11-17 сентября сего года на территории Армении пройдут очередные учения НАТО в составе 19 стран-участниц, в том числе Турции.

Российско-турецкие отношения в последнее время идут в гору, во всяком случае для Турции; недавнее введение безвизового режима между РФ и Турцией, выгодное обеим странам, а также поддержка Россией армяно-турецкого диалога по поводу размораживания отношений между ними и возможности открытия турецкой границы, закрытой Турцией со времен начала карабахского конфликта, в качестве поддержки братского Азербайджана.

И теперь, в натовских учениях на территории Армении - стратегического партнера России в регионе, Турция собирается принять самое активное участие. Согласно сценарию учений, на территории Армении возникнет авария на атомной станции, которая повлечет за собой экологическое бедствие, вследствие чего будет необходимо эвакуировать местное население за пределы Армении. Во время сентябрьских учений силы НАТО на территории Армении будут инсценировать операцию по эвакуации населения из зоны бедствия.

В связи с этим возникает целый ряд тактических и стратегических вопросов. Прежде всего, почему на территории Армении должна возникнуть авария на АЭС? Ведь Мецаморская АЭС - предприятие, имеющее высокую степень безопасности. Кроме того, АЭС является российским предприятием и потому, в случае возникновения аварии, ее предотвращением и помощью пострадавшим обязаны заниматься российские спасатели, а не вооруженные силы НАТО. Наконец, Мецаморская атомная электростанция является стратегическим объектом, соответственно, доступ на территорию стратегического объекта могут иметь лишь стратегические партнеры данного государства, коими страны НАТО для Армении являются в меньшей степени, чем - Российская Федерация, а Турция вообще рассматривается в тексте Стратегии национальной безопасности Армении как потенциальный носитель угроз.

Более того, сценарием натовских учений предусматривается временное открытие со стороны Турции границы с Арменией и ввод на территорию Армении турецких вооруженных сил, которые, в соответствии со сценарием учений, должны "поспешить на помощь пострадавшим армянам" и эвакуировать их из зоны бедствия, в том числе через свое побережье Черного моря. Следовательно, турецкие военные в рамках натовских учений собираются апробировать сценарий по эвакуации армян с территории Армении, что непосредственно напоминает события столетней давности, когда точно так же турецкие военные "эвакуировали" армянское население за пределы Западной Армении, или современной Анатолии.

Невольно возникают и другие ассоциации. После развала СССР Черноморское побережье России и Украины оказалось под особым вниманием Турции, в частности, Турцию и страны НАТО интересуют военные порты Севастополя на Украине и Новороссийска в РФ. Вспоминаются активные попытки входа в гавань Севастополя военно-морских сил НАТО, опять же под эгидой "учений", которые буквально приглашал бывший президент Украины Виктор Ющенко и которые удалось "отбить" от берегов Крыма благодаря активному сопротивлению местного русского населения.

Что касается так называемой "мягкой" экспансии, то тысячи жителей Турции и при визовом режиме уже заселили причерноморские города России и Украины, а в Крыму активно поддерживают крымских татар и их частые попытки незаконного освоения городских земель, их выступления против властей с сепаратистскими лозунгами, а также ведут постоянную идеологическую работу внутри общины с примесью крайних форм ислама. Все эти проявления "мягкой" экспансии турок в нетурецком Причерноморье являются прямой угрозой безопасности как России, так и Украины в недалеком будущем.

Со стороны восточноевропейского Причерноморья попытки мягкой турецкой экспансии, безусловно, будут существенно более эффективными, если Турции удастся вступить в ЕС в недалеком будущем. Получится, что Черное море окольцовано Турцией, что очень хорошо вписывается в турецкую интерпретацию собственной истории на Евразийском континенте. В этом контексте недавняя договоренность между РФ и Турцией о безвизовом режиме, вероятно, на руку российским "челнокам", но намного выгоднее Турции как в тактическом, так и в стратегическом значении.

Российские власти, похоже, настолько увлеклись и воодушевились перспективами российско-турецких отношений в противовес проамериканскому курсу Грузии, что не видят разницы между торговыми интересами своих "челноков" и геополитическими интересами турецкой военно-политической элиты.

Здесь, вероятно, уместно напомнить также о демографических проблемах и низкой рождаемости коренного славянского населения, в частности, в причерноморских городах России и Украины, и в этом контексте активное заселение этого региона тюркоязычным населением с традициями большого количества детей в семье будет способствовать потере Россией и Украиной своих причерноморских городов не в результате новой русско-турецкой войны, а "изнутри", путем потери своих территорий де-факто.

Опять же, именно очередной недальновидностью российского руководства можно объяснить также и сентябрьские учения сил НАТО в Армении при активном участии Турции, которая будет отрабатывать навыки "эвакуации" населения с территории Армении. Причем, отрезок государственной границы между Арменией и Турцией в соответствии с договором между Арменией и Россией охраняется российскими погранвойсками, которым будет отведена роль статистов, созерцающих проходящие мимо них вооруженные силы НАТО. Более того, опять же по "сценарию" натовских учений, с целью быстрого продвижения по территории Армении якобы для оказания скорой помощи пострадавшим жителям, МИД Турции запросил карты приграничных с ней районов Армении, включая автомагистрали и дороги, по которым пройдут турецкие военные автоколонны. Безусловно, такое положение дел является прямой угрозой безопасности Армении и южных рубежей России, иначе их бы не охраняли российские пограничники.

Похоже, что "безопасностная бдительность" наших стран существенно атрофирована. Современные армянские, российские, украинские политики и эксперты не только не учитывают исторических аналогий, которые являются важнейшими ориентирами в международных отношениях, но и не проявляют необходимого реализма, которому пора бы уже научиться, хотя бы из университетских учебников по международным отношениям и внешней политике, или из того же опыта российско-американских отношений после развала СССР, когда за роспуском ОВД не только не последовал роспуск НАТО, но и, наоборот, НАТО теперь везде, где раньше обеспечивались совершенно иные стратегические интересы.

Артур Владимирович Атанесян - кандидат политических наук, доцент Кафедры социологии Ереванского государственного университета, эксперт Научно-образовательного центра сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского