Армянская церковь и Армянский вопрос: о чем думает нынешний Католикос всех армян?

Баку, 21 июля 2010, 18:56 — REGNUM  

''Стучите, и отворят вам.'' (от Матфея 7:7)

1 марта 2008 года, к полудню, когда драматические события в центре Еревана еще не успели стать трагическими, лидер оппозиции, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян не пустил на порог своей резиденции Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II. Ранее среди участников митинга на площади Свободы осуществлялся сбор подписей, требующих отставки Католикоса.

Напомним, что после президентских выборов в Армении 19 февраля 2008 года оппозиция, не приняв официальные результаты голосования, объявила бессрочную акцию протеста на площади Свободы. Первые столкновения между полицией и митингующими произошли рано утром 1 марта, и экс-президент Левон Тер-Петросян был препровожден в свою резиденцию. Однако эта мера не способствовала разрядке напряженности, и вскоре в Ереване начались массовые столкновения между митингующими и полицией, в результате которых погибло 10 человек, сотни были ранены.

Через несколько дней на пресс-конференции президент Армении Роберт Кочарян заявил: ''Католикос позвонил мне и, заявив о своей крайней озабоченности, сказал, что намерен поехать к Тер-Петросяну. Я сказал, что могу лишь приветствовать такую инициативу. Однако, как вы знаете, Тер-Петросян не пустил его в дом. Честно говоря, я трудно представляю себе ситуацию, когда армянин, где бы он не находился, мог бы не пустить к себе в дом главу Армянской церкви''.

Примечательно и неоднозначно

Примечательно, что до того, как стать президентом (до 1991 года), Левон Тер-Петросян как научный работник музея-института древних рукописей преподавал в Геворгянской духовной семинарии в Эчмиадзине и с большим почтением относился к тогдашнему Католикосу Вазгену I. То же отношение к главе Армянской Апостольской церкви Левон Тер-Петросян сохранил и занимая пост президента Армении.

Отношение общества к шагу Левона Тер-Петросяна было крайне неоднозначным. Удивительным (если не странным) нужно считать тот факт, что многие его в открытую поддерживали. Безусловно, причина этого явления кроется не в действиях экс-президента, а Католикоса. Гордое молчание верхушки Армянской Апостольской церкви по ключевым вопросам, волнующим общество, крайне отрицательно сказывается на рейтинге доверия людей к церкви.

Коротко о вечном

В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Армянская Апостольская церковь, сплачивающая народ в самые сложные моменты армянской истории, является одной из древнейших христианских церквей и имеет ряд существенных особенностей в догматике и обрядах, отличающих ее как от византийского православия, так и римского католицизма. В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской Апостольской церкви, существуют два Католикосата - Эчмиадзинский и Киликийский (Католикосат Великого Дома Киликийского) с центром (с 1930 года) в Антилиасе (Ливан). При административной независимости Киликийского католикоса, первенство чести принадлежит Католикосу Эчмиадзинскому, который имеет статус Католикоса Всех Армян и титул Верховного Патриарха. В настоящее время Католикосом Всех армян является Гарегин II. В его ведении состоят все епархии в пределах Армении и Нагорного Карабаха, а также большинство зарубежных епархий по всему миру, в частности в России, Украине и других странах бывшего СССР.

Под управлением Киликийского Католикосата находятся епархии Ливана, Сирии и Кипра.

Существуют также два автономных патриархата Армянской Апостольской церкви - Константинопольский и Иерусалимский, канонически подчиняющихся Эчмиадзинскому Католикосу. Патриархи Иерусалима и Константинополя имеют духовную степень архиепископов. В ведении Иерусалимского патриархата состоят армянские церкви Израиля и Иордании, а в ведении патриархата Константинопольского армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).

Что говорит народ?

Для выяснения степени доверия разных слоев общества к Эчмиадзинскому Католикосу ААЦ автор статьи провел мини-опрос на улицах Еревана, Гюмри, Ванадзора и Эчмиадзина.

Жительница Еревана, пенсионерка Мария Давидян крайне недовольна деятельностью руководства церкви. ''За столько лет я не помню, чтоб хотя бы один раз Католикос высказывал мнение, противоречащее официальной пропаганде, исходящее из души народа. Так быть не должно'', - жалуется жительница.

