На деятельности чебоксарских депутатов сказывается то ли аномальная жара, то ли приближение выборов, но на собрании 15 июля народные избранники были эмоциональны и проявили небывалую активность. Традиционно поддержав все предлагаемые проекты, депутаты в ходе рассмотрения одного из них "заблудились в трёх соснах", а в рамках рассмотрения другого голосовали за предложение, которое "немножечко противоречит" федеральному закону, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

Первый вопрос прошёл без обсуждений. Дружно было принято решение о назначении выборов депутатов чебоксарского городского собрания пятого созыва на 10 октября 2010 года.

Своего рода камнем преткновения стала предложенная на рассмотрение депутатов программа энергосбережения в Чебоксарах на период с 2010 по 2020 годы с общим объёмом финансирования 2,21 млрд рублей, из которых средства республиканского бюджета составляют 492,2 млн рублей, городского - 150,6 млн рублей, внебюджетные источники - 1,57 млрд рублей. Задача программа - снижение (за счёт повышения энергоэффективности) в течение пяти лет бюджетной сферой уровня потребления топливно-энергетических ресурсов минимум на 15%. Предполагается, что общая экономия составит 43.616 тонн условного топлива.

Депутат Владислав Солдатов обратил внимание на то, что документ "тесно увязывается с теми программами, которые приняли ОАО "Водоканал" и ООО "Коммунальные технологии", однако никто из депутатов не в курсе схем финансирования со стороны предприятий. "Если они финансируют эту программу из собственных средств, то где эти суммы будут заложены? Не в тарифах ли?" - поинтересовался депутат. Первый заместитель главы города по вопросам ЖКХ Юрий Шилов сослался на федеральный закон, в соответствии с которым мероприятия, относящие к установке общедомовых приборов учёта, должны финансироваться за счёт предприятий-поставщиков коммунальных услуг: "Это федеральное законодательство и здесь согласие, или несогласие, желание или нежелание коммунальных предприятий не спрашивается".

У остальных депутатов вопросов к докладчику не возникло, однако в ходе обсуждения начали сыпаться предложения с указанием на недостатки. Депутат Владимир Кузин отметил, что вопросы ЖКХ на сегодняшний день "наиболее острые в социальном плане" и попенял на то, что программа для принятия была представлена "в очень сжатые сроки". Опираясь на мнение представителей вузов и специалистов, которые занимаются энергоаудитом, Кузин назвал документ сырым и сообщил, что ряд вопросов "просто-напросто не затронуты". "Не отразится ли это огульным повышением тарифов?" - в частности, спросил депутат, пояснив, что нет контроля извне за ходом реализации аналогичных программ на самих предприятиях. "Исполнители данной программы - это управляющие компании. Управляющие компании совершенно не заинтересованы даже в элементарной экономии энергоресурсов, поскольку они только посредники", - продолжал депутат перечислять недостатки, коих насчитали, по его словам, порядка 20. Кузин также акцентировал внимание на том, что нет анализа эффективности работы приборов учёта, внедрённых в рамках программы капитального ремонта: "В наших домах появились счётчики, но по факту получается, что энергосбережения нет. Люди задают вопрос: почему мы, установив приборы учёта, платим намного больше?"

В продолжение темы Солдатов вновь предположил, что эта программа даст возможность компаниям-энергопоставщикам "завысить те же самые тарифы" и в контексте этого объяснил сжатые сроки рассмотрения документа: "Здесь есть депутаты прошлых созывов. Все они прекрасно понимают: подобные серьёзные долгосрочные принимаются или в самом начале депутатского созыва, или в самом конце. В самом начале, потому что депутаты ещё ничего не понимают. А в самом конце, потому что они уже не хотят понимать".

Депутат Валерий Павлов, чья работа связана со сферой ЖКХ, сказал, что программа нужна, но требует доработки: "По одной причине - все эти накладки, все эти расходы со временем лягут на население. К примеру, те же самые "Коммунальные технологии" возьмут кредит на пять лет, установят оборудование, потом это всё придётся оплачивать собственникам помещений".

Однако голосование по данному вопросу заняло больше времени, чем само обсуждение - депутаты голосовали до тех пор, пока сами не запутались. В первую очередь, программа была принята за основу (пятеро против при 32 присутствующих). Причиной путницы стали дополнения и поправки, предложенные депутатами, часть из которых перекликались, что привело в некоторое замешательство спикера горсобрания Сергей Гаврилова: он предлагал то объединить все поправки, то голосовать отдельно за каждую, то объединить только две. Депутаты начали было голосовать, но тут же были высказаны сомнения в арифметических операциях, в итоге на ноги была поднята счётная комиссия. Было принято решение поддержать программу, но с тем, что она будет доработана, однако неожиданно за это проголосовали только 16 депутатов при необходимых 23 голосах. Замешательство было ещё большее. При этом один из депутатов, не выдержав, эмоционально прокомментировал расплывчатость озвученных сроков внесения поправок. "Мы немножко заблудились в трёх соснах", - спасал ситуацию председатель комиссии по законности Владимир Ищин, который зачитал выдержки из положения о Чебоксарском городском собрании депутатов и констатировал, что программа при первым голосованием уже принята за основу. А в качестве дополнения депутаты могут поручить разработчикам доработать программу вместе с энергоресурсными организациями. Что и было сделано.

Юрий Шилов заметил, что во многие программы вносятся "изменения, которые диктует нам жизнь и окружающие обстоятельства", и эта программа едва ли станет исключением: "Мы будет в неё неоднократно вносить замечания, поправки и т.д. А если депутат Кузин имеет какие-то дополнения, мы отработаем с ним, мы же в отпуск-то не уходим". "Я не возражаю вернуться к этой программе, если будут у коллег-депутатов какие-то деловые предложения, которые сегодня практически никто не сформулировал", - оглядев коллег-депутатов, сказал Шилов.

В ходе рассмотрения изменений в положение о порядке организации и проведения публичных слушаний один из депутатов заметил, что на некоторых слушаниях сидят только 12 человек и все - "работники администрации". И предложил установить планку - не менее 50 человек. "Предложение немножечко противоречит федеральному закону, - пояснил Ищин. - Там не сказано об ограничениях. Если, к примеру, придут только трое - значит, трое". "Немножко противоречит? Что это значит? Это как наполовину беременная?" - неожиданно для всех прозвучало в зале. "Вы сами берёте слово, - попенял спикер депутату Юрию Борисову. - Я даже не понял вообще, что сейчас в зале произошло, откуда вообще кто-то что-то говорит". В зале рассмеялись. Отметим, что поправка о минимальном пороге участников для проведения публичных слушаний не прошла.