Власть, воюя с Меджлисом, фактически воюет против самой себя: интервью крымского политолога Андрея Никифорова

Киев, 9 августа 2010, 10:31 — REGNUM  О текущей политической ситуации в Крыму и возможных вариантах развития событий на полуострове ИА REGNUM Новости беседует с крымским политологом Андреем Никифоровым.

ИА REGNUM Новости: Ваша оценка действий новой Крымской власти, какие можно выделить удачные и неудачные моменты?

Сначала давайте условимся о том, кого мы называем "новой крымской властью". Если речь идет о первых лицах автономии, то в этом случае следует четко разделить оценки даваемые Василию Джарты (премьер-министру Крыма) и Владимиру Константинову (спикеру крымского парламента). Они никак пока не обозначили того формально бесспорного факта, что "играют в одной команде". Формально это так, а вот фактически? Сомневаюсь. Возможно, что они даже являются капитанами противоборствующих команд. По крайней мере, на уровне аппарата обоих первых лиц конкуренция вполне очевидна. Но военные действия пока не объявлены.

Так вот, говорить об успехах Константинова пока явно рано. Ему не в чем было себя проявить: кадровые назначения, инициируемые Совмином, проходят в парламенте "на ура", бюджетные баталии - впереди. А вот у Джарты удачными можно на сегодняшний день признать два направления: привлечение и расстановку своих кадров и новый, невиданный ранее, уровень вовлеченности в крымские дела центральной власти, прежде всего - президента Януковича. Однако, слабые места Джарты - продолжение его силы. Затеянная им кадровая революция, похоже, превосходит по масштабам даже кадровые подвижки 1994-го, в период правления президента Мешкова. Режим Мешкова, кстати, в конечном итоге среднее чиновничье звено и подточило. Оно же технически подготовило свержение двух правительств, возглавлявшихся чужаками: москвичом Сабуровым и киевлянином Матвиенко. Оба прибыли в Крым по весне, "отработали" курортный сезон и были отторгнуты местным политикумом осенью. Джарты тоже воцарился весной, но, в отличие от своих предшественников, он не только внедрил своих людей в высшие эшелоны автономной власти. Он начал перетряхивать и среднее звено. В Крыму шутят, что в Макеевке (откуда родом Джарты) скоро не останется людей: все переедут на работу в крымских властных структурах. Так вот, несмотря на масштаб происходящего, Джарты оказывается уязвим: никто его не любит (кроме тех, кого он привез с собой, понятное дело). И если можно поменять крымского клерка на макеевского без особых затруднений, то депутатский корпус так не сменишь. Да, впереди выборы, на которых дело можно поправить. Но ведь это понимают и местные, которым на политическую пенсию совсем не хочется. Отсюда - явное или скрытое озлобление против Джарты со стороны практически всего крымского политического бомонда.

Близкие отношения с президентом, которые Василий Георгиевич любит демонстрировать, в такой ситуации - его главная и, на первый взгляд - неуязвимая - броня. Но президентские симпатии переменчивы...

ИА REGNUM Новости: Как изменилась (и изменилась ли вообще) политика Киева по отношению к Крыму после победы Януковича?

Изменилась, несомненно, и именно со стороны Януковича. Ющенко Крым не особо жаловал, а новый президент - регулярно наезжает, на обещания не скупится. Нет дефицита в различного рода масштабных проектах: строительство моста через Керченский пролив, развертывание портовых мощностей на берегу озера Донузлав, разработка стратегии развития автономии и т.п. Риторика президента, в принципе, вполне обнадеживающая. Он честно признается, что ранее Крыму необходимое внимание не уделялось, инвестиции в него не направлялись. Как будет теперь - посмотрим. Перед выборами потоком льются обещания, а не инвестиции. Насчет обещаний власти, мы - люди привычные. Нам и Кравчук режим открытой экономики дарил, и Кучма летнюю столицу обещал, и даже Ющенко - особые экономические условия обрисовывал. Поэтому подождем конкретных дел. Что же касается общего течения дел, то особых изменений не заметно.

ИА REGNUM Новости: Если судить по информации СМИ, сейчас на полуострове есть целый ряд острых политических конфликтов, в т.ч. с участием крымских татар. В чем суть этих игр и какой может быть развязка (некоторые считают, что силовой)?

Ну, для силового конфликта у сторон, по определению, должны быть силы. А где же их взять? В остальном - бурлит, конечно, автономный стакан воды. В основном - в отношении кадровых вопросов. Крымские татары, их основная масса, здесь совершенно не при чем, как и остальные крымчане. А вот чиновники, да, втянуты в настоящую кадровую войну. Фронта в этой войне два: один можно обозначить как "власть - меджлис", второй - "макеевские - крымчане". Еще раз подчеркиваю, речь идет о чиновниках. Скажем, не все жители Макеевки втянуты в конфликт со всеми крымчанами, а именно десант макеевских чиновников сталкивается с противодействием своих крымских коллег. Хотя до фронтовых операций дело не дошло. Скорее, это похоже на партизанскую борьбу.

