Рассматривая возможность использования косовского прецедента для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и продвижения процесса признания Нагорно-Карабахской Республики в свете решения Международного суда, следует учитывать несколько аспектов. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM Новости в Степанакерте председатель правления Нагорно-Карабахского комитета "Хельсинская Инициатива -92" Давид Карабекян.

"Во-первых, нельзя забывать, что признание Косово является примером расчленения суверенного государства, границы которого были признаны ООН. При подписании Дейтоновских соглашений об урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговине (1995г.) власти США заявили о территориальной целостности так называемой новой Югославии (союза Сербии и Черногории), самой Боснии и Герцеговины, Хорватии и других республик бывшей Югославии. Сама Сербия выступала как правопреемница Югославии, в том числе в международных и региональных организациях. Нагорный Карабах же не входил в состав Азербайджанской Республики ни в период ее провозглашения (1918г.), ни в момент ее восстановления (1991г.).

Во-вторых, если исходить из того, что основой признания независимости Косово международным сообществом послужили критерии, обозначенные в известном докладе спецдокладчика ООН финского дипломата Марти Ахтисаари, то следует признать, что Нагорный Карабах в гораздо большей степени, чем сербский край, имеет юридическое и моральное право на независимость и ее признание. В составе Азербайджана даже физическое существование армян в принципе невозможно. И это прямо или косвенно было признано как отдельными странами, так и различными международными инстанциями", - сказал карабахский аналитик.

При этом он отметил, что, "говоря о применении данного прецедента, следует учитывать и то, что правда и справедливость не могут быть двоякими, и что попытка слепо копировать те или иные прецеденты чревата возникновением серьезных сложностей".

"Пример реализации народом Нагорного Карабаха права на самоопределение - пример борьбы народа небольшого непризнанного государства за реализацию своего коренного права. Случай Косово являет иной пример - того, как политические и геополитические интересы давлеют над волей международного сообщества, а также того, как ООН выступает как организация, вариативно относящаяся к своим основополагающим принципам. Иными словами, к косовскому прецеденту, с одной стороны, надо относиться как к прецеденту разрешения проблемы, сходной с НК проблемой, с другой стороны, следует подходить к нему с осторожностью, как к примеру "двойных стандартов", т.е. двойственного отношения международного сообщества к своим основополагающим нормам и принципам. Подобное отношение и практика проведения на их основе международной политики всегда вызывают "эффект бумеранга" и грозят подрывом международной системы безопасности", - отметил Давид Карабекян.

Говоря о перспективах признания НК в свете решения Международного суда ООН в Гааге, аналитик отметил: "Многое зависит от самих Карабаха и Армении. Изначально позиция обоих армянских государств не была в должной мере четкой, принципиальной, самостоятельной. Ее результатом стало то, что мы сами дистанцировались от тех прецедентов, которые могли бы быть использованы".

Напомним, что 22 июля Международный суд в Гааге признал правомерность провозглашения независимости Косово, таким образом признав и само Косово в качестве суверенного государства. Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость от Сербии 17 февраля 2008 года. Независимость бывшей сербской провинции признана 69 странами мира, в том числе большинством западных стран.