Виктор Гущин: "Гордиев узел" института неграждан в Латвии и Эстонии нужно рубить

Рига, 5 Августа 2010, 19:15 — REGNUM  Адриан Северин, депутат Европейского парламента от Румынии, подготовивший в конце 2006 года сообщение о Латвии для юридического комитета ПАСЕ, в интервью газете "Latvijas Avīze" 17 апреля 2007 года высказал вполне обоснованную мысль: "Если государство возникает, отделяясь от бывшей империи, то у тех, кто живёт на территории этого государства, должна быть свобода выбора в отношении их нового гражданства: оставить гражданство предыдущей страны или принять гражданство новой. Чего не произошло в случае неграждан Латвии. Это ошибка, на которую кому-то в то время следовало указать". В результате эта "никем не указанная ошибка" стала фундаментом политики строительства в многонациональной и мультикультурной Латвии мононационального и монокультурного государства, главным лозунгом которого стал лозунг авторитарного и этнократического режима Карлиса Ульманиса "Латвия - для латышей!" (1934-1940).

Находящаяся с 1990 года у власти латышская политическая элита заявляет сегодня о правовой обоснованности возврата к прерванному в июне 1940 года строительству "Латышской Латвии". Для нее создание института лиц без гражданства оправдано тезисом о непрерывности существования Латвийской Республики de jure с 1918 по 1991 год, а создание Советской Латвии объявляется как навязанное извне и не выражающее интересы народа. Незаконность Советской Латвии обосновывается тезисом о "трех оккупациях" страны - сталинским и гитлеровским тоталитарными режимами. Именно эта трактовка явилась причиной отказа Латвийской Республики от ратификации Конвенции Совета Европы о гражданстве, в соответствии с которой Латвия должна была бы признать гражданами всех оказавшихся на ее территории жителей.

Обман международного сообщества

После развала Советского Союза проживающие в Латвии граждане СССР стали апатридами, то есть лицами без гражданства, однако Латвийское государство наличие на своей территории сотен тысяч апатридов никогда не признавало и продолжает называть апатридов негражданами, чем вводит международное сообщество в заблуждение.

В ноябре 1995 года по инициативе Европейского совета международной Хельсинкской федерации, хельсинкских комитетов Дании и Швеции и Латвийской ассоциации объединенных наций в Риге состоялся международный семинар "Правовой и социальный статус неграждан: законодательство и его реализация". Как пояснил один из участников семинара директор Латвийского центра прав человека и этнических исследований Нил Муйжниекс, в мире для характеристики лиц, не имеющих гражданства страны проживания, а также гражданства любой другой страны, пользуются определением "лицо без гражданства". Однако в отношении прав "лиц без гражданства" необходимо соблюдать положения соответствующих международных конвенций. Именно поэтому, как еще 15 февраля того же года в газете "Labrit" признала председатель комиссии Сейма по правам человека Инесе Бирзниеце, государство и стало использовать понятие "негражданин" - чтобы избавить Латвию от выполнения международных обязательств и, прежде всего, требований Международной конвенции 1954 года о статусе лиц без гражданства.

В 1995 году Латвия не выполняла и положения Конвенции 1961 года об ограничении безгражданства. В Конвенции, в частности, говорится, что "страны должны воздерживаться от того, чтобы увеличивать число лиц без гражданства". В части 1-й этого документа сказано, что человек, родившийся на территории какой-то страны, должен получить гражданство этой страны. Во всех европейских странах и большинстве стран мира именно так и происходит. Но только не в Латвии или Эстонии.

На том же семинаре выступил первый директор Департамента гражданства и иммиграции, а тогда, в ноябре 1995 года, - председатель комитета Рижской думы по миграции и негражданам Марис Плявниекс. Его высказывания поразили даже привыкших ко всему представителей хельсинкских комитетов. Плявниекс прямо заявил: "Кому этот театр нужен? Что вы все ссылаетесь на европейские стандарты? Кто их придерживается?.. Что вы ездите по всем странам и учите, как нам обходиться с негражданами? Если вы - шведы, датчане, немцы, американцы - так переживаете за неграждан, то возьмите их к себе!".

