность ее использования, дабы исключить появившиеся в последнее время подозрения в нечистоплотных финансовых операциях с российской "гуманитаркой", заключает издание.

Справка ИА REGNUM Новости: Гуманитарный проект правительства Российской Федерации по оказанию финансовой помощи социально-незащищённым категориям граждан Приднестровья в виде ежемесячных прибавок к пенсиям и других денежных выплат осуществляется с конца 2007 года. Всего за 2008-2009 гг. Приднестровье получило более $55,5 миллионов. За первое полугодие 2010 года Россия перечислила ПМР 414 млн рублей.

Территориальные претензии Румынии: "Румыния претендует на мировое лидерство по использованию "двойных стандартов"

На протяжении последних двадцати лет политика Румынии отличалась выраженной экспансионистской направленностью, генерированием конфликтности практически со всеми своими соседями, стремлением добиться решительного пересмотра установившихся в результате Второй мировой войны границ в Юго-Восточной Европе, пишет "Новая газета". С приходом к власти в этой стране руководящей команды во главе с Траяном Бэсеску подобные небезопасные тенденции резко усилились, и в настоящее время Румыния относится к числу исключительно немногих европейских государств, публично выдвигающих в структуре своих национальных интересов территориальные претензии к сопредельным странам и стремление создать в расширенных границах базирующуюся на сугубо этнических основаниях державу.

Задачи превращения Румынии в регионального гегемона - что невозможно без присоединения "населенных румынами" иностранных территорий, - неоднократно открыто выдвигались официальным Бухарестом, продолжает "Новая газета". В последние годы одним из наиболее активно используемых румынской стороной рычагов продвижения своих экспансионистских установок стала экологическая тематика. Вопросы защиты окружающей среды беззастенчиво применяются Бухарестом для решения вполне конкретных территориально-политических задач, при этом в данной области Румыния заведомо претендует на мировое лидерство по использованию "двойных стандартов". Выбор именно этого инструмента вполне понятен - вопрос защиты мировой экосферы от негативных проявлений технического прогресса приобретает все большую значимость в международной политике, при этом в Евросоюзе, членом которого является Румыния, вопросы экологии, природосберегающих форм хозяйствования, "зеленых технологий" и переориентации всей социальной структуры стран ЕС на бережное отношение к окружающей среде официально заявлены в качестве одного из приоритетных направлений европейского сообщества. В этом контексте действия Бухареста более чем объяснимы: если сосед, к которому Румыния имеет территориальные претензии, будет представлен объединенной Европе в качестве злостного нарушителя отстаиваемых странами ЕС экологических нормативов, ему не миновать штрафных санкций, а его политическая сопротивляемость румынской экспансии будет ощутимо понижена.

Объектом наиболее ожесточенных атак на данном направлении оказалась Украина, прежде всего в связи со строительством в украинской части низовий Дуная судоходного канала "Дунай - Черное море", пишет "Новая газета". Несмотря на то, что румынской стороне не удалось выстроить сколь-нибудь связную и рациональную систему аргументов, подтверждающих подобные обвинения, Бухарест интенсивно пытается доказать мировому и, в первую очередь, европейскому сообществу, что Украина чуть ли не безвозвратно и тотально разрушает всю экосистему Нижнего Дуная. Тот факт, что украинская сторона предприняла реализацию этого проекта, проведя тщательнейшую предварительную экспертизу вероятных экологических последствий, согласовала выводы этой экспертизы с авторитетными европейскими инстанциями и осуществляет производимые работы с неизменным учетом экологических норм, в расчет румынскими представителями не берется никогда. Причина более чем прозрачна. Бухаресту не важно сохранение природных богатств низовий и дельты Дуная. Украинский проект не устраивает лишь тем, что нарушает планы румынских властей обеспечить свою монополию в сфере транспортных перевозок в этой зоне.

