Намерения российской компании ЛУКОЙЛ начать добычу нефти в Балтийском море на месторождении Д-6 уже в конце 2003 года вызвало в Литве бурю протеста. Жители Литвы утверждают, что эксплуатация этого месторождения неподалеку от Куршской косы представляет собой огромную опасность для моря и всего живого вокруг него. Специально для ИА REGNUM ситуацию характеризует начальник государственной инспекции по охране окружающей среды Литвы Арунас Даубарас.

Информирована ли Литва о планах ЛУКОЙЛА уже в конце этого года качать нефть на месторождении Д-6? Что это за информация?

Информации практически нет никакой. И это вызывает у нас огромное беспокойство. В 2000 году ЛУКОЙЛ начал серьезно готовиться к эксплуатации платформы и добыче нефти на месторождении Д-6. Об этом было объявлено официально. С тех пор, то есть с 2000 года, Литва постоянно обращалсь в различные руководящие инстанции России с просьбой предоставить исчерпывающую информацию об условиях проэктирования платформы, об экспертизах воздействия на окружающую среду, о мониторинге фона и т. д. Обращались мы в министерство природных ресурсов и министерство иностранных дел, в посольство России, но никаких конкретных ответов не дождались. Российская сторона лишь отписывалась, а процесс продолжался. Тогда Литва обратилсь в международные организации - Хельсинкскую комиссию, Европейскую комиссию, в ЮНЕСКО, так как Куршская коса внесена в список мирового наследия. Мы просили помочь повлиять как-нибудь на Россию, чтобы она в конце концов предоставила нам необходимую информацию, но Россия, насколько мне известно, не ответила даже на запрос ЮНЕСКО. После наших убедительных и долгих уговоров была создана двусторонняя комиссия, однако запланированную весной встречу комиссии российская сторона почему-то перенесла на осень. Возникает вопрос, что эта комиссия, встретившись осенью, сделает и зачем ей вообще встречаться, если в конце года ЛУКОЙЛ уже будет качать в Балтийском море нефть? Литва на свои средства готова провести экспертизу воздействия на окружающую среду, готова принять участие в программе мониторинга, это мы не раз подчеркивали, но никаких признаков доброй воли со стороны России не видно.

Почему, по-Вашему, ЛУКОЙЛ и Россия не предоставляют эту информацию?

Полагаю, есть большие проблемы. Если бы их не было, зачем тогда скрывать информацию, которую мы требуем законно? Вот пошли слухи, что ЛУКОЙЛ собирается переместить в Балтийское море использованное оборудование с Каспийского моря, - якобы так дешевле. Возможно, это неправда, но когда информацию скрывают, подозрения возникают всякие. Хочу подчеркнуть - Литва очень хотела бы, чтобы у нее под боком никакие платформы не строились. Но если ее будут строить, мы хотим иметь всяческие гарантии, что месторождение будет эксплуатироваться безопасно. Теперь я могу со всей ответственностью заявить - месторождение безопасным не будет, будут аварии, а ущерб, нанесенный природе, будет огромен.

Кстати, опасность добычи нефти в Балтийском море Литва поднимает на международный уровень. На этой неделе в Германии, на международной конференции министров окружающей среды, которая состоялась в Бремене, Литва обратилась к ее участникам с просьбой остановить нарушения Хельсинкской конвенции, т. к. ЛУКОЙЛ собирается качать нефть на месторождении Д-6. На этой конференции, в которой принимали участие представители 21 государства, решаются наиболее актуальные вопросы по охране Балтийского моря. Член Сейма Литвы, председатель комиссии по делам НАТО Вацлав Станкевич на Парламентской ассамблее Евросовета в Страсбурге инициировал заявление и парламентариев, представляющих 7 государств (Швейцария, Великобритания, Польша, Латвия, Литва, Дания и Германия). В заявлении предлагается, чтобы Совет Европы потребовал от России официальных и конкретных ответов, которых не получают государственные инстанции Литвы.

Однако представители России утверждают, что нефть будет выкачиваться достаточно далеко от территории Литвы, поэтому ущерб для природы будет минимальным...

Ничего подобного. Кстати, сама Россия неофициально признала, что при перекачке нефти из нефтепровода на корабли, при транспортировке нефти на сушу, технологические выливания нефти точно будут, и они будут постоянными. Предполагается, что на месторождении Д-6 при добыче до 700 тысяч тонн нефти в год 200 грамм с каждой тонны попадет в море. За год это составит 140 тонн.

Поскольку ЛУКОЙЛ собирается эксплуатировать месторождение 25-30 лет, можем себе представить, сколько загрязнений море выбросит на берег, и на что будет похоже наше взморье. Вряд ли кто-нибудь захочет здесь отдыхать. Ущерб будет причинен и растительности, и животному миру. Последствия крупных аварий были бы еще печальнее. Возможности ликвидации аварий в Балтийском море весьма ограничены. Кстати, до сих пор неясно, кто будет подсчитывать нанесенный ущерб и кто будет его компенсировать.

Знает ли ЛУКОЙЛ о названных Вами последствиях?

Создается впечатление, что говорится одно, а делается другое. Правительство России может в любое время потребовать у ЛУКОЙЛа определенную информации, но, видимо, никакой заинтересованности в этом нет. Да, ЛУКОЙЛ занимается бизнесом, у компании могут быть коммерческие тайны, однако что мешает ей провести исследования и выяснить последствия этого бизнеса для окружающей среды, которые непосредственно скажутся на Литве? Каждая страна имеет право использовать свои природные ресурсы, однако это должно делаться цивилизованно, с учетом интересов соседних стран. Теперь же все делается, извините за выражение, варварски.

Что Литва собирается делать дальше?

Правительство Литвы весьма озабочено происходящим процессом. В среду премьер Литвы Альгирдас Бразаускас направил письмо российскому премьеру Михаилу Касьянову, в котором предложил организовать международную экспертизу экологической безопасности добычи нефти в Балтийском море. Бразаускас заявил, что надеется, что это предложение будет принято во внимание. Что же, будем ждать ответа. Кстати, это беспрецедентный случай, когда премьер одного государства обращается к премьеру другого государства по единственному вопросу. Если ответа не будет, мы выдвинем этот вопрос на еще более высоком уровне. Я очень надеюсь, что начало эксплуатации месторождения Д-6 будет отложено до весны. За это время мы вместе с Россией эту проблему разрешим.