В 1946 году в Сан-Паулу, в Бразилии был создан Дом престарелых русских эмигрантов, который по сей день остается единственным в Южной Америке приютом, где представители волны "белой эмиграции" могут провести остаток дней в человеческих условиях и под присмотром медицинского персонала. Все эти люди оказались на чужбине не по своей воле. И ни один из тех, кто находится сейчас в этих стенах (а возраст этих людей колеблется от 80 до 100 лет) никогда не принимал участия ни в военных действиях против нашей страны, ни позволял себе дурно отзываться о своей Родине. Неслучайно Дом престарелых русских эмигрантов называют в Бразилии "Русским домом". Здесь говорят только по-русски, бразильские повара, работающие здесь, готовят только русскую кухню, в стенах Русского Дома проводятся культурные мероприятия - особенно здесь рады редким гостям из России.

В Русском Доме проводят остаток дней старики, которые лично знали выдающихся людей России, известных деятелей русской эмиграции. Многие из них сохранили ясный ум, несмотря на возраст и тяжелые жизненные испытания, и их воспоминания могут стать поистине бесценными для ученых и исследователей истории нашей страны. В часовне Русского Дома представлены коллекции старинных икон, в том числе, принадлежавших царской семье.

Отметим, что, по официальным данным Министерства иностранных дел Бразилии, в 20 веке в страну прибыло более 123 тысяч российских соотечественников. Именно на их средства был создан Дом престарелых русских эмигрантов, учрежден Совет попечителей этого Дома. Но прошли годы и это поколение ушло из жизни. Возникли серьезные проблемы с содержанием Дома. А рядом были похожие Дома для французских, немецких, британских престарелых эмигрантов, которые активно поддерживались странами "исхода" этой эмиграции и ни в чем не испытывали нужды. С каким же воодушевлением восприняли в Русском доме известие, что Россия повернулась лицом к своим соотечественникам, что более нет деления на "своих" и "чужих" эмигрантов и что можно надеяться на дополнительную помощь из покинутой, но любимой России. А это дополнительная помощь крайне нужна, средства Резервного Фонда Русского дома, созданные ушедшими из жизни попечителями, иссякают и в ближайшие годы беспомощные старики просто окажутся на улице.

За два прошедших года руководство Русского Дома написало несколько писем и обращений к различным органам государственной власти России. Писали и в российское Правительство, и в аппарат Администрации Президента, и в прочие инстанции. Все эти обращения поддерживались российским консульством в Сан-Паулу, то есть имели вполне официальный характер. Кстати, суммы, которые необходимы, весьма и весьма скромны по сравнению с теми, которые регулярно выделяют по различным статьям на проведение мероприятий по линии поддержки соотечественников за рубежом.

Однако все просьбы руководства Русского Дома об оказании финансовой помощи не то что не были поддержаны российским чиновным людом, но вообще... остались без ответа. Что, в принципе, является нарушением действующих законодательных норм. Никакой реакции из Москвы не последовало. Никакого интереса к этой поистине уникальной структуре проявлено не было. Руководство Департамента по работе с соотечественниками МИД России вообще, похоже, не знает ничего об этом Доме, так как никаких "сигналов" со Смоленской площади не было. А ведь представители этого Департамента еще в 2007 году посетили Сан-Паулу, но в Русский Дом даже не зашли: поездка на океанский пляж оказалась заманчивей, чем общение с соотечественниками. А возможно, руководствуясь прагматическим подходом (в собственном понимании), российская бюрократия полагает, что тратить средства на пожилых людей смысла нет. Такое ощущение, что российские бюрократы изобрели эликсир бессмертия, намерены жить вечно и пожилыми и нуждающимися в помощи никогда не будут.

Впрочем, о мотивации можно только гадать. А результат такой "заботы о соотечественниках", которые уехали не по своей воле, были изгнаны из России - налицо. И иначе как дискредитацией нашей страны в глазах зарубежной диаспоры такие действия не назовешь. Бразильская сторона тоже проявляет недоумение: почему Франция. Германия и Великобритания полностью содержат Дома для своих престарелых эмигрантов, открывают школы, регулярно проводят культурные мероприятия, которые, кстати, пользуются успехом и у местной общественности. А в Бразилии до сих пор нет даже Российского Центра науки и культуры. Потенциал российской эмиграции остается невостребованным. И, похоже, через несколько лет просто будет безвозвратно утерян при такой заботе и внимании с российской стороны.