Казахстанский политик: Киргизские события отрезвили элиту стран региона

Баку, 25 Июля 2010, 23:15 — REGNUM  

Саммит глав государств ОБСЕ воспринимается казахстанскими властями как большая площадка для диалога - в ее рамках можно обсудить не только карабахскую или приднестровскую проблему, но самое главное - актуализировать наиболее важные вопросы глобальной международной политики. Политолог Ерлан Карин, а по совместительству секретарь президентской партии "Нур Отан" убежден - приняв за основу принцип "все конфликты равны", Казахстан находится на правильном пути. Именно из-за этого подхода киргизская проблема находится всего лишь в ряду вопросов, которые необходимо решать совместными усилиями. Вместе с тем, политолог, пусть не прямым текстом, но признает: сохраняя огромный конфликтный потенциал, Киргизия представляет собой опасность для всего региона.

ИА REGNUM: Так ли на ваш взгляд, необходим Казахстану саммит глав государств ОБСЕ? Ведь объективно - Казахстан не сможет преодолеть кризис организации, даже собрав глав государств ОБСЕ.

Саммит будет попыткой оживления самой организации, попыткой придать ее деятельности еще большую динамику и значимость. Само собой, на встрече глав 56 стран мира будут обсуждаться серьезные вопросы: как будущего развития организации, так и новой архитектуры безопасности. Это целый процесс, который требует кропотливой работы экспертов разных сфер.

Ведь ОБСЕ не призвана осуществлять какие-либо определенные шаги и действия, как например ООН или НАТО. В данном случае ОБСЕ - это больше форум, площадка для обмена мнениями, где актуализируются наиболее важные вопросы глобальной международной политики. И действия Казахстана на посту председателя, можно сказать, уже задали определенный темп, придали динамику, как переговорным процессам по отдельным вопросам, так и экспертному обсуждению актуальных вопросов международной политики.

К тому же, следует понять, что уже сегодня ОБСЕ является не только европейской, но и евразийской структурой. А проведение саммита именно в Астане должно закрепить этот новый статус. В этом году много юбилейных дат для ОБСЕ: исполняется 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, 20 лет - Парижской хартии для новой Европы. Такие символичные даты также накладывает определенную ответственность для страны-председателя.

ИА REGNUM: Многие обвиняют Астану в том, что, занимаясь в статусе председателя ОБСЕ застарелыми конфликтами - Карабахским, Приднестровским, Казахстан при этом совершенно игнорирует происходящее в Киргизии. Чем это вызвано?

Главной идеей председательствования Казахстана в ОБСЕ стал тезис, что в мире нет второстепенных проблем. Все они требуют комплексного решения. Также не бывает застарелых конфликтов в принципе, пример тому кризис развития этих "застарелых" конфликтов в августе 2008 г. Существует постоянная угроза размораживания и эскалации этих конфликтов.

А что касается Киргизии, то я с вами не совсем согласен, наоборот, с первых дней кризиса Казахстан занял активную позицию по данному вопросу. Как подчеркнули участники недавнего совещания министров иностранных дел стран ОБСЕ, усилия Казахстана по стабилизации ситуации шли одновременно в двух плоскостях - как председателя ОБСЕ, так и ближайшего соседа. События показали, насколько легко пошатнуть основы не только государственности отдельной страны, но всей системы региональной безопасности. В этой связи позиция Казахстана, на мой взгляд, с самого начала была вполне адекватна ситуации. Комплексный подход Казахстана заключается в том, чтобы не только проводить постоянные политические консультации, но и том чтобы, стабилизировать ситуацию и другими мерами, в том числе, экономическими и правовыми. К тому же назначение специального представителя по сотрудничеству с Кыргызстаном подчеркивает приоритетность событий в Киргизии для нашей страны.

ИА REGNUM: При помощи каких рычагов, на ваш взгляд, можно решить карабахскую проблему в рамках ОБСЕ?

Во-первых, необходимо понять, что Минская группа и Казахстан - это не конкуренты, Казахстан председатель ОБСЕ, а Минская группа это структура в рамках ОБСЕ. Казахстан использует все ресурсы для эффективного решения вопросов, стоящих перед ОБСЕ, в том числе и Минскую группу. Страны-участники Минской группы искренно заинтересованы в разрешении проблемы Нагорного Карабаха, поэтому они являются нашими ближайшими партнерами в данном вопросе.

Во-вторых, Казахстан как председатель ОБСЕ пытается определить новые подходы по решению этой проблемы. Казахстан обладает определенным ресурсом доверия, имея дружественные отношения - как с Арменией, так и с Азербайджаном. Кроме того главной платформой переговорных процессов является общее понимание и крайняя заинтересованность обеих сторон в стабильности и предсказуемости ситуации на Южном Кавказе. В любом случае, решение конфликта возможно только мирным путем через постоянное общение сторон и поиск компромиссов.

