Между московской дирекцией Международного фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар", пять лет проводившегося в Казани, и Министерством культуры Татарстана разразился скандал, связанный с намерением татарстанской стороны исключить из процесса московских организаторов.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, казанская дирекция заявила, что кинофестиваль с этого года будет называться просто "Казанский международный фестиваль мусульманского кино". В этой связи редакция ИА REGNUM Новости получила официальное заявление от генерального директора Международного фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар" Зауди Мамиргова, в котором он просит сообщить об "истинных обстоятельствах" и причинах смены названия, а также опровергнуть "клеветнические заявления" казанской дирекции, которая "пытается ввести в заблуждение кинематографическую и мусульманскую общественность России и мира". Текст письма публикуется без сокращений.

"Идея организации "Золотого минбара" у его учредителей - Совета муфтиев России и телевидеокомпании "Исламский Мир" - появилась в связи с тем, что для будущего нового исламского телеканала необходим был программный контент (заполнение эфирного времени), надо было думать о том, где взять такое большое количество фильмов, отвечающих требованиям исламской морали. В то же время в разных концах мира стали появляться статьи, книги и фильмы, открыто призывающие к репрессивным мерам против мусульман, культивировались исламофобские настроения. Также необходима была площадка для обмена опытом кинематографистов, популяризирующих в своих работах общечеловеческие духовно-нравственные ценности, создающие объективное представление об исламе и мусульманах, вне зависимости, мусульманин или нет автор данного фильма.

Необходимо отметить, что решающий вклад в создание "Золотого минбара" внес его президент - председатель Совета муфтиев России, муфтий, шейх Равиль Гайнутдин. Благодаря усилиям президента кинофестиваля он смог состояться. При личной встрече в 2005 году дирекции "Золотого минбара" с бывшим министром культуры Татарстана, муфтий договорился о времени и месте проведения, о финансировании и создании казанской дирекции. Также президент фестиваля нашел спонсора в лице Комитета мусульман Азии. Весомый вклад в организацию и проведение фестиваля внесло и Министерство культуры Российской Федерации, которое, после личной встречи муфтия Равиля Гайнутдина с министром культуры РФ, ежегодно выделяло средства на проведение фестиваля, включив фестиваль в государственную программу "Культура России".

По просьбе президента "Золотого минбара" фестивалю оказывал помощь в поиске спонсоров Исламский культурный центр России во главе с Абдул-Вахедом Ниязовым. Изначально фестиваль задумывался как "кочующий", проводимый в разных регионах России и мира. После личной просьбы президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, мы, учредители, дали согласие на его ежегодное проведение в Казани. Все эти шесть лет мы всячески старались поднять имидж фестиваля, Татарстана и Казани, как культурной столицы российских мусульман.

Необходимо отметить, что московская дирекция работала над этой идеей, не получая никаких денег из бюджета Татарстана, более того, вкладывая собственные средства на содержание штата, офиса, связи, а также привлекая федеральные и спонсорские средства на издание каталогов, статуэток "Золотого минбара", полиграфии, транспортировку фильмокопий со всего мира в Казань и обратно, организацию "Эха Золотого минбара" ежегодно в Москве, а также в Санкт-Петербурге, Грозном, Тюмени и Махачкале.

Все эти годы мы несли большие расходы на встречи, проводы, размещение и питание гостей фестиваля, приезжающих до официального открытия кинофорума. За счет московской дирекции в разные годы были приглашены такие звезды, как Катрин Денёв и Марк Дакаскос, народные и заслуженные артисты России: Наталья Варлей, Владимир Ильин, Анатолий Кузнецов, Елена Цыплакова, Юрий Назаров, Владимир Литвинов, Александр Пятков, Елена Кондулайнен, Юрий Чернов, ведущие церемоний открытия и закрытия фестивалей - заслуженный деятель искусств России Аким Салбиев и ведущая программы "Мусульмане" (канал "Россия") Динара Садретдинова, и еще более двух десятков российских актеров.

В первые годы многим гостям фестиваля приобретались билеты на авиа и железнодорожный проезд, а в 2007 году нами был арендован чартерный рейс "Москва-Казань". В течение всех шести лет за счет московской дирекции работала компетентная и профессиональная отборочная комиссия. С разных языков переводились на русский сотни фильмов, проводились пресс-конференции, размещалась реклама фестиваля в российских и зарубежных СМИ. Дирекцией был оплачен счет на 432 показа 30-ти секундного видеоролика о фестивале на Набережной Круазетт, в рамках Каннского кинофестиваля. Кстати, после этой акции в Казань приехал программный директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер вместе с российским теле- и кинопродюсером Александром Роднянским.

