Результаты социологического исследования, проведенного Центром этносоциальных исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, свидетельствуют о том, что почти треть женщин в возрасте 20-29 лет (активный репродуктивный возраст) не желают вступать в смешанные браки. Как рассказала ИА REGNUM Новости кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Людмила Намруева, за последние четверть века в республике сильно поменялось отношение к рождению детей от отцов других национальностей.

В 1986-87 годы, когда была высока рождаемость, процент детей, родившихся от отцов другой национальности, в Калмыкии составлял 6,9 - 6,1% от всего количества рожденных. Известно, что 70% всех родивших приходится на женщин в возрасте 20-29 лет. К концу 90-х годов численность этой возрастной группы была на 30% ниже, чем в 1989 году, что, естественно, сказалось на количестве родов. С уменьшением естественного прироста населения постепенно снижается численность детей, родившихся от отцов-некалмыков, с 5,8% в 1988 г. до 5,5% в 1993 г. Через четыре года спустя, в 1997 году, наблюдается резкий скачок увеличения числа младенцев, появившихся на свет от отцов нетитульной национальности (с 6,8% до 13,3%).

В последующие годы происходит дальнейшее увеличение количества этих детей. Пик рождаемости детей от отцов некалмыцкой национальности приходится на 2001 год, когда каждый четвертый новорожденный был от отца-некалмыка. Статистика свидетельствует, что в этот год было зафиксировано 25,1% родившихся от отцов другой национальности. Анализ статданных позволяет констатировать, что доля детей, родившихся от отцов иного этнического происхождения, значительно возрастает, когда в целом падает рождаемость. Так, в 1999 году количество родившихся сократилось в 2,28 раза по сравнению с 1986 годом, а количество родившихся от отцов некалмыцкой национальности, наоборот, увеличилось с 279 до 388 младенцев, т.е. в 1,39 раза. Следует отметить, что в последние годы тенденция женщин-калмычек иметь детей от мужчин нетитульной национальности стабилизировалась, говорит Намруева. Сравним: в 1986 году 279 детей родилось от отцов не калмыков, а в 2005 г. - 289. Это, безусловно, свидетельствует об усилении ассимиляционных процессов, протекающих в калмыцком этносе в последние два десятилетия.

Результаты анкетного опроса 2009 года говорят о том, что независимо от возраста женщины в Калмыкии, принимая решение об избраннике, полагаются в первую очередь на чувства и индивидуальные качества будущего супруга. Во всех возрастных группах эта позиция занимает первое место. Отметим, что с жизненным опытом эта установка значительно снижается (с 56% у двадцатилетних до 33% у шестидесятилетних). Более 20% в каждой возрастной группе женщин отмечают культурную составляющую межэтнического брака. Для них важным является знание мужем культуры жены, соблюдение им обычаев культуры, к которой принадлежит супруга. Следовательно, эта часть женщин будет приобщать своих избранников к калмыцкой культуре, говорит Людмила Намруева. Отрицательное отношение к межэтническим бракам возрастает с увеличением возраста женщин (6,1% у женщин 20-29 лет до 33% у женщин 60 лет и старше). Двойственная установка, выраженная в предпочтении избранника своей национальности, при отсутствии возражений против смешанного брака близких родственников, с возрастом также уменьшается (с 30% у женщин 30-39 лет до 16% у женщин 60 лет и старше).

Исследование подтверждает закономерность, что молодые девушки в выборе спутника жизни ориентируются, прежде всего, на личные качества избранника, любовь к нему. Эта установка превалирует у 56% жительниц республики до 20 лет и у 42% девушек 20-29 лет. Скорее всего, в этих семьях дети будут растворены в культуре, к которой принадлежит отец детей. Материнское воспитание, при условии, что сама молодая мама знает традиции, обычаи, язык своего народа, конечно, позволит приобщить ребенка и к элементам калмыцкой культуры. Но это практически маловероятно, так как большая часть современной молодежи не знает калмыцкий язык и недостаточно приобщена к народной культуре, делает вывод социолог.