Чингиз Велиев: Наш паровоз в Китай бежит... Грузия и Азербайджанская железная дорога

Баку, 2 Августа 2010, 01:10 — REGNUM  

В Баку прошло шестое заседание азербайджано-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. По итогам работы стороны подписали Меморандум о взаимопонимании в повышении конкурентоспособности транспортного коридора между Азербайджаном и Грузией и создали рабочую группу по привлечению дополнительного грузопотока в этот коридор. В принципе, на практике существует два основных способа привлечения грузов, это - конкурентоспособность маршрутов и добрые отношения между лидерами государств, транзитных стран и отправителей грузов. Ввиду того, что главным источником грузов является страны Центральноазиатского региона, то польза от участия в проекте президента Грузии Михаила Саакашвили весьма сомнительна. Свою непопулярность на восточном берегу Каспия он с лихвой компенсирует своей сопричастностью очередным мега-проектам, реализуемым президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Таковым в настоящее время является проект строительства железной дороги Баку - Тбилиси - Карс (БТК). Трудно переоценить его экономическую целесообразность, ведь железная дорога свяжет более чем трехмиллионную столицу Азербайджана с 76-тысячным турецким городом Карс. Следует отметить, что население этого города занято в транспортной области, текстильной и торговле.

Геополитическая заинтересованность Азербайджана в создании сквозного коридора до Турции вызвала неописуемый восторг у Грузии. Которая считает, что таким образом она выйдет из транспортного тупика и получит дармовые инвестиции. Михаила Саакашвили чутьё не подвело. Азербайджан выделил грузинской стороне кредит на строительство 29-километрового участка до турецкой границы - $200 млн под символический 1% годовых на 25 лет. Самое замечательное, что эта сумма будет возвращаться с прибыли от транзита грузов. Похоже, что ни нынешнее поколение азербайджанцев, ни их дети - не станут свидетелями возврата этих денег. Но грузинская сторона не унимается - и уже ведет переговоры об удорожании строительства на ее территории.

Щедрость Баку объясняется его стратегической позицией, заключающейся в затягивании туже кольца блокады вокруг Армении и решении задачи воссоединения Нахичевани с остальной частью Азербайджана.

Разговоры о присоединении Азербайджана и Грузии к европейским железным дорогам сомнительны с точки зрения экономической целесообразности. Действительно, трудно представить себе отчаянного трейдера, который повезет нефть в цистернах через весь Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу, а грузинская сторона покорит Евросоюз своими винами. Следует учесть, что турецкие железнодорожные линии имеют зигзагообразную форму, которая увеличивает время прохождения грузов. Известно и то, что Азербайджану кроме нефти и нефтепродуктов экспортировать нечего. Этот проект разве что позволит сократить число убыточных авиарейсов на Баку из Нахичевани и провоз грузов и пассажиров через территорию Ирана.

Кроме Азербайджана, другим важным поставщиком грузов в регионе Каспийского моря является Казахстан. Но грузооборот его морского порта Актау более чем на 80% состоит из нефти. Когда руководители Азербайджана хвалятся своими достижениями в ненефтяном секторе, то они слегка лукавят. К примеру, работа железнодорожного транспорта зависит в основном от перевозки нефти, доля которой в грузообороте превышает 80%. Стоило Казахстану за первое полугодие увеличить транспортировку нефти в грузинский порт Батуми, как Азербайджанская железная дорога сразу перевыполнила план на 23%.

За первое полугодие 2010 года грузооборот азербайджанской железной дороги составил 7,408 млн тонн. Из них нефть и нефтепродукты 5,998 млн тонн, из которых транзит составляет 3,398 млн тонн. И этот весь поток ушел на Грузию, тогда как в северном направлении составил 1 млн тонн, а в южном 0,5 млн тонн. А казахстанский порт Актау в 2009 году отгрузил нефти на Махачкалу 4,5 млн тонн, Баку 2,7 млн тонн и иранский порт Нека 1,7 млн тонн. В то же время отгрузка металлов составила 600 тыс. тонн, а прочих материалов - всего 15 тыс. тонн.

Проект ТРАСЕКА, согласно которому грузы перевозятся с 50%-й скидкой, фактически гробит Азербайджанскую железную дорогу. Рельсы уже малопригодны к эксплуатации, за счет чего снижается средняя скорость движения грузов, которая составляет в настоящее время вместе с остановками 30 км в час. Таким образом, за счет убыточности перевозок, поддерживается конкурентоспособность маршрута. Управление Азербайджанской железной дороги является должником Международного банка Азербайджана и получателем долгосрочных кредитов, возврат которых проблематичен.

Рассматривать БТК как часть нового пути из Европы в Китай, альтернативный российскому, представляется преждевременным. На сегодняшний день доставка грузов из Стамбула в Китай через территорию России более экономичны и занимают меньше времени, чем через Южно-Кавказский коридор. Если гипотетически заполнить этот коридор ненефтяными грузами в западном направлении, то грузинские нефтеперевалочные порты Батуми, Кулеви, Поти ожидают трудные времена.

Но БТК не является завершающей стадией маршрута в Китай. Есть еще и Казахстан, которому для модернизации железнодорожной сети, ведущей в Китай, необходимо в течение 5 лет вкладывать $1 млрд ежегодно. А также закупить 60 локомотивов и 15 тыс. грузовых вагонов, не говоря уже о паромной переправе. Но Казахстан, в отличие от Азербайджана деньги считает, поэтому скорого функционирования нового маршрута ожидать не стоит.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
МОК продлевает санкции против России
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Атомная энергетика Украины — это сильная головная боль для Европы: обзор
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Нафтогаз»: Нужно допсоглашение с РФ, иначе газ до нас не дойдет
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна
NB!
07.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк III
NB!
07.12.16
Минздрав анонсировал переход на систему лекарственного страхования