Все вышесказанное является ответом на заявление Владимира Батракова (директора ГУ "Татаркино" - прим. ИА REGNUM Новости) о том, что "московская сторона финансово не вкладывалась никогда". Может быть, мы должны были положить эти средства лично в карман кому-нибудь, чтобы он "почувствовал" вклад московской дирекции? Зачем это сказано - мы знаем. Однако важно отметить, что инициатива нового фестиваля не могла родиться у Владимира Батракова. Более того, она для него чужда и приносит только одни хлопоты. Как в той поговорке про лошадь, которая вынуждена работать на свадьбе.

Все до банального просто - министр культуры Республики Татарстан Зиля Валеева решила заранее подготовить себе уютное местечко для "работы" после выхода в отставку. По ее приказу, не поставив никого в известность, был зарегистрирован сайт - клон "Золотого минбара", и объявлено о приеме заявок на очередной фестиваль "Золотой минбар". После категорического протеста московской дирекции и предъявления авторских прав на бренд "Золотой минбар", эти два слова из сайта были исключены. Объявлен конкурс на новую статуэтку - символ, теперь уже нового Казанского Международного фестиваля мусульманского кино.

Хотелось бы напомнить казанской стороне, что три года назад нам пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить в названии фестиваля слово "мусульманский", доказывать, что именно это слово является притягательной силой и стержнем фестиваля, что именно словосочетание "фестиваль мусульманского кино" привлечет к себе внимание прессы и кинематографистов, что это своеобразная альтернатива сотням безликих кинофестивалей, и отдушина для режиссеров, снимающих добрые, позитивные, глубоко человечные, и поистине толерантные фильмы, формат которых не проходит на современных кинофестивалях. Отстояли. Однако пришлось обращаться к президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву.

Посетив арабские страны и удостоверившись в том, что они готовы оказывать всяческую помощь и материальную поддержку единственному в мире фестивалю мусульманского кино Зиля Валеева "прозрела" и крепко ухватилась за "продвижение исламских ценностей". Однако, хотелось бы отметить, что в сентябре 2010 года в Казани будет не ШЕСТОЙ фестиваль, а только ПЕРВЫЙ. Шестой кинофестиваль "Золотой минбар" будет проводиться в другом регионе России. Уже ведутся переговоры. Не надо вводить кинообщественность и мусульманский мир в заблуждение. Также хотелось бы отметить, что Зауди Мамиргов, как сказал тот же Батраков, не "бывший генеральный директор" фестиваля, а действующий.

Возвращаясь к теме о подготовке Зилей Валеевой "теплого" местечка, считаем необходимым отметить такой факт, как участие в государственном конкурсе на выделение средств из федерального бюджета подконтрольной Валеевой фирмы ООО "Наше наследие", зарегистрированной специально для аккумулирования средств из разных источников. Именно эта фирма сорвала конкурс, занизив свою заявку на 25% от суммы, предлагаемой Министерством культуры РФ. Вот так казанская дирекция беспокоится о привлечении средств на кинофестиваль. Для них главное, чтобы эти средства не попали в московскую дирекцию, а Татарстан, считают они - богатая республика, и у неё найдутся лишние деньги.

Это далеко не всё. Благодаря "заботе" министра культуры Республики Татарстан мы потеряли спонсоров, которые обещали ежегодно помогать фестивалю "Золотой минбар". "Нет, спасибо! За свои деньги терпеть унижения мы не хотим!" - таков был ответ спонсора, внесшего большие средства на кинофорум. А всё дело в том, что на фестивале о спонсоре не было сказано ни слова, а место ему нашлось только... на галёрке. До сих пор стыдно даже позвонить ему. Пользуясь случаем, просим у него прощения. Да воздастся Вам благом как в этой, так и в будущей жизни!

И, наконец, задаешься вопросом: "Кто больше потеряет от того, что кинофестиваль "Золотой минбар" не будет проводиться в Казани?" Конечно же, Казань. Так как наряду со спортивными достижениями, на небе ярко вспыхнула звезда "Золотого минбара", так же как и спортсмены, только в области культуры, поднимающая престиж Казани, Татарстана и всего мусульманского сообщества".