Четкая нацеленность румынской политики не на сотрудничество, а на проявления агрессии, экспансию и решение спорных территориальных проблем конфронтационным путем в особенности становится наглядной в данном контексте в связи с тем, что конфликт, который Бухарест пытается продуцировать в ситуации с каналом "Дунай - Черное море", полностью противоречит планам и намерениям Евросоюза в этой связи, продолжает "Новая газета". Позиция Брюсселя однозначно ориентирована на стимулирование взаимовыгодного сотрудничества Украины, Румынии и Молдавии в регионе Нижнего Дуная. На соответствующий ЕС-овский проект, включающий и экологические, и экономические, и социальные аспекты развития этого региона, европейскими структурами отпущены значительные средства, причем Румынии, как единственной представительнице ЕС в данном проекте, отведена особая роль в распределении и расходовании выделенных финансовых ресурсов. Однако Румыния предпочитает не сотрудничать, а нагнетать напряженность и провоцировать межгосударственное противоборство. Обвиняя соседей в "экологических преступлениях", румынская сторона пытается скрыть от европейской общественности и руководящих структур ЕС реальные проявления подобного рода, имеющие место на территории Румынии и представляющие действительную, а не вымышленную опасность для окружающей среды, в частности для Дунайского бассейна.

В Румынии действует значительное число предприятий, организация производства на которых даже отдаленно не соответствует европейским стандартам природоохранных мер, а производственный процесс и его побочные эффекты создают реальную угрозу окружающей среде, здоровью и жизни граждан, как самой Румынии, так и сопредельных стран, пишет "Новая газета". Причина в нежелании владельцев и руководства этих предприятий обновлять основные фонды, внедрять новейшие экологически приемлемые технологии, вкладывать средства в механизмы очистки и нейтрализации вредных выбросов. Ситуация мирового финансово-экономического кризиса, со значительной силой поразившего Румынию, многократно усилила данные негативные проявления. В подобных условиях нехватку финансовых ресурсов вполне можно было бы понять, однако именно на фоне резкого снижения уровня соответствия функциональных возможностей румынской промышленности европейским экологическим стандартам Бухарест усилил свои атаки на соседние страны по линии "заботы об окружающей среде". При этом ситуация развивается откровенно по схеме "чем больше наносим вред соседям, тем активнее стараемся обвинить их в собственных нарушениях". В течение последнего времени Румыния стала источником и "стартовой площадкой" целого ряда региональных экологических катастроф, затронувших не только ее территорию, но и сопредельные государства, в том числе Украину. Международные экологические организации фиксируют, что число чрезвычайных ситуаций, непосредственно наносящих вред природе либо чреватых подобными негативными последствиями, в Румынии постоянно возникает намного больше, чем фиксирует официальная бухарестская статистика и публично признают действующие румынские власти. Претендующие на статус подлинно европейской силы бухарестские власти подтверждают лишь незначительную часть экологически опасных ситуаций, возникающих в Румынии, откровенно повторяя прискорбный советский опыт с известными кремлевскими установками "в Советском Союзе несчастных случаев и катастроф не бывает". При этом лишь за несколько последних лет в гидрографических системах притоков Дуная Сомеша и Тисы с румынской стороны было зафиксировано более 60 случаев опасного загрязнения общедунайской гидросистемы.

Из подобной ситуации возможен лишь один рациональный выход - международная, прежде всего европейская общественность, руководящие инстанции ЕС должны со всей жесткостью и беспристрастностью изучить случаи применения Румынией "двойных стандартов" в экологической сфере, дать четкую оценку действиям руководства Траяна Бэсеску в подобных вопросах и, главное, - найти формы и средства сдерживания румынского территориально-государственного экспансионизма. Применение "экологических рычагов" в реализации своих агрессивных задач - не только аморально и преступно с международно-правовой точки зрения, но и способно подорвать всю систему европейской политики, построенной на принципах сотрудничества, взаимопонимания и реальной, очищенной от элементов грязной политизации заботы о сохранении окружающей среды, заключает издание.

20-летие Приднестровья: "Для помощи Приднестровью в России обделяют своих детей и стариков, а тут Смирнов и "Ко" закатывают банкеты"

В Приднестровье продолжается подготовка к 20-й годовщине образования государства, сообщает Первый республиканский телеканал. Военный парад на главной площади будет одним из самых масштабных за всю историю празднования дня республики. Несколько тысяч человек, более двух десятков рот и впервые за много лет будет представлена боевая техника. И несмотря на то, что с раннего утра столбик термометра превышает 30-градусную отметку, военнослужащие основных частей министерства обороны, спецназа МВД, министерств государственной безопасности, юстиции, представители казачества, курсанты военного института собираются в столице на плановый строевой смотр войск Тираспольского гарнизона.

Плановый строевой смотр - занятие очень утомительное даже для тех, кому по уставу полагается стойко переносить все трудности службы. Полная концентрация и высокая температура - все это вместе совместить очень сложно. Но жаловаться здесь не принято. Представителям парадной роты во время осмотра обещают одинаковую обувь. Стремящиеся к индивидуальности женщины стандартным туфлям очень даже рады - в них маршировать намного легче. То, что обыватель называет репетицией, для военных - строевой смотр парадных коробок, в крайнем случае - тренировка. Совместные занятия военнослужащих разных частей и подразделений проводятся трижды в неделю вне зависимости от температуры, чтобы 2 сентября парад прошел в лучшем виде, заключает телеканал.

Подготовка к 20-летнему юбилею республики в самом разгаре, пишет "Человек и его права". По устоявшейся традиции, и на этот раз ко 2 сентября в Тирасполь, как мухи на мед, слетятся многочисленные Бабурины-Затулины-Алкснисы, тем более что приманка весьма и весьма внушительна - целых $7,2 млн. Трудно себе представить, но именно столько денег, по словам советника Смирнова Елены Бомешко, наше мудрое руководство намерено "профукать" за пару дней. А она, Бомешко, врать в таких делах не станет. В этом году тактика создания псевдособытий по принципу "хлеба и зрелищ" должна сработать на все сто, а по роскоши и объему списываемых средств есть намерения вплотную приблизиться к парадам на московской брусчатке. Внешне все привлекательно - по площади ползут свежеокрашенные танки и БТРы, по небу протарахтят боевые вертолеты, всюду звучит музыка, с трибуны улыбаются крутые генералы, в смысле с крутым жалованьем.

Только вот не понятно, что же собственно будут праздновать обычные люди, да и их ли вообще этот праздник? - задаётся вопросом издание. Ответ столь же прост, сколь и прозаичен - рядовые жители в очередной раз могут с горечью осознать, что все они являются заложниками интересов множества толстосумов и опекающего эти интересы бездушного диктатора. Возможно, под грохот танковых дизелей до многих дойдет, что 20 лет их жизни прошли стороной, что послушными слушателями душещипательных историй, которыми все это время их кормил "добрый дядя" Игорь Смирнов, автоматически становятся наши дети. В очередной, двадцатый раз, он будет вещать о праве "жить на нашей земле", о злобной Молдавии, только и думающей как лишить их этого права, и о своей "миссии!", защитника. И кто, позвольте спросить, осмелится возразить "защитнику"? Кто рискнет напомнить, что бюджет региона многократно дефицитный, что платежи за газ в Россию не поступают, что все, создающее хоть какие-то средства, контролируется "семьей" и подчинено ее интересам? Как еще, если не преступным можно назвать намерение "угрохать" на празднество астрономическую для одного из самых бедных регионов мира, сумму? За эти деньги можно было бы отремонтировать десятки детских садов и школ, больниц и медпунктов, помочь старикам и обездоленным. Вместо всего этого деньги пойдут на грандиозную попойку с проплаченым присутствием "иностранных гостей", отпрысков вельможных (да и вельможных ли?) семей, фейерверками и звездами эстрады. Кое-что достанется и народу. Некоторым ветеранам и защитникам Приднестровья выдадут российские машины. Облагодетельствуют, но во что эти, не заводящиеся и мало двигающиеся кучи металлолома, реально обойдутся региону?

Кто-нибудь вспомнит, что наши пенсионеры выживают благодаря скромным, но и им спасибо, добавкам к пенсиям, которые нам платят из казны Российской Федерации? Там обделяют своих детей и стариков, отрывают от их скудного пайка существенную часть, а тут Смирнов и "Ко" закатывают банкеты. Хотелось бы думать, что происходящее из разряда "после нас хоть потоп", что время "после них" уже близко. Но слишком велик соблазн, слишком широки возможности для казнокрадства, чтобы у кого-то "поднялась рука" на курицу, несущую не золотые, а бриллиантовые яйца. Нет, изменениями и не пахнет. Наверху, в Москве и прочих весях, не хотят перемен, а совсем измельчавший, угасший наш народец, похоже, не в состоянии решиться и скинуть паразитов, которых за мизерные подачки, а чаще за сладкие байки, уже 20 лет тащит на своем горбу. По площади Суворова пойдут танки, оставляя едкий, удушливый дым некачественного дизельного топлива. Не с нас ли списана картина: Смирнов - танк, а мы и наши жизни - топливо, превращающееся в смрадный дым? - заключает "Человек и его права".