Подобная позиция была, увы, типичной для представителей правящей элиты. Она являлась и продолжает оставаться основной причиной нарушения прав латвийских неграждан, то есть апатридов. Даже Госдепартамент США в 1995 году в сообщении о положении с правами человека в разных странах мира признал, что в Латвии Департамент по вопросам гражданства и иммиграции "не только создает трудности в деле регистрации неграждан, но и полностью игнорирует решения судебных инстанций". За десять лет, с 1992 по 2002 годы, с помощью Латвийского комитета по правам человека (FIDH) удалось выиграть более 5 тысяч судебных дел. Причем в двух делах (дело Игнатане и дело Подколзиной) было констатировано нарушение прав человека.

Ситуация с правами латвийских неграждан, то есть апатридов, принципиально не изменилась и после вступления Латвии в Европейский союз в 2004 году. "Почему негражданин имеет особый статус?", - такой вопрос ставится в рекламном буклете "Европейский союз и неграждане", подготовленном в декабре 2004 года секретариатом министра по особым поручениям по делам общественной интеграции при финансовой поддержке Европейского союза. А ответ на него дается следующий: "Латвийские неграждане имеют особый правовой статус, вытекающий из специфической истории и политической ситуации в Латвии". То есть в основе всего - "специфическая история" и не менее "специфическая политическая ситуация". И все! Ни о каком правовом обосновании этого, идущего вразрез с международным правом, статуса в буклете упомянутого секретариата не говорится ни слова!

Судебный вердикт

Отсутствие правового обоснования статуса так называемых "неграждан" подтвердил в своем определении и Конституционный суд Латвии (Суд Сатверсме), который, проанализировав статус негражданина, 7 марта 2005 года признал, что латвийских неграждан нельзя приравнять ни к одному из тех статусов физического лица, которые закреплены в международных правовых актах. Ссылаясь опять-таки на факт "оккупации" и принятую правящей национал-радикальной политической элитой концепцию не повторного обретения, а восстановления прерванной в 1940 году государственности Латвии, суд указал, что неграждан нельзя считать ни гражданами, ни иностранными гражданами, ни лицами без подданства. Это лица с "особым правовым статусом". Статус негражданина не является разновидностью латвийского гражданства и его нельзя считать таковым.

Суд также счел, что в его полномочия не входит давать разъяснения понятию "негражданин". Это не столько юридический, сколько политический вопрос, который следовало бы рассматривать в рамках существующего в стране, по мнению суда, демократического политического процесса, определив статус негражданина в международном праве. Латвийская Республика считает, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа апатридов 1961 года. Хотя УВКБ ООН не относит неграждан к числу субъектов Конвенции о статусе апатридов 1954 года, оно тем не менее включает их в свою статистику лиц без гражданства. Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости обозначает неграждан Латвии как апатридов и ссылается на конвенцию 1961 года, рекомендуя Латвии пересмотреть условия натурализации.

Долговременный дефицит демократии

8 ноября 2002 года Специальный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы, оценивая состоявшиеся в октябре 2002 года выборы в 8-й Сейм Латвии, отметил, что из-за неучастия в выборах неграждан в Латвии сложился "долговременный дефицит демократии" (long-term democratic deficit). О существовании в Латвии "дефицита демократии" говорится также в Итоговом докладе по парламентским выборам в Латвии 2002 года, который 20 ноября 2002 года представило Бюро по институтам демократии и правам человека ОБСЕ. После выборов 9-го Сейма Ограниченная миссия по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Ограниченная краткосрочная миссия по наблюдению за выборами Парламентской ассамблеи ОБСЕ в своем заявлении для прессы от 8 октября 2006 года также отмечали, что "примерно 400.000 человек, или около 18% населения... все еще сохраняют статус "неграждан"... Неграждане не имеют права голосовать на любых выборах в Латвии... Тот факт, что существенная часть взрослого населения не имеет избирательного права, свидетельствует о продолжающем иметь место дефиците демократии...".

Проведение выборов в условиях дефицита демократии имело своим следствием снижение уровня доверия к их результатам со стороны международных структур. Руководитель Ограниченной миссии по наблюдению за выборами 9-го Сейма от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ посол Борис Фрлец в этой связи отмечал: "Большое впечатление на меня произвело широкое общественное доверие, которым пользуется процесс выборов в Латвии. Однако это доверие не может быть полным, пока гражданство, включая право голоса, остается вопросом для значительной части населения".