ИА REGNUM: Вы очень много пишете о киргизских событиях и их влиянии на республику. Как Вы оцениваете реакцию Астаны на смену власти и противостояние в Оше? Можно ли сказать, что два этих события коренным образом изменят политическую конфигурацию всего региона?

Руководство не только нашей страны, но и России, Узбекистана, США и других стран в своих действиях по отношению к трагическим событиям, происходившим в Кыргызстане, исходили, прежде всего, из принципа невмешательства во внутренние дела суверенной республики. Все, что происходило в этой стране апреле-мае, это - внутреннее дело Кыргызстана. Именно руководство данным принципом позволило избежать дальнейшей конфронтации ситуации, как в самом Кыргызстане, так и в регионе в целом. Ведь на самом деле, если бы в те дни в ситуацию вмешалась какая-либо внешняя сила (вне зависимости - какие цели она бы преследовала), то это могло привести к еще более печальным последствиям. К примеру, если бы руководство Узбекистана не проявило адекватно сдержанную реакцию на события в Оше, то пламя конфликта могло перекинуться на весь регион. Или, к примеру, Россия или Казахстан ввели бы свои войска, то не исключено, что этот шаг мог привести, как минимум, к росту националистских настроений в киргизском обществе. Нельзя забывать и то, что Кыргызстан стал площадкой столкновения геополитических интересов и, если бы кто-то из активных игроков сделал неверный шаг, необдуманное действие то, несомненно, последовали бы ответные действия, и тогда хрупкое равновесие безвозвратно было бы нарушено.

Конечно же, события в Кыргызстане, так или иначе, сказались на ряде текущих характеристик как региона в целом, так и стран-соседей в частности, но говорить о коренной переконфигурации региона преждевременно. Все зависит от дальнейшего развития ситуации. Конечно же, определенные угрозы возрастают - проникновение различного рода экстремистских элементов, наркотрафик и т.д. Но с другой стороны - трагические события в Кыргызстане научили страны региона приходить к консолидированному мнению, пришло понимание, что проблемы необходимо решать сообща, избегая острых углов, находя общие точки соприкосновения.

ИА REGNUM: Какими, на Ваш взгляд, методами и способами можно остановить процесс "афганизации" Киргизии? С наркотрафиком, экспортом политической нестабильности, миграционными потоками - уже сейчас надо что-то делать. При этом закрытие границ не только не является панацей, но и усугубит проблемы. Что может предложить власть и. в частности, партии власти для решения этих вопросов?

Правильно ли сделал Казахстан, закрыв границу? Любое государство, прежде всего, должно обеспечивать безопасность своих граждан, к примеру, вспомним ситуацию в Южной Осетии. Апрельские же события, происходившие в Кыргызстане по своему содержанию, больше напоминали хаос, который потенциально мог перекинуться на территорию нашей страны. Поэтому шаг руководства страны (временно закрыть границу) в пик напряжения был оправдан.

Да и вообще, стоит признать, что тема Киргизии в последнее время все больше приобретает конъюнктурный характер. Сегодняшний информационный фон наполнен больше субъективными характеристиками, эмоциями и упреками, нежели конструктивным содержанием. Эксперты, вместо того чтобы предлагать конкретные пути решения, комментируют уже произошедшие события, раскладывая пасьянс - кто больше проиграл, кто меньше. Да и отдельные киргизские политики, мягко говоря, неприятно удивляют.

Переходя к сути вопроса, можно сказать, что хотя пик напряженности и спал, но говорить о полной нейтрализации конфликта пока еще преждевременно. Внутриполитическая ситуация в Кыргызстане сохраняет огромный конфликтогенный потенциал. Ведь проблемы, которые лежали в основе трагических событий, не решены. И хотя ситуация в Кыргызстане сегодня не столь критическая, как в апреле-мае, но достаточно любого повода, любой провокации, неосторожного высказывания для развязывания конфликта. В стране существуют напряженная ситуация и соответствующие предпосылки для провоцирования подобных конфликтов. Поэтому ситуация в Кыргызстане требует осторожного, взвешенного и объективного подхода, продуманных и консолидированных действий. Необходимо сосредоточиваться, прежде всего, на принятии и реализации программы по экономической реабилитации Кыргызстана.

ИА REGNUM: На фоне событий в Киргизии все чаще звучит "объединительная" тема - государства региона постепенно приходят к выводу, что решать среднеазиатские проблемы нужно сообща, восстанавливая еще сохранившиеся, хотя бы в национальной памяти, культурные и промышленные связи. Но сумеют ли республики преодолеть комплекс собственной значимости?

