Выступая в Астане, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался в том смысле, что его страна не чинит препятствий реализации проекта NABUCCO и даже заинтересована в его строительстве. Но, кроме общих разговоров со стороны евроэмиссаров, никаких инициатив или конкретных действий не следует. До сих пор не решены вопросы преодоления Каспийского моря, - либо строительством подводного газопровода, либо строительством заводов по сжижению природного газа (СПГ) по берегам водоема. Новость о том, что Казахстан готов принять участие в проекте NABUCCO затмила собой другие, не менее интересные аспекты выступления Нурсултана Назарбаева. В них затрагивались более серьезные вопросы взаимоотношений правительства Казахстана с участниками консорциумов по освоению месторождений "Тенгиз" и "Карачаганак".

Было отмечено, что контракты по типу соглашения о разделе продукции (СРП) были составлены в начале 1990-х годов и не отвечают современным требованиям Казахстана. При этом президент Казахстана ссылался на принятый парламентом республики закон, позволяющий расторгать ранее заключенные контракты, если они не соответствуют интересам Казахстана.

Обычно нефтяники знают, что не бывает контрактов, которые не претерпели бы изменений за весь срок своего действия. Казахстанцы, воодушевленные своим хождением в проект "Кашаган", где им удалось увеличить долю "КазМунайГаза" с 0 до 17,5%, решили предпринять атаку и на два других консорциума, разрабатывающих крупнейшие месторождения "Тенгиз" и "Карачаганак". Если в случае с Северо-Каспийским консорциумом давление правительства Казахстана на участников разработки происходило под флагом борьбы против загрязнения окружающей среды, то есть экологии, то теперь методы изменились.

Не так давно созданное в Казахстане министерство (нефти и газа ) под руководством Сауат Мынбаева развило бурную деятельность. Обсуждаемый ведомством законопроект "О недрах и недропользовании" устанавливает госконтроль за оборотом права недропользования и связанных с ними объектов. Прописана четкая процедура реализации приоритетного права государства, отмена СРП как модели контрактов на недропользование. Кроме того, было указано, что компаниям, работающим сейчас по налоговому законодательству, установленному в СРП, будет выгодней осуществлять свою деятельность согласно изменениям налогового законодательства, которое произойдет в ближайшее время.

Эти документы не могли обойти стороной внимание нефтяных компаний, работающих в Казахстане. Кто подогадливее, те сразу поняли, что придется откупаться акциями, в первую очередь, проектов "Тенгиз" и "Карачаганак". Тем более, что в число акционеров последнего консорциума казахстанская компания "КазМунайГаз" даже не входит.

Напомним, что в 2009 году было добыто в Казахстане 76,6 млн тонн нефти и 12,13 млн тонн газоконденсата, более 13% из которых пришлись на долю совместного предприятия СП "Тенгизшевройл". Немудрено, что первый удар был нанесен по этой компании. Казахстанская финансовая полиция заявила о начале следствия по делу о незаконной добыче акционерами этой компании нефти на сумму более $1 мрлд. Было хищение нефти или нет, покажет следствие, но уже сейчас понятно, что участникам СП придется расстаться с частью своих акций в пользу "КазМунайГаза" - вещь очевидная. Напомним, что среди акционеров СП "Тенгизшевройл" числятся такие компании как Chеvron - 50%, Exxon-Mobil - 25%, "КазМунайГаз" - 20% и "Лукойл" - 5%. Руководство Chеvron хорошо понимает, что компания направлена, в первую очередь, против высокой доли ее участия в проекте и поэтому отчаянно сопротивляется. Отметим, что извлекаемые запасы нефти "Тенгиза", одного из крупнейших месторождений мира, составляют 750 млн - 1 млрд тонн. А общие геологические запасы достигают 3 млрд тонн нефти.

Приблизительно аналогичной участи не удалось избежать и иностранным компаниям - членам консорциума по освоению крупного газоконденсатного месторождения "Карачаганак". Отметим, что из общего объема добычи нефти Казахстаном в 76,6 млн тонн в год, на долю месторождения "Карачанак" приходится порядка 18 млн тонн нефтяного эквивалента. Это месторождение является крупнейшим газодобывающим предприятием в Казахстане, показатель добычи которого составляет примерно 44% от всей добычи газа в республике и около 14,5% общего производства жидких углеводородов.

Консорциуму пригрозили уничтожить ранее подписанную договоренность типа СРП и завести уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Такой поворот событий можно объяснить только одним обстоятельством - тем, что в число акционеров не входит "КазМунайГаз". А с одним из акционеров - британской компанией ВG - у правительства Казахстана особые счеты, связанные со скандалом при выкупе ее пакета акций в проекте "Кашаган". В число акционеров консорциума "Карачаганак" входят такие компании? как BG -32,5%, Еni -32,5%, Chеvron -20 %, "Лукойл" -15%. Очевидно, что вышеуказанным акционерам придется серьезно потесниться для вхождения в их число "КазМунайГаза", то есть поделиться с ней пакетами акций.

Пока все на Западе ждут большую казахстанскую нефть и его участия в NABUCCO, Нурсултан Назарбаев указывает иностранным компаниям: кто в республике хозяин. Так что если хочешь работать в Казахстане и с Казахстаном, надо уметь правильно и каждый раз по-новому делиться.