Армяно-азербайджанское информационное поле - уникальный продукт многолетнего противостояния. Несколько десятков информационных сайтов с двух сторон, специально заточенных под скрупулезный мониторинг и оперативный ответ оппонентам, делают его синхронизированным, если не единым, организмом. Любой информационный повод, в той или иной степени имеющий отношение к Армении и Азербайджану, мгновенно подхватывается "национальными агентствами", по-своему трактуется и анализируется, а затем закрепляется в виде предыстории для каждой новости. "Предыстории" в армянских и азербайджанских источниках, конечно, противоречат друг другу, и чтобы понять истинную картину событий необходимо, как правило, обращаться к третьему источнику - западной или российской прессе. С течением времени армянские и азербайджанские СМИ, ведя жестокую борьбу между собой, рискуют перестать восприниматься в качестве носителей аналитически значимой информации о своих странах и их конфликте. Они локализуются внутри своего поля, сливаются друг с другом и могут интересовать внешнего пользователя информации в плане трансляции только первичной, событийной информации.

В последних числах июля 2010 года в армяно-азербайджанское информационное поле поступило два очень мощных внешних информационных сигнала. Московская газета "Ведомости", акционерами которой являются влиятельные западные издательские дома, в статье "Не в Иран, так в Баку" 29 июля сообщила со ссылкой на анонимные источники о существовании контракта между министерством обороны Азербайджана и российским государственным предприятием "Рособоронэкспорт" на поставку в страну двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 "Фаворит". Согласно источнику, контракт на сумму не менее $300 млн был заключен в 2009 году и будет выполнен в ближайшие год-два.

Уже на следующий день российское информационное агентство "Интерфакс" транслировало не менее громкую новость о том, что Россия и Армения "подпишут протокол, которым вносятся изменения в договор о российской военной базе на территории Армении". При этом агентство ссылается на "постановление правительства о представлении президенту РФ предложения о подписании данного протокола", размещенное в банке данных нормативных актов кабинета министров. Источник также конкретизирует те изменения, которые нашли место в проекте протокола. Они касаются функций и сроков дислокации базы. В частности, предлагается закрепить за российской военной базой функцию обеспечения безопасности Армении, а также установить новые сроки дислокации - 49 лет с последующей автоматической пролонгацией на пять лет.

Реакция армяно-азербайджанского информационного поля на эти информационные поводы была очень слабой, а в некоторых случаях и неадекватной. Связано это было и с тем, что сообщения эти до сих пор не удостоились внятного комментария со стороны официальных лиц этих стран. Складывается ощущение, что для политического и военного руководств и Армении, и Азербайджана они были одинаково неожиданными.

Некоторые эксперты в Армении даже выдвинули совершенно абсурдную мысль о том, что Россия согласилась на поставку ЗРК азербайджанской стороне в ответ на то, что та продает ей газ по "низким ценам" (Александр Искандарян). Если исходить из этой логики, то Москва уже давно должна была наводнить своим оружием Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Ни объемы, ни европейская цена, по которой Азербайджан реализует газ "Газпрому", не могут мотивировать продажу С-300 Азербайджану. Вся суть конкурентного предложения "Газпрома" и состоит в том, что он заявил о готовности закупать весь азербайджанский газ по европейской формуле цены, что делает любой иной выбор Азербайджана (скажем, в пользу Турции) политическим, лишенным экономического смысла. Поставки C-300 в данном контексте совершенно избыточная, а поэтому не нужная операция. В Армении прозвучала и другая мысль. Мол, информация о поставках С-300 Азербайджану - ложная ширма, призванная сбалансировать эффект от информации о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Армении. Эта версия также представляется ошибочной, поскольку источник информации об С-300 - газета "Ведомости" - очевидно не может быть использован в России для "утечек" высшей государственной важности. У этого издания - другие государственные приоритеты. С другой стороны, азербайджанский аналитический спектр, усердно отрицающий всякую возможность участия Азербайджана в действиях против Ирана (хотя натянутые отношения между двумя странами столь же очевидны, сколь и планомерная активизация контактов между Баку и Тель-Авивом), не нашел практически никаких внятных доводов, чтобы объяснить причину, по которой постоянно и жестко критикуемый в Баку военный союзник Армении - Россия - решил поставить Азербайджану, не являющемуся военным союзником России, противоракетные системы.

В такой ситуации политический риск испортить отношения с Ереваном - может превысить азербайджанский коммерческий интерес Москвы.

29 июля ИА REGNUM обратило внимание на факторы, которые позволяют предположить, что возможные поставки ЗРК С-300 Азербайджану связаны с изменениями в российской политике в отношении Ирана. Сам заголовок газетной информации - "Не в Иран, так в Баку" - говорит сам за себя. Публичные выступления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада также свидетельствуют о том, что Тегеран находится в беспрецедентной внешнеполитической ситуации и чувствует угрозу со стороны России. Ахмадинежад публично обвинил президента РФ в игре на стороне американцев, а иранское государственное агентство IRNA, материалы которого следует воспринимать как государственную позицию ИРИ, посоветовали ему прислушаться к "мудрым советам более заслуженных государственных деятелей России", список которых, очевидно, открывает премьер-министр Владимир Путин.

