Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости

ИА REGNUM: После того, как были озвучены планы размещения в Польше ракет "Patriot", МИД России заявил, что потребует объяснений по этому вопросу. Получила ли Россия вышеуказанные объяснения? Если да, то какие?

Мне кажется, что в контексте этого вопроса слово "требовать" не самое подходящее. Польша - это суверенная и ответственная страна. Быть суверенным значит самостоятельно принимать решение о способах обеспечения своей безопасности. А быть ответственным означает соблюдать договоры и учитывать в своей политике обоснованные интересы других стран. В современных международных отношениях вполне понятно, что партнёрские, а особенно сопредельные государства информируют друг друга - конечно, в разумных пределах - о действиях и планах, которые могут интересовать другую сторону.

Так как Россию заинтересовали устанавливаемые в Польше перехватывающие ракеты "Patriot", то мы поясняли нашим российским партнёрам как публично, так и во время политических контактов, что установку в Польше таких оборонительных систем противовоздушной обороны, как "Patriot", никоим образом нельзя истолковывать в категориях угрозы. Кроме того, размещённая батарея "Patriot" не вооружена и предназначена для учебных целей. Подобный, исключительно оборонительный характер имеют ракеты SM-3, которые будут размещены в Польше. Ракеты SM-3 вообще не имеют взрывного заряда и предназначены для уничтожения ракет средней и малой дальности только с помощью кинетической силы.

ИА REGNUM: После новой трагедии под Катынью многие эксперты утверждали, что появились исторические шансы на примирение между Польшей и Россией. Как Вы оцениваете перспективы такого примирения? От чего оно может зависеть?

Примирение - это не одноразовый акт, который можно принять по решению политических властей. Примирение - это длительный процесс углубления взаимопонимания, лучшего понимания исторической восприимчивости другой стороны, честного выяснения друг другу трудных, иногда болезненных вопросов прошлого. Этот процесс требует не только доброй политической воли обеих сторон, создания определённых политических фактов и жестов, ломки плохих стереотипов, иногда - переоценки событий прошлого. Требует также создания благоприятной атмосферы в обществах, также посредством СМИ, диалога институтов гражданских обществ, более интенсивных контактов между людьми.

Улучшение отношений между Польшей и Россией, а моё правительство всегда было его решительным сторонником, началось ещё до авиакатастрофы под Смоленском. Трагическая смерть президента Польши и значительной части её элиты привлекла внимание всего мира к месту события, к Катыни - месту в России, ставшему символом коммунистических преступлений и попыток их фальсификации. Оказывая полякам сочувствие и симпатию, жители России и её власти одновременно встали перед необходимостью определить своё отношение и к катынскому преступлению, и к собственной истории. А восстановление исторической правды является отправной точкой к примирению.