Премьер Украины хочет обсудить с Путиным и ЕС условия модернизации ГТС Украины

Киев, 4 августа 2010, 19:17 — REGNUM  Премьер-министр Украины Николай Азаров дал интервью московскому изданию "Взгляд", в котором, в частности, ответил на следующие вопросы: Николай Янович, ваше пребывание на посту премьер-министра Украины началось более чем напряженно: Вам пришлось предпринимать срочные меры по выводу страны из кризиса на фоне постоянных "наскоков" "оранжевых"...

Проблема не в "наскоках" - караван, как известно, идет, не обращая внимания на звуковые раздражители, - а в наследстве, доставшемся от предыдущей власти. Методы ее работы можно охарактеризовать одним словом: популизм. Он обескровил Украину, выжал за пять лет из экономики все соки, загнал в "тень" бизнес. Самое печальное - сформировал у значительной части населения стойкие иждивенческие настроения. И почти у всех - недоверие к власти и одновременно патерналистские настроения. Может человек с патерналистским настроением построить новую страну? Ответ очевиден...

Кризис, как и булгаковская разруха, в первую очередь - в головах. Руководящие головы прошлого правительства, вместо правды и поиска решений выхода из кризиса, кормили соотечественников обещаниями, залезая по уши в долги. Вот и получилось, что Украина среди стран СНГ стала безоговорочным "чемпионом" в спаде уровня производства, обесценивании национальной валюты, падении уровня жизни. В прошлом году у нас спад ВВП достиг 15%, государственный долг вырос втрое, при этом дефицит бюджета стал астрономическим - 16%...

Что конкретно даст экономике Украины снижение стоимости российского газа? Справедливо ли мнение о том, что это не только спасет химическую и металлургическую отрасль Украины, но и придаст ей новую динамику развития?

В прошлом году, покупая в России газ по 330 долларов за тысячу "кубов", правительство моей предшественницы продавало его населению по 50 долларов, покрывая разницу за счет кредитов МВФ и государственного бюджета. В итоге МВФ прекратил такое "сотрудничество". Госдолг достиг 316 млрд. гривен (примерно 1,2 трлн рублей - прим.ред.) и каждый украинец сегодня должен 7 тыс. гривен (26,5 тыс. рублей - прим.ред.). В то же время долги населения по оплате жилищно-коммунальных услуг достигли 8,5 млрд. грн (32,3 млрд рублей - прим.ред.). Это я к тому, что популизм в экономике, где все должно иметь свою реальную цену, бьет в первую очередь по якобы "облагодетельствованным".

То есть снижение стоимости российского газа это...

...Это вторая возможность для Украины провести глубочайшую модернизацию своего промышленного потенциала и реформирование экономики. Это не бессрочная панацея, а передышка. Первую, длившуюся с обретения независимости до конца первой пятилетки нового века (в 2005 году мы еще платили за газ 50 долларов за тыс. кубометров), мы бездарно растранжирили. Третьей такой передышки не будет.

И спасение украинского химпрома и металлургии - не дешевый газ, а научный прогресс. Химики и металлурги должны воспользоваться этой возможностью для перехода на энергосберегающие технологии, для модернизации производства. Потому что сегодня, к примеру, даже если продавать газ по 210 долларов за тыс. кубометров, то надо остановить наши химические предприятия, потому что цена на их продукцию ниже, а в убыток себе никто работать не будет...

Вы справедливо замечали, что, учитывая активную реализацию Россией проектов "Северного" и "Южного потоков", ей уже не так интересно принимать участие в коренной модернизации украинской ГТС и увеличении ее объемов. На ваш взгляд, что может Украина предложить России, чтобы ее снова заинтересовала именно модернизация украинской ГТС?

Находясь недавно в Киеве, Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер предложил организовать трехстороннюю встречу на высшем уровне между Украиной, ЕС и Россией для рассмотрения вопросов энергетической безопасности, долгосрочных соглашений о поставках и транспортировке газа и нефти. Я поддержал это предложение, и буду обсуждать его с российским премьером Владимиром Путиным. Украина заинтересована в модернизации ГТС, готова вкладывать в нее средства и, естественно, заинтересована в участи в этом проекте страны-поставщика газа. Но мы должны иметь гарантии, что Евросоюз будет покупать в России определенный объем газа, который будет транспортироваться через нашу территорию, а РФ будет продавать этот объем. При таком условии - наличии продавца и покупателя - у нас есть резон вкладывать средства в модернизацию ГТС.

Г-н Эттингер разделяет точку зрения, что путь через Украину - наиболее оптимальный для транспортировки в Европу российского газа. В ЕС сейчас идет дискуссия - каким образом инвестировать украинскую ГТС и соответствующую инфраструктуру, чтобы эти инвестиции стали оптимальным бизнес-планом на будущее. Естественно, без одного из трех партнеров никакого газотранспортного консорциума создать не получится. В то же время у каждого из троих есть свои интересы, что усложняет переговорный процесс. Но мировая практика знает примеры, когда подобные переговоры ведутся годами, а затем в течение одного дня достигается результат. И может ли Украина добиться от России отказа хотя бы от газопровода "Южный поток"?

Что касается "Южного потока", то у нас есть альтернатива, которую мы будем предлагать российским партнерам. Речь идет о модернизации наших южных газопроводов, которая позволит увеличить их пропускную способность до расчетной "Южного потока". С доставкой российского газа в тут же точку ЕС - болгарский Бургас. И стоить этот проект будет не 25 миллиардов долларов, как "Южный поток", а 1 миллиард.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы сотрудничества России и Украины в атомной сфере? Не рассматриваете ли Вы возможность хотя бы частичной приватизации НАК "Энергоатом Украины", долю в которой мог бы приобрести "Росатом"?

Перспективы вселяют оптимизм, даже если исходить из сделанного на сегодняшний день. С "Росатомом" уже подписаны соглашения о достройке двух ядерных блоков на Хмельницкой АЭС до конца 2016 года. "Энергоатом" договорился с компанией ТВЭЛ о поставках ядерного топлива. Кроме того, "Росатом" готов участвовать в проекте строительства в Украине завода по производству собственного ядерного топлива. Выражает российская сторона и заинтересованность в продукции харьковского "Турбоатома". Что касается частичной приватизации "Энергоатома", то нашему государству сейчас неинтересно куда-либо отдавать такой актив. И потом, насколько мне известно, глава "Росатома" Сергей Кириенко говорил о заинтересованности не столько в покупке, сколько в обмене активами. Мы же, со своей стороны, изучаем этот вопрос исключительно с позиций национальной безопасности и стратегических интересов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.