Пересмотр отношений с Ираном, активизация процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта, поддержка нормализации армяно-турецких отношений и разблокирования границы между Арменией и Турцией, охрану которой несут пограничники ФСБ РФ, поставки ЗРК С-300 Азербайджану... Можно ли сегодня, спустя два года после войны августа 2008 года, говорить, что Россия кардинально изменила стратегию в Закавказье? Да, несомненно.

Личное посредничество российского президента Дмитрия Медведева привело к подписанию Баку и Ереваном Майендорфской декларации, некоторые важные пункты которого, как например отвод снайперов с передовой линии, так и остались не выполненными. Необходимо чётко понимать, что Мадридский процесс, в котором Россия выступает в роли активного посредника, на сегодняшний день нацелен на то, чтобы разбалансировать ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта. Этот эффект будет достигнут, как только армянские войска покинут один из контролируемых ими районов Азербайджана. В условиях жесткой воинственной риторики азербайджанского руководства уход армянской армии с контролируемых позиций будет равнозначен поражению Армении в дипломатической и информационной войне, следствием которой станет выход ряда территорий из зоны влияния ОДКБ в зону влияния НАТО. В результате посредничество Медведева в нагорно-карабахском процессе на сегодняшний день приводит к сужению зоны влияния Армении, а значит - и России в Закавказье.

Разблокирование армяно-турецкой границы и разрушение российско-иранского союза лишь ускорят этот процесс.

С другой стороны, сделанное в Турции заявление премьер-министра РФ Владимира Путина о том, что нагорно-карабахский конфликт должен быть решен Арменией и Азербайджаном, без внешнего вмешательства - важнейший сигнал о существовании альтернативного тренда. Более того, российский премьер прямо заявил, что карабахский и армяно-турецкий процессы нельзя связывать друг с другом, поскольку это лишь усложнит ситуацию в регионе.

На этом фоне - на фоне существования двух внешнеполитических трендов, исходящих из Москвы, армяно-азербайджанское инфополе внимательно анализирует два события - визит главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина в Баку с целью подготовки визита президента Медведева в Азербайджан в сентябре 2010 года, а также возможность отмены анонсированного визита Медведева в Ереван в августе 2010 года.

Информация о возможности отмены поездки президента РФ в Армению, где планируется проведение саммита глав-государств ОДКБ, оказалась в центре внимания армяно-азербайджанского инфополя с подачи армянской оппозиционной газеты "Айкакан Жаманак", тесно сотрудничающей не только с посольством США в Армении, но и с определенными антипрезидентскими кругами в самой России.

Поэтому и появление информации о том, что правительство РФ во главе с Владимиром Путиным предлагает президенту Медведеву подписать протокол о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Армении, не представляется случайным. Еще более "странным" выглядит время и место появления этой информации с учетом того, что в самой Армении идея пролонгации договора о дислокации российской военной базы является предметом внутриполитической дискуссии, а поэтому ее публикация в Москве, со ссылкой на правительство, неизбежно вызывает достаточно бурную внутреннюю реакцию в стране.

В итоге обоснованными представляются две прямо связанные между собой версии, с которыми придётся иметь дело армяно-азербайджанскому инфополю.

Информация о перспективах поставок комплексов С-300, появившаяся в газете "Ведомости", - часть глобальной информационной игры Запада, сигнал, свидетельствующий об эскалации ситуации вокруг Ирана и присоединении РФ к стратегии "удушения" ИРИ, а также о пересмотре базовых позиций России в Закавказье.

Информация о подготовке продления сроков дислокации военной базы РФ в Армении - свидетельство запуска в России внешнеполитической контрлинии, нацеленной на сдерживание Запада и сохранение традиционного внешнеполитического курса, в частности, в отношениях с Ираном и Арменией. Акцент на том, что в функции базы РФ входит защита интересов Армении - очевидный сигнал Азербайджану о невозможности силовой операции.

Программа визитов президента России Дмитрия Медведева в Закавказье в августе и сентябре, а также пакет документов, который будет подписан в Ереване между ним и президентом Армении Сержем Саргсяном, подтвердит или опровергнет вышеизложенные версии. С определенной долей уверенности можно также сказать, что подписание Медведевым и Саргсяном предложенного правительством РФ протокола по базам может в определенной степени повлиять на дальнейшую судьбу контракта по С-300 между Москвой и Баку. Выбор не в малой степени за Арменией.

Проблема же Ирана и места России в её урегулировании вскоре и надолго будет определять не только глобальный политический климат, но и внутриполитические коллизии в России и США.