Половина жителей Калмыкии, принявших участие в социологическом исследовании, отметила, что никогда не сталкивалась с негативным отношением к себе на национальной почве. При этом треть респондентов - калмыков и пятая часть респондентов - русских заметила, что внешних признаков нет, но чувствуется недоброжелательность. Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказала кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Людмила Намруева.

В социологическом исследовании, проведенном Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН, приняли участие 318 человек. Респонденты-калмыки составляют 60,7% от всего массива, респонденты-русские - 34 %, представители диаспор - 5,3 %. 59% опрошенных - жители Элисты, 24% - районных центров. В числе респондентов 40% женщин и 60% мужчин.

Как отметила Людмила Намруева, сравнительный анализ данных позволяет констатировать, что русское население республики сталкивается с затруднениями в личном общении, на бытовом уровне чаще, чем титульное население. Респонденты-русские в 2,5 раза чаще, чем калмыки, испытывают ограничения в получении работы. Так, 51,8% калмыков и 50,9% русских заявили о том, что никогда не сталкивались с негативным отношением к себе на национальной почве. 32% калмыков (против 20,4% русских) указали, что внешних признаков нет, однако чувствуется недоброжелательность. Затруднения в личном общении испытывали 7,3% опрошенных - калмыков и 11,1% русских. На ограничения в получении работы указали 4,1% респондентов - калмыков и 10,2% русских.

Большая часть признавшихся в том, что чувствуют недоброжелательность (41%) - молодые люди в возрасте до 20 лет. Также молодежь в два раза чаще сталкивается с затруднениями при личном общении, зато более зрелые респонденты почти в два раза чаще молодых испытывают ограничения в получении работы. Результаты социологического исследования также показали, что сельские респонденты (34%) ощущают недоброжелательность чаще, чем жители города (26%) и райцентра (32%). Зато у горожан чаще встречаются затруднения на бытовом уровне и при устройстве на работу. В городе интенсивность межэтнической коммуникации сильнее, и к тому же конкурентность при трудоустройстве гораздо ярче выражена, чем в сельской местности.

47,7% респондентов из числа калмыков заявили о том, что за пределами республики им приятно ощущать себя представителем именно своего народа. Так же ответили 13,9% русских и 31,2% представителей национальных диаспор республики.

Пункт "я не люблю, когда меня лишний раз спрашивают о моей национальности" в анкете отметили 3,1% калмыков и 10,2% русских. 44,4% респондентов из числа русских редко задумываются о том, кто они по национальности. Также ответили 6,2% калмыков и 18,8% представителей диаспор. 9,3% опрошенных калмыков обращают внимание на национальность человека, с которым знакомятся, аналогично ответили 5,6% русских и 6,2% представителей диаспор. Крайне задевают оскорбительные высказывания в адрес народа, к которому они принадлежат, 31,2% калмыков, 25% русских и 43,8% представителей диаспор.

Отношение к тому, что в культуре и языке появилось много элементов из других культур, у опрошенных калмыков довольно неоднозначное, к тому же диаметрально противоположное. Одинаковое количество (13%) этот процесс принимают и, напротив, отвергают. В то же время вдвое больше тех, кто к этому явлению имеет двойственное отношение (29,5%).

Более трети калмыков (34,7%) считают, что современному человеку необходимо чувствовать себя частью какого-либо народа, т.е. эта часть массива акцентирует свое внимание на этнической составляющей. Лишь единицы придерживаются противоположного мнения, 5,2% равнодушны к этничности. Заметим, что отношение к этничности у 15% опрошенных калмыков зависит от ситуации, т.е. когда этническая принадлежность востребована, то обязательно ощущение сопричастности к народу, и в прямо противоположной ситуации велико желание скрыть свою этничность.

43% респондентов-калмыков считают, что современному человеку необходимо ощущать себя частью своего народа, т.е. эта часть выборки большое внимание уделяет эмоциональному компоненту этнической идентичности.

Каждый девятый опрошенный (11%) русский признался, что ему не нравится появление в русской культуре огромного количества чужих элементов. Напротив, каждый пятый этой группы (23,1%) адекватно оценивает данное явление, возможно, видя в нем необратимое последствие глобализации, открытости, готовности современного общества и культуры к взаимодействию с другими культурами.

Относительно эмоционального компонента этнической идентичности можно сделать следующие выводы: для трети опрашиваемых русских (30,6%) этот компонент важен, т.е. они считают, что современному человеку обязательно надо чувствовать себя частью какого-либо народа. Когда вопрос был переформулирован, то количество имеющих подобное мнение значительно увеличилось до 43,5%, т.е. для этой части опрашиваемых русских факт этнической принадлежности является значимым и необходимым, пояснила Людмила Намруева.