Военные и политические победы невозможны без духовных побед, что особенно актуально в отношении карабахского конфликта. О духовном состоянии армянского общества и религиозном факторе противостояния рассказывает специалист по пропагандистским аспектам армяно-азербайджанского конфликта, директор проекта ArmenianHouse.org Карен Вртанесян.

ИА REGNUM: Можно ли рассматривать события конца восьмидесятых-начала девяностых годов вокруг НКР в плоскости христианско-мусульманского противостояния?

Хотя азербайджанская сторона время от времени и пытается придать конфликту религиозный оттенок (обычно это происходит, когда Азербайджан обращается к мусульманским странам с призывами о поддержке, пытаясь спекулировать на исламской солидарности), но религиозный аспект конфликта явно не является весомым. Другое дело, что во время любого конфликта идёт активное разделение по линии "мы - они", построение образа врага и в такой момент, если религиозные различия есть, то они акцентируются.

ИА REGNUM: И все же очевидно, что христианская самоидентификация, по крайней мере, сыграла роль в мобилизации карабахцев...

Да, конечно же, сыграла роль, причем в мобилизации армянства вообще, не только карабахских армян. Двенадцать веков противостояния с арабами, персами и турками не могли не наложить отпечаток на коллективную память и самосознание армянского народа.

ИА REGNUM: В рядах азербайджанских вооруженных сил воевали афганские и чеченские наемники, мотивом которых был всемирный джихад, однако об этих фактах рядовому россиянину известно гораздо меньше, чем об участии тех же чеченцев в грузино-абхазском конфликте. Почему об этом так мало говорится?

Хороший вопрос, но, боюсь, ответа на него у меня нет. Мне трудно сказать, почему сегодня Ереван почти не говорит об участии исламского террористического интернационала на стороне Азербайджана в Карабахской войне. На эту тему есть обстоятельный труд историка Айка Демояна: "Турция и Карабахский конфликт", в котором изучаются вопросы активного участия в конфликте не только Турции, но и моджахедов, чеченцев. Что интересно, судя по некоторым свидетельствам, в переброске моджахедов из Афганистана в Азербайджан принимали участие американские лётчики. Об этом почему-то тоже не говорится.

Не будем забывать, что на стороне Азербайджана воевали также русские и украинские наёмники, что ещё раз подтверждает некоторую идеологическую двуличность руководства Азербайджана. Кажется, они были готовы сотрудничать хоть с чёртом, лишь бы переломить ситуацию на фронте в свою пользу.

ИА REGNUM: Возможна ли большая "исламизация" карабахского конфликта? Способен ли, к примеру, Ильхам Алиев провозгласить джихад для "освобождения" Карабаха?

Теоретически - возможна. Практически - если учитывать постоянные притеснения верующих в Азербайджане, религиозный фактор вряд ли поведёт за Алиевым людей. Вспомним, например, о попытках закрыть в Азербайджане шиитские мечети, что вызвало резко негативную реакцию Ирана. Не забудем и о попытках разыграть религиозную карту во время репрессий против лезгинского меньшинства Азербайджана: лезгинских активистов клеймят ваххабитами и периодически устраивают "зачистки" на севере Азербайджанской Республики.

ИА REGNUM: Актуальны ли сейчас панисламисткий и пантуранистский проекты? Возможна ли реактивация этих проектов?

Думаю, что существует слишком много разногласий в исламском мире, чтобы всерьёз рассматривать панисламистский проект. Но в Азербайджанской Республике есть множество людей, фантазирующих на темы пантуранизма. Есть даже интеллектуалы, открыто денонсирующие этноним "азербайджанец" как неудачную попытку оторвать тюркоязычных азербайджанцев от турецкой общности.

ИА REGNUM: Рассматривают ли НКР и Армения Россию как союзную христианскую державу, или речь идет исключительно о военном, экономическом, политическом стратегическом союзе?