К началу января 2010 года, по данным Регистра жителей, в Латвии проживало 344.095 неграждан (15,26 % жителей), из них 65,9 % - русские (36,5 % русских Латвии), а всего представители национальных меньшинств - 99,6 %. Число неграждан сокращается в результате вымирания, эмиграции и натурализации (ускорилась после либерализации закона о гражданстве в 1998 году, замедлилась после 2004 года). Одновременно Латвия воспроизводит неграждан. В январе 2007 года Управление по делам гражданства и миграции, отвечая на запрос общественных организаций "Союз граждан и неграждан" и "Гуманитарная перспектива", обнародовало данные о росте числа неграждан в стране. Оказывается, с 1 мая 2004 года (дата вступления Латвии в ЕС) по 1 декабря 2006 года паспорта неграждан получили 54.284 человека. Из них 8.142 человека (около 15%) - впервые. Это молодые люди, родившиеся в Латвии 16 лет назад и окончившие среднюю школу в период независимости.

Неграждане в основном живут в крупных городах. Так, на начало 2010 года они составляли 24,6% населения Риги, 22,2% - Лиепаи, 20,4% - Даугавпилса. Население этих трёх крупнейших городов страны составляет 39,8% населения страны, но в них живет 62,4 % неграждан. Неграждане страны не имеют избирательных прав, хотя их абсолютное большинство или родились в Латвии, или проживают здесь 20-30 и более лет. При этом граждане других государств Евросоюза, прожившие в Латвии не менее трех месяцев, могут участвовать в выборах местных самоуправлений. Разве это не нонсенс? Следует также отметить, что количество депутатских мест для Латвии при выборах Европейского парламента (ЕП) рассчитывается исходя из численности всего населения, а не только граждан, что позволяет правящей элите получать дополнительные места в ЕП за счет так называемых неграждан.

Неграждане ограничены также в профессиональной деятельности: не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов и ЗАГСов и тому подобное. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты, в подсчёте пенсионного стажа (см. например, дело "Андреева против Латвии"), в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах (Академия полиции до ее ликвидации), в выезде без виз в ряд стран (до января 2007 года - в том числе в большинство стран Европейского союза, Норвегию и Исландию).

"Гордиев узел" нужно рубить!

Сохранение института неграждан и, как следствие, сохранение практики проведения невсеобщих выборов в Латвии и Эстонии, где также существует институт неграждан, будет продолжать ослаблять позиции русских общин в этих странах и, наоборот, укреплять позиции русофобов. Причем не только в Латвии или Эстонии, но и в Литве, а также в других странах постсоветского пространства и ЕС. В результате не только развитие, но даже сохранение национальных меньшинств в Латвии и Эстонии оказывается под вопросом уже в обозримой перспективе. Кроме того, развитие и укрепление демократических принципов при строительстве государственности в Латвии, Эстонии и Литве также оказывается невозможным.

Что делать в этой ситуации? Мнение Совета общественных организаций Латвии: нужно бить во все колокола, чтобы привлечь внимание международного сообщества к этнократической национальной политике в Латвии и Эстонии. Необходимо политическое решение проблемы неграждан в Латвии и Эстонии. Политическая практика деления общества на граждан и неграждан должна быть ликвидирована незамедлительно! "Гордиев узел" должен быть разрублен!

Член Всемирного координационного совета российских соотечественников при МИД РФ, координатор Совета общественных организаций Латвии Виктор Гущин

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
16.01.17
«Денег нет, но вы держитесь»: эксперты о прощальном визите Байдена в Киев
NB!
16.01.17
Триллион иен: цепкий плен обещаний Японии
NB!
16.01.17
Избранный президент Болгарии: Крым де-факто принадлежит России
NB!
16.01.17
Ах, леди, не сморкайтесь в рукава…
NB!
16.01.17
МИД Украины заявил, что «исторический иск» против России уже подан
NB!
16.01.17
Росгеологию лишили монополии на неразведанные участки углеводородов
NB!
16.01.17
Нагорный Карабах: Война и мир
NB!
16.01.17
«Финансового резерва Латвии хватит только на выплату двух пенсий»
NB!
16.01.17
Жители Литвы по-прежнему против однополых браков
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
Дубли Дзюбы и Маурисио принесли «Зениту» победу над «Чанчунь Ятай»
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Папа Франциск на Красной площади в Москве? Возможно и даже скоро
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
Минпромторг займется формированием новых промышленных кластеров в Арктике
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»
NB!
16.01.17
«Малоимущие проиграют от «монетизации» льготной НДС»
NB!
16.01.17
Россия передала Польше записи речевого самописца самолета Качиньского