И властно-меджлисовский фронт тоже носит иррегулярный характер. Иначе и быть не может, поскольку Меджлис крымскотатарского народа, не имеющий никакого правового статуса, прочно встроен во властную систему Украины. Начнем с того, что члены меджлиса (нелегальной организации) в полном составе входят во вполне легальную и официальную структуру - Совет представителей крымскотатарского народа при президенте Украины... Президент даже ротацию членов Совета не может сделать! Далее, в Верховной раде Украины был, есть и будет как минимум один представитель меджлиса. Подчеркиваю - не крымских татар, а именно меджлиса. Точно также, при любом избирательном законе, в крымском парламенте будет находиться фракция, представляющая эту структуру. Кадровые назначения крымских татар в структуры исполнительной власти тоже согласовываются с меджлисом, а на такие назначения имеется квота. Особенно плотно меджлис контролирует республиканский комитет по делам национальностей, через который на нужды репатриантов идет бюджетное финансирование. Всё это годами, даже десятилетиями создавалось и просто так - одним-двумя ударами бейсбольной биты, - разрушено быть не может.

Потому - власть, воюя с меджлисом, но не искореняя все эти меджлисовские имплантанты, фактически воюет против самой себя. Ведь имплантанты используются не просто так, а для того, чтобы что-то в организме заменить, какой-то орган нарастить. В данном случае, альянс с меджлисом позволяет украинской власти выстроить вполне комфортную коммуникацию с крымскотатарским сообществом - очень любопытным и в условиях Украины - уникальным этно-социальным организмом. Меджлис получает от государства монополию на контроль за крымскими татарами в обмен на лояльность власти и гарантии стабильности в со стороны крымских татар. С этой системой или надо смириться, или - выстроить альтернативную. А совать в нее пальцы, гвозди и прочие острые предметы смысла не имеет. Это будет только порождать путаницу, суматоху и создавать иллюзию надвигающегося конфликта.

Что же касается "макеевского фронта", то, конечно, возможный альянс коммунистов, БЮТ и меджлиса выглядит также гармонично, как пресловутые лебедь, рак и щука. Да и нет никакого альянса. Есть своего рода клуб обиженных на Джарты. И его ряды вполне могут пополниться. Так что тенденция к формированию широкой "антимакеевской" коалиции имеется. Всё зависит от того, насколько Джарты готов играть командно с крымскими политическими силами. Когда их начинают гнуть в бараний рог, то им не остаётся ничего, кроме пусть даже самого невероятного и противоестественного объединения. Другой вопрос: достаточно ли сил у крымчан и можно ли вообще добиться победы над донецкими или макеевскими только в Крыму, без параллельный действий в Киеве, в высших властных эмпиреях? Впрочем, приезжих премьеров у нас "валят по осени". Так что, значительной степени, всё будет решаться в сентябре, тогда мы и получим ответ на этот вопрос. Но силовой вариант "развязки" могут видеть лишь очень прозорливые люди, глядящие не на происходящее, а вглубь себя. Подковерная, аппаратная возня, происходящая сейчас в Крыму, такого варианта никак не предполагает...

ИА REGNUM Новости: Насколько лидеру Меджлиса Мустафе Джемилеву удается сохранить целостность в крымскотатарской среде?

О расколе крымскотатарской среды, как и, скажем, крымскотатарского национального движения, - говорят уже пару десятков лет. Примерно столько же времени ожидают отхода от руководства меджлисом Джемилева. Сначала он якобы "смертельно болел" (последние лет 15), а последние 9 лет - якобы "сам уходит". И почти всё время - под аккомпанемент слухов в виде версий об "ослаблении" его позиций, о каком-то намечающемся "расколе".

На самом деле, крымскотатарское движение никогда и не было единым. Как, собственно, и крымскотатарский народ. Тут вон, в одной Партии регионов, ее крымском отделении, недавно насчитали 3-4 группировки, а народ, даже крымскотатарский, это же не партия. С другой стороны, усилиями украинского государства был создан монстр под названием "Меджлис крымскотатарского народа", которому этот самый народ отдан на кормление. И народ, в принципе, признает власть меджлиса - как центрального, так и его региональных отделений. Ругает, зачастую - ненавидит, но - признает. Поскольку это - Власть. А олицетворение этой власти - бессменный, единственный и неповторимый Мустафа Джемилев. Оппозиция меджлису в значительной степени состоит из тех, кто пытался в разное время восставать против его власти. Их просто отсекали от структуры "курултай-меджлис".

