Политический сезон 2009-1010 гг. характеризуется отсутствием каких-либо сенсаций, для общества и государства это, вероятно, положительное явление.

В области внутренней политики стало очевидным то, что тандем "Медведев-Путин" достаточно эффективен и прочен. Железнодорожникам хорошо известно то, что для особо тяжелых составов используют два магистральных тепловоза - т.н. "спарка". Только совместными действиями они перемещают груз, причем, если разделить состав на два, каждый тепловоз со своей "половиной" не справится.... Вероятно, впервые в истории России наличие двух бесспорных лидеров не привело к двоевластию. Точка зрения ряда экспертов предполагающая то, что в России не может быть двух первых лиц, не подтвердилась. В перспективе можно предполагать и обратную рокировку во властном тандеме.

Вместе с тем главный вопрос остался. Российская модернизация провозглашена, но реализуется крайне медленно. Действующая модель развития, а скорее модель существования государства и общества практически единодушно критикуется, новая понятна. Она блестяще изложена в работе "РОССИЯ XXI ВЕКА: ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО ЗАВТРА" подготовленной в Институте современного развития. Отметим то, что председателем попечительского совета института современного развития является Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Работа не имеет официального статуса, это не Стратегия, Концепция или Доктрина, но "адресат" очевиден. Это снимает еще один важный вопрос о степени осведомленности российской власти об экономическом и политическом состоянии страны. Впрочем, один важнейший вопрос остается и является ключевым сегодня, это вопрос о механизмах движения к "желаемому завтра", они по-прежнему не полностью ясны обществу и очевидно и власти.

В экономике следует считать закрытым вопрос о том, является ли российская экономика частью мировой экономики. Мировой кризис четко показал зависимость российской экономики от ключевых тенденций глобального развития. Россия пережила кризис существенно лучше других стран не потому, что она была более подготовлена или имела лучшую антикризисную программу, а потому что состояние российской экономики защищает ее от постиндустриальных болезней: ипотечного кризиса, к примеру. Точно также печатная машинка не заразится компьютерным вирусом. Обозначившаяся тенденция к устойчивому росту радует, но не дает забыть о качестве этого роста. Сырьевая составляющая российской экономики и экспорта больше чем в последние советские годы.

Экономический рост имеет вполне понятную основу: в январе-мае 2010 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 241,8 млрд.долларов США (144,0% к январю-маю 2009г.), в том числе экспорт - 157,5 млрд.долларов (156,1%), импорт - 84,3 млрд.долларов (125,8%). Этот экспорт по-прежнему носит сырьевой характер.

Модернизация, безусловно, может начинаться с относительно малых проектов типа "Сколково", но они должны быть вписаны хотя бы в краткосрочную стратегию развития страны, в противном случае мы можем получить аналог "образцово-показательного" советского колхоза, мало связанного с реальной жизнью. Самой провальной российской реформой за 2009-2010 гг. следует назвать развитие ЖКХ. Рискну предположить, что успех в сфере ЖКХ равнозначен успеху модернизации в целом.

Еще две проблемы, очевидно, перейдут в следующий политический сезон: борьба с коррупцией и борьба с терроризмом, географические рамки которого имеют определенную тенденцию к расширению.

Рассматривая события в мире, нельзя не отметить того, что мировое сообщество попрощалось с надеждой на более безопасный мир. Ни один региональный конфликт начатый в предыдущие годы не был завершен, с другой стороны появились новые конфликты и "неустойчивые государства". Складывается ощущение того что мы живем в неком переходном периоде в рамках которого правила игры меняются в процессе самой игры. Ялтинско-Потсдамское право вероятно уже не реанимировать, но нового комплекса регуляторов нет. Вакуум силы накладывается на вакуум права.

Внешняя политика России в 2009-2010 году характеризуется рядом значимых побед, и это не российско-американские договоренности по СНВ. Прежде всего, речь идет о проекте "NORD STREAM". Рискну предположить, что построить его будет легче и произойдет это быстрее чем этап согласований с нашими соседями.

Очевидно, что одной из проблем российской внешней политики являются отношения с ближайшими соседями в СНГ и Восточной Европе. В 2010 году качественно улучшились наши отношения с Польшей. На мощном фундаменте экономических связей построена новая модель политических отношений как минимум прагматичных, но возможно и дружественных. Следует помнить то, что документы по Катыни были открыты до трагедии. Обмен мнениями на уровне премьер-министров состоялся до катастрофы. Конечно же, тот факт, что и власть и общество в России одинаково прореагировали на трагедию польского народа, надолго обезоружил русофобов в Польше, что и показали последние выборы Президента этой страны. Руководство России сделало ряд значимых шагов для развития отношений с бывшими социалистическими странами. В результате изменилась позиция Болгарии по "Южному потоку".

Сложнее оценить ситуацию в СНГ. Ситуация в Киргизии стабильной никогда не была с конца 80-х годов прошлого века. Определенная предсказуемость появилась в отношениях России и Украины, вместе с тем, пока нет очевидных экономических результатов нового курса Президента Украины, что потенциально предполагает неустойчивость власти. Очень большой проблемой являются российско-белорусские отношения. Их анализ вызывает в памяти название работы В.И.Ленина "Шаг вперед, два шага назад". С одной стороны создание Таможенного Союза, с другой визит М. Саакашвили в Минск. Это уже не многовекторность, это потеря курса для А.Лукашенко. С другой стороны и нам надо внимательно посмотреть на складывающуюся ситуацию, наметить пути ее преодоления Россия развивает отношения не с одним белорусом, а с государством Беларусь.

В новом политическом сезоне нет оснований ожидать серьезных изменений внутриполитического курса. Набор экономических вызовов останется тем же. В контексте электоральных циклов следует отметить то, что наступает последний "мирный" сезон перед выборами Президента РФ, которые вероятно пройдут 11 марта 2012 года.

Во внешней политике перед Россией может возникнуть проблема идентификационного выбора в том случае если ситуация с Ираном или КНДР выйдет из под контроля. В целом же положение страны на международной арене следует признать устойчивым.