Примечательно, что, когда готовился данный материал, газета ''Грапарак'' опубликовала статью, в которой привела историю одного верующего, который, в результате тщетных попыток получить помощь от Армянской апостольской церкви, окончательно разочаровался в искренности армянских духовных мужей. А он всего-то хотел, чтобы его письмо передали Католикосу всех армян Гарегину II. Однако это оказалось невозможно, так как выяснилось, что Католикос не читает писем верующих, в особенности, если те содержат просьбы о помощи социальной направленности. ''Церковь стала бутафорией, и тут врут и ничего не хотят делать'', - заявил прихожанин. ''Остается только догадываться, сколько еще таких простых верующих отвергла Армянская апостольская церковь. И возникает вопрос: какие письма читает Католикос, если письма с просьбой о помощи ему не передают?''- пишет издание.

Прихожанка Эчмиадзина Алла крайне недовольна итогами недавней поездки Гарегина II в Азербайджан. ''Думаю, главе ААЦ стоило бы использовать трибуну Бакинского межрелигиозного саммита для озвучивания заявлений о недопустимости развязывания Азербайджаном "пропагандисткой войны, основанной на полной лжи и фальсификации истории". Мне очень жаль, что нашего духовного лидера хватило лишь на встречу с президентом Азербайджана - главным автором всех антиармянских кампаний последнего десятилетия".

Житель Гюмри Арсен Минасян сказал, что за весь период правления Гарегина II не может припомнить случая, когда верхушка армянского духовенства проявила бы принципиальность, оказавшись вместе со своим народом в трудную минуту.

Священник одной из церквей, имя которого по ясным причинам не публикуем, сказал, что тысячи верных и честных служителей церкви оказались заложниками в руках действующего Католикоса. Армянская церковь не только не отделена от государства, как это предусмотрено Конституцией, но и стала приложением этих властей, не имеющих с народом ничего общего'', - заявил священнослужитель. ''В качестве доказательства своих слов смотритель церкви привел знаменитый указ Гарегина II ''о переносе дня сороковин жертв 1 марта'' и назначении его на другую дату, не совпадающую с днем инаугурации Сержа Саргсяна''.

Житель Ванадзора, юрист по образованию, Минас Айвазян сказал, что, по имеющимся у него сведениям, несколько месяцев назад в Эчмиадзине состоялось тайное собрание, во время которого Гарегин II призвал священнослужителей придерживаться позиции властей относительно решения Карабахского вопроса. Минас Айвазян отметил, что данная информация была опубликована также в некоторых оппозиционных газетах, но на следующий день первопрестольный Эчмиадзин официально опроверг ее.

Ждет нашего письма

Информацию о тайном собрании в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости опроверг также предводитель Арцахской епархии архиепископ Паргев Мартиросян. Относительно так называемых ''Мадридских принципов'', лежащих на столе переговорного процесса, архиепископ отметил: ''В Карабахе все недовольны ''Мадридскими принципами''. Власти Карабаха ни в коем случае не должны согласиться с ними. А кто будет гарантом нашей безопасности, если, после возврата освобожденных территорий, Азербайджан вдруг начнет войну?'' По поводу тайного совещания в Эчмиадзине Паргев Мартиросян заявил: ''такого не было!''

На вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости относительно тайного совещания и позиции церкви по ''Мадридским принципам'' заведующий информационным отделом Первопрестольного святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян ответил: ''Присылайте свои вопросы в письменной форме''.

Давно посланные письма

На днях ИА REGNUM Новости опубликовало два рассекреченных письма, направленных в 1956г. Католикосом всех армян Вазгеном I председателю Совета министров СССР Николаю Булганину, в которых Католикос выдвигает ряд проблем, касающихся судьбы армянского народа. Постановка вопросов, даже учитывая первые предпосылки "оттепели", была весьма смелой. Во втором письме Вазген I акцентирует проблему "справедливого" решения вопросов Нагорно-Карабахской АО, Нахичеванской АССР и Ахалкалакского района, "которые в основном заселены армянами". Католикос предлагает присоединить указанные районы к Советской Армении. Он мотивирует свое предложение требованием армян диаспоры, насильственно лишенных родины, их желанием жить на родной земле единой национальной жизнью.

Подготовил Илья Арутюнян

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail