Николай Радов: Лукашенко ищет союзника в Обаме?

Минск, 5 августа 2010, 13:32 — REGNUM  

4 августа американскому президенту Бараку Обаме исполнилось 49 лет. Казалось бы, до юбилея еще год, и поздравления от глав государств должны идти в плановом порядке. Однако с этим оказался не согласен белорусский лидер, который не только одним из первых отправил свои поздравления американскому коллеге, но и во всеуслышание заявил об этом через государственные СМИ. В своем послании Александр Лукашенко назвал Обаму "принципиальным, дальновидным и прагматичным политиком", отметив, что "внешнеполитические подходы администрации Соединенных Штатов Америки, направленные на поиск новых партнеров, установление с ними взаимоуважительного и свободного от стереотипов взаимодействия, совпадают с нашим пониманием принципов развития межгосударственного сотрудничества". Исходя из данного поздравления, создается впечатление, что между двумя странами не было четырнадцати лет политического и экономического противостояния, взаимных обвинений и угроз, а президент Белоруссии просто забыл, что новая администрация Белого дома так и не сняла запрета на его въезд в США, по-прежнему считая Лукашенко "последним диктатором Европы".

Известно, что после прихода к власти А. Лукашенко отношения между Белоруссией и США неизменно ухудшались. Особенно это проявилось после непризнания Западом проведенного в ноябре 1996 года референдума, давшего возможность белорусскому президенту создать в центре Европы собственное поместье, власть в котором не может быть ни с кем разделена. После ноябрьского референдума США и различные международные организации, такие, как ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз заявили о непризнании новых белорусских государственных органов. При этом Совет Европы приостановил статус Белоруссии как специально приглашенной страны, а Евросоюз - действие рамочных соглашений 1995 г. В свою очередь, США объявили политику "избирательного участия", которая предусматривала прекращение контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества в Белоруссии.

На протяжении последующих лет, вплоть до 2008 года, отношения между двумя странами продолжали ухудшаться. Главными целями американской администрации все эти годы было достижение изменения внутренней и внешней политики Белоруссии, прекращение белорусско-российской интеграции и, пожалуй, самое главное - смещение Лукашенко.

Первой реальной попыткой сместить первого президента Белоруссии стали выборы 2001 года, когда США через своего посла в Республике Беларусь Майкла Козака, имевшего сильное влияние на белорусскую оппозицию, оказали реальную финансовую поддержку единому кандидату от оппозиционных сил Владимиру Гончарику. Неудача на выборах не расстроила американцев, которые в августе 2004 года официально объявили о намерении добиваться отстранения от власти Лукашенко. По словам будущего кандидата в президенты США от республиканской партии сенатора Джона МакКейна, Соединенные Штаты были полны решимости "бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании". При этом смена режима планировалась не вооружённым путём, а с помощью международного давления. Последовавшее за этим заявлением обвинение министерства финансов США в отмывании белорусским Инфобанком денег Саддама Хусейна стало первым шагом в выполнении поставленной задачи.

6 октября 2004 года Палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Белоруссии и её президента лично. При этом, в принятом Конгрессом "Акте о демократии в Белоруссии" содержался ряд заранее невыполнимых для Лукашенко требований: предоставить исчерпывающее объяснение исчезновений деятелей оппозиции и журналистов; прекратить репрессии против независимых СМИ, независимых профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, оппозиции; провести в Белоруссии свободные и честные президентские и парламентские выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ. Администрация США не имела право предоставлять Белоруссии какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, а также финансировать любое иное финансовое содействие до тех пор, пока все выдвинутые перед белорусской властью требования не будут выполнены. Однако Минск, имевший на тот момент достаточно серьезную финансовую и политическую поддержку со стороны России, проигнорировал американские требования.

В декабре 2006 года после того, как на закрытом заседании Совета Безопасности ООН представитель США Уильям Бренсик поднял вопрос о ситуации с правами человека в Белоруссии, сенат США поддержал законопроект, призывавший президента США ввести дополнительные санкции против Белоруссии. Тогда же американский посол в Минске Карен Стюарт заявила о непризнании США результатов референдума о создании единого государства России и Белоруссии: "с учётом нынешней ситуации в Белоруссии ни один референдум не может быть проведён так, чтобы убедить нас в том, что он является свободным выражением воли белорусского народа".

В начале 2007 года Джордж Буш продлил ещё на два года санкции в отношении Белоруссии, согласовав при этом выделение материальных средств оппозиционным белорусским политикам и независимым СМИ - около 28 млн. долларов, часть из которых, надо сказать, попросту не дошло до страны-получателя и осело в карманах американских и западноевропейских чиновников.

Наиболее ощутимый удар был сделан американцами 13 ноября 2007 года, когда Министерство финансов США ввело санкции в отношении белорусского концерна "Белнефтехим". Были заморожены все банковские счета "Белнефтехима" и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, находящиеся под юрисдикцией США, а также счета дочерней американской компании "Белнефтехим Ю-Эс-Эй". Кроме того, американским бизнесменам предписывалось воздержаться от контактов с этим концерном. При этом было заявлено об ужесточении санкций именно против Лукашенко и его режима, а не против самой Белоруссии: "Мы ужесточаем санкции в отношении Лукашенко и его ближайших помощников, вводя ограничения против крупнейшего концерна, который находится под контролем его режима".

С приходом в 2008 году к власти в США Б. Обамы и лагеря демократов у Лукашенко появилась возможность нормализовать свои отношения с Соединенными Штатами. Этому способствовал и тот факт, что в американской администрации к этому времен осознали всю бесперспективность финансирования белорусской оппозиции и проведения в Белоруссии очередной цветной революции. Деньги, направленные на борьбу с режимом, попросту разворовывались, оппозиция теряла свою, и так небольшую, аудиторию, а Лукашенко довольно потирал руки, заявляя об умственной и физической недееспособности оппозиционных политиков.

Новые тенденции в американской политике, направленные на отказ от прямого давления на белорусские власти, не могли ускользнуть от президента Белоруссии, который поспешил объявить о начале нового этапа в белорусско-американских отношениях: "Я склонен полагать, что у президента Обамы взгляд на мир более адекватен и демократичен, не обременен пережитками холодной войны и агрессивными идеологическими подходами к решению международных вопросов... Мы готовы оставить все обиды в прошлом и начать плодотворное сотрудничество не только в экономической, но и в других сферах". Однако, несмотря на определенное потепление отношений, США до сих пор не видит достаточных оснований для легитимизации режима Лукашенко. Поэтому, смягчив с сентября 2008 года экономические санкции в отношении двух белорусских предприятий концерна "Белнефтехим" - ОАО "Лакокраска" и "Полоцк-Стекловолокно", и продлив в отношении Белоруссии режим нормальных торговых отношений на 2010-2011 гг., президент США продлил еще на один год санкции, введенные 16 июня 2006 года в отношении некоторых представителей руководства Беларуси. К лицам, действия и проводимая политика которых "все еще представляют чрезвычайную угрозу национальной безопасности США", по прежнему относятся президент Лукашенко, председатель государственной телерадиокомпании Александр Зимовский, бывший министр внутренних дел Владимир Наумов, заместитель главы администрации президента Наталья Петкевич и некоторые другие чиновники и члены их семей. Со своей стороны белорусские власти продолжают формировать в сознании обывателей обобщенный образ внешнего врага, куда помимо США в последнее время попала и Россия. Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно негативное отношение белорусских идеологов к США и России, простые белорусы достаточно позитивно относятся к лидерам этих государств: к Бараку Обаме положительно относятся 31,1 %, а к Дмитрию Медведеву - 51,6 % белорусов.

Кризис российско-белорусских отношений подтолкнул Лукашенко к поиску различных вариантов не только удержания своей власти, но и ее последующего признания мировым сообществом. В этой ситуации для белорусского лидера кажется достаточно привлекательной новая политика Государственного департамента США, который отказался от прямой поддержки кого-либо из оппозиционных кандидатов на предстоящих выборах. Данная позиция США позволяет Лукашенко надеяться на продолжение диалога с Соединенными Штатами уже в качестве четырежды избранного президента Республики Беларусь. При этом нынешнее руководство Белоруссии видимо не до конца отдает себе отчет, что за такое лояльное к себе отношение со стороны США в будущем придется расплачиваться. Во-первых, администрация Белого дома не сняла требований о демократизации политической и либерализации экономической сфер белорусского государства. Маловероятно, что белорусские власти решатся на проведение каких-либо кардинальных реформ, так как в этом случае Лукашенко может лишиться не только своего поста, но и свободы. Во-вторых, вопрос снятия санкций с концерна "Белнефтехим", решения которого так упорно добивается Лукашенко, будет напрямую связан с белорусско-венесуэльскими взаимоотношениями, так как Венесуэла с ее богатыми нефтяными месторождениями до сих пор рассматриваются США в качестве своей вотчины, и присутствие здесь кого-либо из третьих стран воспринимается Соединенными Штатами как угроза национальной безопасности. В случае закрытия для белорусско-венесуэльского предприятия по добыче и переработке нефти рынков США и Западной Европы непременно встанет вопрос о его рентабельности и целесообразности существования. В-третьих, исходя из сегодняшней ситуации, США может потребовать изменения политического вектора Белоруссии, находящегося в настоящее время в неопределенном положении, что неизменно приведет к росту напряженности в отношениях с Россией и увеличению проблем в белорусской экономике.

Несмотря на это, ради собственного тщеславия и непомерных амбиций белорусский лидер, кажется, готов рискнуть. В своем поздравлении американскому президенту Александр Лукашенко выразил уверенность в том, что "совместными усилиями мы сможем написать качественно новую страницу белорусско-американских отношений и вывести их на уровень, который отвечает интересам народов обеих стран". Видимо президент Белоруссии для себя уже окончательно решил, что новую страницу в истории взаимоотношений США и Республики Беларусь в будущем будет писать именно он, а не кто-то другой.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.