Лучшей гарантией обеспечения самоопределения Карабаха является его полноправное участие в переговорах. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил координатор центрального офиса оппозиционного Армянского национального конгресса(АНК) Левон Зурабян.

"Признание Нагорного Карабах стороной конфликта и полноправной участницей переговоров на Будапештском саммите в 1994 году было самым важным достижением армянской дипломатии. С молчаливого согласия президентов Армении карабахского происхождения Кочаряна и Саргсяна, постбудапештский формат переговоров Армения - Нагорный Карабах - Азербайджан был трансформирован в формат Армения - Азербайджан",- заявил Зурабян.

Таким образом, как он заметил, Карабах из субъекта переговоров стал его объектом и появилось ошибочное понимание конфликта, как территориального спора между Арменией и Азербайджаном, появились формулировки об "оккупации" азербайджанских территорий Арменией и разговоры о равноправии "двух общин" Нагорного Карабаха.

Первый шаг к урегулированию проблемы, как отметил Зурабян, оппозиционный блок видит в возвращении Карабаха к столу переговоров, "что станет лучшей гарантией обеспечения самоопределения народа Нагорного Карабаха".

Комментируя заявление лидера АНК Левона Тер-Петросяна на съезде АОД о важной роли России как в карабахском, так и в армяно-турецком процессе, оппозиционер напомнил, что Россия является стратегическим союзником Армении: "Эти отношения, особенно в сфере безопасности, надо углублять. В этом смысле Армения может играть важную роль в балансировании интересов России, США, Европы и Ирана в нашем регионе".

Разрешение карабахского конфликта и урегулирование отношений с Турцией, на его взгляд, разблокирует коммуникации, узловые как для России, так и для Армении, и сделает последнюю важным экономическим партнером в региональных проектах, в которых заинтересована и Россия, а также откроет новые возможности для экономического взаимодействия с Европой, США, Ближним Востоком и Ираном.

Комментируя переговоры в Алма-Ате и заявление глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которое армянская сторона оценила как дипломатическую победу республики, Зурабян заявил, что "руководство Армении как всегда не утруждает себя доказательствами и лишь трубит о все новых "дипломатических победах"". "Однако опыт прошлых "побед" показывает, что чем больше таких заявлений делают власти Армении, тем слабее становятся наши переговорные позиции. Об этом говорят реальные результаты армянской дипломатии за последние 12 лет",- отметил он, указав на выход Карабаха из переговорного процесса после 1998 года, на резолюции ПАСЕ в 2005 году, Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году и Европарламента в 2010, в которых впервые было сказано об "оккупации азербайджанских земель" и необходимости решения проблемы Нагорного Карабаха на основе территориальной целостности Азербайджана.

"Теперь мы дожили до того, что, впервые за историю переговоров по Карабаху, об уходе с "оккупированных земель Азербайджана" заговорили сопредседатели Минской Группы на уровне президентов в Канаде, причем на это беспрецедентное, с точки зрения такого лексикона, заявление содержится ссылка и в заявлении руководителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Алма-Ате, о котором вы упоминаете в своем вопросе. Если это победа, что же тогда поражение?", - заключил координатор центрального офиса АНК.