Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

ИА REGNUM Новости: Какие, по-вашему, предложения были сделаны президентом России его азербайджанскому и армянскому коллегам во время переговоров в Санкт-Петербурге, если Серж Саргсян выражает готовность продолжать процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта исключительно на этой основе, а споуксмен МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил, что эти предложения не являются инициативой МГ ОБСЕ и "никоим образом не влияют на обновленные Мадридские принципы"?

Мне трудно судить об этом. Но предположу, что речь может идти о том, чтобы сроки и форму определения статуса Нагорного Карабаха приблизить к пожеланиям армян. А они хотят, чтобы это был локальный референдум по вопросу независимости, причем до того, как вернутся азербайджанские беженцы. Для Баку это абсолютно неприемлемо. Если вопрос этот оставляется открытым, то армяне желают сохранить, причем чуть ли не с согласия Баку и держав-посредников, под своим контролем Кельбаджарский и Лачинский район, на неопределенный срок, как минимум еще на 10 лет. Это также абсолютно неприемлемо для Азербайджана и не имеет никакого правового обоснования. Напомню, что по Кельбаджарскому району есть специальная резолюция Совбеза ООН №822. Освобождение всех оккупированных районов, за пределами Нагорного Карабаха прямо предписано принципами, оглашенными президентами США, Франции и России в Канаде. Допускаю, что Россия вновь пытается протащить своих "миротворцев", в опасности присутствия которых мы убедились на примере Абхазии и Южной Осетии. Если я угадал, то предложения, которые инициировал Дмитрий Медведев в Санкт-Петербурге, действительно находятся вне коллективно выработанных и лежащих на столе обновленной версии Мадридских принципов и имеют мало шансов не только на принятие, но и предметное обсуждение со стороны Азербайджана.

ИА REGNUM Новости: Можно ли, на ваш взгляд, считать случайным приведший к жертвам с обеих сторон инцидент на линии прекращения огня, имевший место 18 июня, то есть на следующий день после безрезультатных переговоров в Санкт-Петербурге или все-таки дыма без огня не бывает?

Подобные столкновения, не такая уж редкость. По числу жертв пару лет тому назад было еще более кровопролитное столкновение. Это напоминает, что война не завершена, а "заморожена". Происходят не только перестрелки, а группы разведчиков проходят за линию фронта в тыл противника. Азербайджанцам это делать легче, так за линией фронта у армян безжизненная зона, в которой наши военные хорошо ориентируются. Когда рейдовые группы натыкаются на противника, происходит огневой контакт, и тогда берут верх, те, кто лучше подготовлены. В тот раз наши бойцы оказались на высоте, а армяне - нет. Кстати, армянские СМИ писали о том, что на передовой были юнцы, призывники из Армении. Спрашивается, что они делали на азербайджанской земле?

ИА REGNUM Новости: В какой степени официальный Баку и Ереван во время переговорного процесса по Нагорному Карабаху учитывают мнение гражданского общества и фактор оппозиции?

Конечно же, учитывают, но одновременно активно воздействуют на это мнение, манипулируют им. Ведь под контролем властей находится главные рычаги воздействия на массовое сознание - телеканалы. Поэтому в случае принятия мира на основе компромиссов, власти располагают достаточными рычагами, чтобы существенно изменить реакцию населения в нужном для себя направлении. Что же касается оппозиции, на то она и есть, чтобы критиковать власти. Это нормально.

ИА REGNUM Новости: Не кажется ли вам, что в результате последних действий сопредседателей МГ ОБСЕ и совместного заявления президентов России, США и Франции по переговорному процессу пространство для маневров как азербайджанской, так и армянской дипломатии значительно сузилось? Насколько в этой связи адекватно отреагировал Баку, согласившись с Мадридскими принципами "за некоторыми исключениями"?

Азербайджан по существу принял Мадридские принципы в том виде, в котором они были сформулированы и представлены Минской группой на СМИД ОБСЕ в Афинах, еще год тому назад. Резину тянут именно армяне. Оговорка Баку "принимаю, за некоторым исключением" сделана на тот случай, если эти принципы захотят несколько изменить с пожеланиями армян, то азербайджанская стороны выдвинет встречные возражения. Одним словом оговорка резервирует возможность ужесточения позиции. Тем более, что сами принципы по себе не предполагают прямую реализацию. На их основе должно быть подготовлено мирное соглашение, так что споров по поводу понимания и трактовке даже согласованных сторонами принципов будет еще предостаточно. Разница заключается в том, что Баку предлагает перейти к следующему этапу, то есть к работе над текстом мирного соглашения, а армяне склонны вести бесплодные переговоры и не желают связывать себя какими-либо договоренностями.

ИА REGNUM Новости: Разделяете ли вы мнение, что переговорный процесс зашел в тупик, из которого для Азербайджана есть три выхода: обращение в Международный суд ООН, возвращение вопроса об оккупации и аннексии своих земель со стороны Армении на площадку ООН и, наконец, военная операция?

Я не юрист-международник и поэтому не могу со всей определенностью утверждать о приемлемости и эффективности судебных процедур для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха. Для этого обе стороны должны обратиться в Международный Суд ООН и заявить о признании его решения. Обращение в Совбез ООН, в случае безрезультатности посреднических усилий Минской Группы, я не исключаю. Однако Совет Безопасности ООН принимает к рассмотрению вопросы тогда, когда непосредственно возникает угроза миру. Поэтому, если возобновятся военные действия - реакция Совбеза ООН последует незамедлительно. Но приведет ли все это к урегулированию конфликта? Не окажемся ли мы, даже в случае успешного хода для Азербайджана военных действий, отброшены назад в урегулировании конфликта, обеспечении мира и стабильности в регионе?

ИА REGNUM Новости: Председатель общественной организации "Ассамблея азербайджанских армян" в Армении Григорий Айвазян 22 июля заявил, что недвижимое имущество армян, оставшееся в Азербайджане, составляет 700 млрд. долларов, плюс 100 млрд. за нанесённый ущерб. Насколько его слова соответствуют действительности и какой счет правительству Армении тогда должны выставить азербайджанские беженцы и вынужденные переселенцы?

Вообще-то я бредовые измышления не комментирую. Но коль Вы спрашиваете, то это еще нужно конкретно рассмотреть, с документами на руках, какое такое недвижимое имущество оставили армяне в Азербайджане, доказать факт владения и только потом можно обсуждать вопрос о компенсации. Компенсация возможно лишь как часть соглашения о мирном урегулировании конфликта, причем на взаимной основе, так как более 200 тысяч азербайджанцев были изгнаны из Армении, оставив там дома, земли, строения, скот и пр. Что же касается приведенных вами цифр, то для сравнения замечу, что претензии армян к Турции, также несоразмерные, исчисляются "скромной" цифрой порядка 200 миллиардов долларов, а тут Айвазян запузырил сумму в 700 миллиардов и накидывает на нее еще 100 миллиардов. С таким же успехом этот господин мог бы оперировать триллионами долларов.

Беседовал Рафаэль Мустафаев