У Мустафы, по большому счету, одна проблема - нет уверенности в успехе операции "Преемник" по-крымскотатарски. Сам преемник уже давно определен - Рефат Чубаров. А вот уверенности, что передав ему бразды правления, дедушка обеспечит себе безмятежную старость - нет. Потому и не делается последний шаг в смене руководства меджлиса. В целом же эта структура - крайне герметичная, информационно закрытая, несмотря на позиционирование меджлисовцев как супер-демократов. Несколько раз поднимавшаяся тема демократизации курултая-меджлиса всякий раз грубо пресекается лидерами структуры. Так что ни общественность, ни значительная часть экспертного сообщества не могут составить адекватной картины того, что там внутри происходит. То, что там идет активная подковерная борьба, не прекратившаяся даже после недавней чистки меджлиса от наиболее активных группировок (назовем их условно "молодыми" и "радикалами") - это факт, но говорить о кризисе меджлиса, каком-то углублении раскола - веских оснований нет. Сложности связаны с тем, что нужно по-новому выстроить отношения с новой властью Украины, с новым президентом. Те не всю механику этих взаимоотношений "просекают", потому и действуют иногда опрометчиво, задиристо, но - по мелочам, без системы. Потому и пытаются подтащить татар-"альтернативщиков". Но вне системных действий это - не эффективно. Поэтому, думаю, пройдет у них это наваждение. И уже в ближайшее время. Немаловажно ведь и то, что Мустафа и его меджлис фактически признаны т.н. "международным сообществом". А против него "регионалы" не попрут.

ИА REGNUM Новости: Какого результата можно ждать от грядущих осенью местных выборов? В прессе мелькают совершенно удивительные цифры- чуть ли не 80% за Партию регионов, но есть и другие данные.

Думаю, ближе к истине, всё-таки "другие данные". Ну вот, смотрите. На президентских выборах в 2004 и 2010 гг. во вторых турах, где оставалось по два кандидата, за Януковича голосовало порядка 80 (плюс/минус два) процентов крымчан. Примерно столько же в 1994 г. проголосовало за первого и единственного крымского президента Мешкова. Итак, 80% крымчан устойчиво придерживаются условно "пророссийской" ориентации. Они ведь Януковича не за красивые глаза и богатырский рост поддержали, а за "пророссийский" набор из официального статуса русского языка, дружбы с РФ и сохранения в Крыму Черноморского флота.

Так вот, в ходе выборов в украинский или в крымский парламент эти голоса распределяются между партиями "пророссийского" спектра. Потому, скажем, в 2006 г. Партия регионов получила в Крыму на общенациональных выборах 58,01% голосов, а на крымских всего-то 32,55%. Остальное ушло коммунистам, прогрессивным социалистам, фанатам Путина и т.п. С чего бы это в этот раз должно быть как-то иначе? Конечно, после президентской победы Януковича электорат погрузился в обычную в таких случаях эйфорию, в результате которой рейтинг Партии регионов резко подскочил. Но эйфория проходит. Особенно - после 50-процентного повышения цены на газ. Так что, взметнуть рейтинг "регионалов" на качественно новую высоту может, по большому счету, только одно: "правильный" подсчет голосов. Если еще жестче законопатить ситуацию в стране, то да, можно и 80% "региональных" голосов в урнах "обнаружить". Можно и 99,99%, как было, в своё время, у КПСС. Никаких других технологий для 80 "региональных" процентов в природе не существует.

Но вот недавно спикер крымского парламента Владимир Константинов поставил несколько более реальную задачу - 60%. Эти же цифры проскальзывают и у Джарты. Думаю, именно таким выглядит "социалистическое обязательство" крымского правящего дуумвирата перед своим партийным боссом, по совместительству - гарантом украинской Конституции. Думаю, выполнить их по-честному будет крайне тяжко. Даже несмотря на новый избирательный закон, по которому все козыри из колоды сразу сдаются "регионалам", несмотря на смешанную систему голосования. Но никто ведь и не брал "повышенных обязательств" перед "папой", чтобы всё было обязательно по-честному... Тем не менее, думаю, в новый состав крымского парламента "просочатся" таки силы, как "Русское Единство", коммунисты, партия "Союз" и, возможно, даже прогрессивные социалисты. Т.н. "национал-демократический" электоральный лагерь (помните, те самые около 20 процентов, НЕ голосовавших за Януковича ни в 2004-м, ни в 2010 гг.?) будет представлен "оранжевой" силой, которую поддержит меджлис (это - гарантированные 6 с хвостиком процентов и они, скорее всего, будут "переданы" Руху), могут проползти представители Тимошенко, а также - "Сильная Украина" Тигипко. Думаю, что именно этот лояльный "регионалам" политик может получить значительную долю голосов крымских ненавистников Януковича. Но это всё - прогнозы по поводу партийных брендов. А на мажоритарных округах может быть настоящая давка с последующей рубкой: туда все местные "тяжеловесы" устремятся, и сегодня уверенно можно сказать только о том, что их окажется значительно больше, чем самих мажоритарных округов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.