"Украина взяла на вооружение стратегию, во многом новую для посткоммунистической части Европы: евроинтеграция и европеизация страны при сохранении максимально дружественных, прагматических отношений с Россией". Об этом пишет глава МИД Украины Константин Грищенко в статье для издания "Зеркало недели".

"Внешнеполитическая доктрина Виктора Януковича, названная с легкой руки Хиллари Клинтон политикой стратегического балансирования, основывается на осознании того, что международный потенциал Украины имеет несколько уровней. С одной стороны, Украина - европейское государство с европейскими же историей, традицией и будущим. Она видит перед собой эталон социальных стандартов и уровень экономического развития Европейского Союза и стремится достичь его на своей, украинской почве. Поскольку другого такого эталона в нашем регионе просто нет, было бы странно, если бы Украина ставила перед собой какую-либо иную стратегическую цель, кроме евроинтеграции", - пишет Грищенко.

Также он отмечает: "С другой стороны, Украина имеет давние и очень тесные исторические связи с Россией. Отказываться от них или относиться к ним как к "тяжелому наследству" - контрпродуктивно и просто безрассудно. Если страна, нация стоит на двух ногах, то глупо считать одну из этих ног стратегически важной, а другую - нет. Более того, именно от силы этой второй ноги, которая объективно насыщена мышцами промышленной кооперации, торговли, совместных научных разработок, многомиллиардных транзитных проектов, зависит то, насколько быстро наш государственный организм достигнет европейских стандартов здоровья и устойчивости.

С высоты последних лет хорошо видно: без нормализации отношений с Россией невозможна ни европейская интеграция Украины, ни ее европеизация. Это не комплекс вторичности. Это элементарные реализм и уважение к воле своих граждан, так четко выявленной на минувших выборах. Откровенно говоря, европеизация "в пику" России, о которой мечтают некоторые украинские ура-патриоты, для нас просто невозможна. Нормализация отношений с Москвой при сохранении европейского содержания реформ и преданности европейским ценностям - это не только единственно правильный ключ к решению большинства внутренних и внешнеполитических проблем страны, но и единственная возможность избежать раскола страны.

В свое время много было сказано о том, что на проведение конфронтационного в отношении России курса во внешней политике Виктор Ющенко получил "мандат Майдана" и выборов 2004 года. В моем понимании, здесь произошла как минимум подмена понятий. Люди стояли на Майдане не ради геополитических прожектов (в частности, никто из вождей оранжевой революции в те мятежные дни не заявлял о вступлении в НАТО), а ради того, чтобы в их стране начались изменения к лучшему. Чтобы появилась власть, способная а) слышать избирателя, б) формулировать на основе его волеизъявления дееспособную политику и в) реализовывать ее. Согласно этой логике, политический курс президента Виктора Януковича может стать, как ни парадоксально это для некоторых прозвучит, самым лучшим воплощением "воли Майдана". Поскольку дееспособная, демократическая, понятная и успешная власть - это главное, чего не хватало Украине все последние годы. Более того, ее отсутствие было основной причиной, которая мешала нам быть более успешными на международной арене.

Слишком долго основой украинской внешней политики служил известный тезис Збигнева Бжезинского о том, что Украина - ключ к восстановлению великодержавного статуса России. Соответственно, на наше государство была возложена неблагодарная миссия спасения то ли Европы от России, то ли России от нее самой. Теперь уже очевидно, что быть фигурой на "большой шахматной доске", как показали последние выборы, не желает основной, определяющий актер в этой игре - украинский народ. В мире, наверное, никогда не исчезнут прирожденные крестоносцы, но искать человеческий материал для своих "великих идей" на Украине я бы им не советовал".