Латвийская газета Latvijas avize публикует статью "Европейский парламент занялся историей". Приводим ее текст полностью:

"Мы уже писали, что сейчас создается масштабный проект Музея европейской истории, над которым работает группа экспертов под руководством бывшего председателя ЕП, а теперь Евродепутата Нанса Герта Потеринга. Ее задача: сформировать единое понимание истории в Европе, в котором концепции истории Восточной и Центральной Европы не будут различны, а так же объяснить, что тоталитарный коммунизм такой же преступный режим, что и нацизм. Пару месяцев назад, в том числе и при поддержке ЕП, была создана неформальная историческая группа европарламентариев с такой же целью. Пока что она успела собраться на свое первое собрание и планирует более активную работу начать во время осенней сессии, собираясь раз в месяц. Сейчас в эту группу входят 30 европарламентариев из 30 стран, главным образом из Восточной Европы: Прибалтики, Румынии, Словении, Болгарии, Венгрии, Польши, а так же Финляндии, Франции и Германии. Надо отметить, что в историческую группу входят так же вице-президент ЕП Ласло Токеш (Румыния). Латвию там представляет Сандра Калниете ("Гражданский союз"), выбранная руководителем этой группы, а также Инесе Вайдере ("Гражданский союз") и Кришьянис Кариньш ("Новое время").

Историческая группа создала домашнюю страничку (http://EUreconciliation.wordpress.com), которая сейчас находится на стадии разработки. Планируется, что это будет интернет-ресурс, которые всем заинтересованным будет предлагать ссылки на базы данных и исследовательские учреждения, которые занимаются изучением преступления нацизма и тоталитарного коммунизма. Группа готовит письмо, которое планирует разослать правительствам стран ЕС, обращая их внимание на принятую в прошлом году резолюцию ЕП. Она призывает страны ЕС 23 августа отмечать как официальный день памяти жертв нацизма и тоталитарного коммунизма. И хотя ее подписали большинство европарламентариев, эта резолюция так и не получила широкой поддержки.

Хотя в Европейском парламенте заметен прогресс в создании единого понимания истории и ситуация заметно лучше нежели четыре-пять лет назад, И.Вайдере признает: "История -- это довольно сложный вопрос, который непрерывно следует разъяснять. Многие депутаты, особенно из партий, которые в свое время активно сотрудничали в Советским Союзом, не хотели бы, чтобы о преступлениях коммунизма говорили в более широком смысле и готовы осудить только преступления "тоталитарного режима". Поэтому в резолюции появились различные компромиссы".

В будущем группа планирует приглашать на свои заседания представителей институтов, изучающих тоталитаризм из различных стран и учителей истории, рассказывает Калниете. Для разъяснения истории группа хотела бы в полной мере использовать возможности, которые открывает перед ними ожидаемые в 2011 году президентства Польши и Венгрии, ведь именно Восточноевропейские страны в этом плане являются своеобразными "моторами ЕС". Кроме того в будущем году ожидается знаменательная дата, когда с развалом СССР в декабре 1991 года в Европе завершился 20 летний процесс перемен, частью которого стало возрождение прибалтийских стран и "стоило бы эту годовщину упомянуть на уровне Европарламента", считает Калниете.

В то же самое время в Латвии планы об изучении латышской истории как отдельного предмета двигаются вперед со скоростью улитки. А тем временем российское консульство в Латвии умудряется устраивать тенденциозные конкурсы, навязывая молодежи российские официальные трактовки истории. Калниете: "Говоря о преподавании истории Латвии как отдельного учебного предмета часто говорят о том, что историю следует изучать комплексно. В мире есть самые разные подходы. Я глубоко уверена, что историю малых народов следует изучать отдельно, ибо в мировой истории в большинстве своем доминируют большие империи, большие завоевания, большие цивилизации, а история малых народов может затеряться среди всего этого. На протяжении 20 лет после восстановления независимости, жители избегали политики и забыли что латвийскую политику создают не некие мистические "чужие", а нами же самими избранные политики. Избегая политики, жители позволяют небольшой группе получить власть и претворять в жизнь конкретные решения, а так же избегать вопросов, которые могут прийтись не по вкусу российской официальной власти. И история Латвии один из таких вопросов".