На уровне бытовых разговоров время от времени можно услышать про христианскую солидарность, хотя обычно затем сразу же следует фраза о том, что в мире realpolitik, к сожалению, христианская солидарность мало что значит. Есть и нерелигиозные факторы, задействованные в попытках ослабить армяно-российские связи. Например, довольно активны проводники "атлантических" идей в Армении. Это не может не отражаться в том числе и на армяно-российских отношениях. Многие армяне, получающие образование в Британии или США, как бы по умолчанию возвращаются в Армению с багажом негативных стереотипов по отношению к России.

ИА REGNUM: Мусульманские государства поддерживают Азербайджан, руководствуясь идеей исламской солидарности. Каковы перспективы создания условной Организации "Христианская конференция" на основе наднациональной идеи единения сил в глобальном конфликте цивилизаций?

Боюсь, что исторический опыт (да и просто прагматичный подход к вопросу) не оставляет места для надежд, что общехристианская политическая организация сможет реально действовать в интересах христианских стран. Большинство государств мира, и в первую очередь христианских, проводят агрессивно атеистическую политику на уровне образовательной системы, продвигают в качестве нормы систему ценностей, которую никак нельзя назвать христианской. Чья политика опаснее для христианства - шиитского Ирана или, например, США или Великобритании - еще большой вопрос.

ИА REGNUM: В советское время в НКАО были закрыты все без исключения храмы, а в древних монастырях, как с болью описывали очевидцы, бродили ослы и коровы. Возможно ли связать этот пусть вынужденный, навязанный атеистическими властями, но отход от веры с последовавшей в девяностые трагедией Карабаха?

Не знаю, насколько правильно называть произошедшее "трагедией". Впервые за 150 с лишним лет армяне смогли удержать свою территорию от превосходящих сил противника, зарегистрировать хоть и трудную, но победу. Сейчас стоит вопрос сохранения плодов этой победы.

ИА REGNUM: Влиятельны ли в Армении представители атеистической точки зрения?

Сегодня среди политической элиты, особенно представителей власти, сложилась своеобразная мода на Церковь. На словах большинство из них - верующие. К сожалению, их действия часто расходятся со словами. Примеры подобного лицемерия зачастую используются активными противниками Церкви (будь то агрессивные атеисты или представители сект) в пропагандистских целях. Открыто декларирующих себя атеистами я не знаю, но считаю, что было бы много лучше, если бы некоторые "верующие" из высокопоставленных чиновников честно признались, что религия их не волнует.

ИА REGNUM: К чему склоняется армянская молодежь - к христианизации или внерелигиозному образу жизни большинства западных ровесников?

Могу судить только на уровне личных впечатлений: скорее склоняются к "западному образу жизни". И не только молодёжь. С другой стороны, Церковь пытается работать с молодёжью, что можно только приветствовать.

ИА REGNUM: Школьники Армении в обязательном порядке изучают "Историю Армянской Апостольской Церкви", тогда как в России еще продолжаются споры о том, стоит ли знакомить детей с основами религиозной культуры. Нужно ли это современным детям?

В Армении тоже есть недовольные преподаванием истории Церкви в школах, но их мало. Не думаю, что кому-то помешает знать историю своей национальной Церкви, иметь хотя бы базовые знания об основах христианства. Мой сын проходил этот предмет в школе, изучал с интересом, задавал вопросы, самостоятельно копался в энциклопедии. Чему я лично очень рад.

ИА REGNUM: Кто и что стоит за рекламой "традиционной армянской веры", то есть язычества? Тенденция ли это или группа язычников замкнута на себя и не имеет перспектив расширения?

Так называемое "неоязычество" в Армении - тема малоизученная, но интересная. На основе личного общения у меня сложилось впечатление, что большинство примкнувших к этому течению - суть молодые атеисты, увлечённые экзотикой, имеющие тягу ко всему оригинальному, яркому. Трудно судить о тенденциях, поскольку никаких исследований в этой области, насколько я знаю, не проводилось. Пока что в Армении это довольно маргинальная, хоть и шумная группа, активно использующая возможности новых медиа.