Заявления правительства Москвы о том, что снесенная усадьба купцов Алексеевых на улице Бахрушина, не являлась памятником - 2 абсолютная неправда", заявил на пресс-конференции 3 августа координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов.

По словам Михайлова, усадьба Алексеева на улице Бахрушина была в хорошем состоянии до 24 июля 2010 года. 24-25 июля она была снесена. "Было много откликов и мнений по поводу произошедшего, но вот факты: пресс-служба мэрии заявила, что, по мнению квалифицированных экспертов постройки не имели никакой ценности. Это абсолютная неправда, - отметил Михайлов. - В 2006 году усадьба подверглась обследованию специалистов ЦИГИ. Три строения, снесенные 24-25 июля, были признаны архитектурно ценными элементами исторической среды. Были даны рекомендации: не снос, а реставрация фасадов и сохранение ценных элементов интерьера. В июле 2006 года вопрос о сносе домов разбирался на заседании рабочей группы комиссии по сохранению зданий в историческом центре Москвы, и в сносе домов было отказано. Это официальный орган правительства Москвы, а не "хулиганы из Архнадзора". Есть документы, подтверждающие ценности этих строений".

На днях глава Москомархитектуры Александр Кузьмин заявил, что новое строительство будет проходить не в охранной зоне, а оранная зона примыкает к месту застройки, отметили участники пресс-конференции. Но в документах от 1997 года усадьба находилась в охранной зоне, и лишь позже постановлением правительства Москвы она была скорректирована, причем мотивация была обозначена следующим образом: в целях реализации инвестиционного проекта строительства.

Координатор "Архнадзора" Юлия Мезенцева сообщила, что члены движения подавали в Москомнаследие заявку о постановке зданий на учет, но было принято решение в этом отказать. "Мы вышли на контакт с застройщиками, так как с властями в условиях наличия инвестиционного контракта диалог не получился. Мы призывали застройщика доработать проект. Застройщик хочет разместить там гостиницу одной известной сети, мы не отговаривали его от этого, но убеждали, что сносить усадьбу для этого необязательно. Застройщик, не дожидаясь утверждения проекта, решился на снос, - напомнила Мезенцева. - Мы подали в июне еще две заявки в Москомнаследие, на главный дом усадьбы и еще три корпуса. На момент сноса ответа мы не имели, но в понедельник нам показали отказ, датированный пятницей (снос происходил в субботу-воскресенье)".

В комитете придрались к комплекту документов, пояснили участники пресс-конференции: было подано недостаточно фотографий. По закону следовало бы приостановить процедуру регистрации на 10 рабочих дней и дать возможность донести недостающие документы, но такой возможности заявителям не предоставили. Таким образом, было нарушено положение о реестре. Фактически, из-за халатности сотрудников Москомнаследия произошел снос объекта, констатировала Мезенцева. Заявители намерены не только донести оставшиеся документы, но и подать в суд.

Москомнаследие предпочло сохранить добрые отношения с правительство Москвы, а не усадьбу, отмечали участники заседания. Они продемонстрировали проект здания, которое должно появиться на месте снесенной усадьбы. Судя по продемонстрированному изображению, это многоэтажный массивный комплекс с неким подобием бывших фасадов усадьбы, даже на взгляд непрофессионала противоречащий окружающей застройке. "Если это в Москве называется восстановлением исторических зданий, то мы, наверное, живем на Марсе. Этот проект абсолютно не соответствует законодательству, и мы будем оспаривать его в суде", - подчеркнул Михайлов. - Закон защищал эту усадьбу и защищает другие. Если будет реализован этот проект - другие исторические здания также подвергнутся такой же вивисекции".

Среди упомянутых других зданий у защитников старой Москвы наибольшее беспокойство вызывает комплекс домов на Садовнической улице: три дома, построенные в начале 20 века для купцов Приваловых знаменитым архитектором Нирнзее. В здании сохранились исторические интерьеры. В одной из квартир в начале 20 века располагался журнал "Млечный путь", в котором работали, печатались Сергей Есенин, Борис Пильняк, Новиков-Прибой и многие другие известные литераторы. Тем не менее, московским правительством принято решение о сносе всего комплекса, и "Архнадзор" намерен препятствовать этому.

Под угрозой сноса и ряд домов в начале Остоженки: дома 4, 6 и 8. Вместо них должен появиться очередной "многофункциональный комплекс с освоением подземного пространства". Их инвестору разрешено снести "при необходимости", как гласит решение правительства Москвы от 17 сентября 2004 года. На Бутырской улице к сносу приговорен один из двух оставшихся исторических домов: памятник эпохи модерна, дом 73. Он имеет статус заявленного, но это не помешало правительству Москвы издать документ о его сносе, где нет ни слова о статусе дома. "Какая-то великолепная комиссия по сохранению, которая постоянно выносит решения о сносе", - констатировал Михайлов.

По словам координатора "Архнадзора" Натальи Самовер, в общественном сознании еще не утвердилась мысль о том, что исторический город - это не отдельно стоящие памятники, а целостная историческая среда. В последние годы Москва эту среду стремительно теряет. Еще советские специалисты стояли у истоков концепции сохранения комплексного исторического и культурного наследия, сейчас же происходит то, что следует назвать национальным позором, констатировала Наталья Самовер. "Памятники сохраняются просто потом, что их сложно снять с охраны, а городская среда разрушается, - отметила она. - Будем ли иметь в будущем исторический город, или некое пространство, которое Москвой будет называться лишь по инерции?"

Требования по сохранению охранных зон зафиксирован в законодательстве; в Москве же они легко обходятся или просто игнорируются. Без оформления массового общественного мнения о том, что город должен быть сохранен как единая среда, ситуация не изменится. Сегодня, к сожалению, для властей Москвы есть лишь один закон - интересы инвестора, констатировали участники пресс-конференции.