Любая интеграция - это долгий, сложный и кропотливый процесс. Конечно, за последние годы было озвучено множество идей и инициатив, большинство из которых, к сожалению, так и не нашли своего реального практического воплощения. Но здесь не стоит расценивать данное обстоятельство как неудачу самого процесса интеграции, потому как подобные инициативы, в любом случае, актуализируют вопрос сближения центральноазиатских стран.

А события, имевшие место в Кыргызстане, отрезвили политическую элиту стран региона. По крайней мере, мне так хочется надеться. Ведь в корне событий, происходящих в нашем регионе, лежит иллюзия, что каждая страна способна сама развиваться самостоятельно, без взаимодействия со своими соседями. И трагические события в Кыргызстане стали катализатором, который как-то способствовал частичному избавлению стран региона от подобных иллюзий. Ведь ничто так не объединяет и сближает, как совместная угроза.

Действия Казахстана, Узбекистана, да и самого Кыргызстана служат наглядным подтверждением началу качественно новых процессов, в основе которых лежит стремление к объективной оценке ситуации, принятию взвешенных, обоснованных, ответственных решений и консолидированных действий. Можно говорить, что у политической элиты стран региона складывается не только реальное понимание значения интеграции, но меняется и само мышление, которое начинает отвергать политику изоляционизма. А это самое важное и, безусловно, такая смена парадигм должна отразиться в концепции внешней политики стран региона.

Несомненно, что членство в региональном союзе будет выгодно для всех стран-участниц. Ведь у Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, кроме фактора безопасности, есть множество и других факторов, способствующих процессу интеграции.

ИА REGNUM: Что Вы думаете о роли России в регионе? Отказ ввести войска в пылающий Ош - это демонстрация слабости или силы? Вообще, как могут взаимодействовать Россия и Казахстан в решении киргизской проблематики? Только ли в рамках ОБСЕ?

Россия была и остается одним из главных геополитических центров в международных отношениях, и ее роль в Центральной Азии трудно переоценить. Но, не введя войска на юг Киргизии, Россия проявила не только благоразумие, но и продемонстрировала в определенной степени пример взвешенного подхода к разрешению возникающих конфликтов. Военные действия, даже в миротворческих целях, - это последний довод, крайняя мера. И по большому счету, это бы не решило проблему.

Между тем, ответственный подход российского руководства проявился не только в отказе от ввода войск, но и в совместных переговорах с США и Казахстаном по киргизской проблеме, что демонстрирует как понимание региональной специфики, так и стремление решить проблему комплексно.

Повторюсь, здесь надо смотреть глубже, пытаться выяснить причины киргизских событий. И только устранив эти предпосылки, можно быть уверенным, что рецессии не будет. Ведь прежде чем предпринимать какие-либо конкретные шаги по решению политического кризиса в Кыргызстане, стоит в первую очередь понять, что здесь нужен комплекс мер по формированию устойчивой экономики, социальной сферы, системы социального обеспечения. И тогда сам вопрос политического реформирования будет решен гораздо быстрее и эффективнее.

По поводу ОБСЕ хочу отметить - не стоит забывать о том, что это все-таки в большей степени европейская организация, хотя масштабы ее деятельности уже выходят за рамки географической Европы. Но Казахстан вполне может, используя свой статусный ресурс председателя ОБСЕ, привлечь внимание мировой общественности к киргизской проблеме, заинтересовать ведущие финансовые институты и промышленные корпорации для участия в процессе восстановления экономики Кыргызстана. А этого уже, согласитесь, немало.

ИА REGNUM: Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация в Киргизии?

Можно строить множество разного рода предположений, разрабатывать сценарии и варианты развития событий, но очевидно, что ключ к решению киргизской проблемы заключается не только в особенностях политических процессов или действий внешних субъектов. Здесь все зависит от самих киргизов.

Все зависит от того, сможет ли политическая элита страны осознать свою роль и ответственность, смогут ли они перестроить свой образ мышления, поставив на первое место интересы государства, задвинув на второй план личные амбиции, родовую принадлежность, клановость и лоббирование собственных экономических интересов. Первая и вторая революции в Киргизии еще более обострили имевшие проблемы, которые стали толчком для других негативных процессов. Завтра придется уже решать совершенно другие вопросы.

Перед новой властью стоит непростая задача по стабилизации социально-экономической ситуации, снижению уровня бедности и безработицы и политической консолидации граждан. В противном случае, несмотря на внешнюю помощь, под вопросом окажется сама киргизская государственность.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию