Почему Назарбаев должен уйти: Казахстан за неделю

Минск, 15 июля 2010, 18:59 — REGNUM  

Фантазии на тему вероятного ухода президента Казахстана со своего поста - в заголовках казахстанских СМИ. Порой кажется: две самых ярких политических фобии в Казахстане - имеют взаимоисключающий вектор. Первую озвучивают люди, которые более или менее разбираются в политике Казахстана - и для них уход президента - это катастрофа, каковой страна может не выдержать. Поэтому они задаются этим вопросом при каждом удобном и неудобном случае: а что будет, если президент когда-нибудь уйдет? Вторая фобия - характерна для гражданского общества, где кивают на фактор политической усталости и с ужасом задают изо дня в день один и тот же вопрос: а что будет, если президент не уйдет никогда? Если вдуматься, то даже политические инициативы, которые обычно не разделяют романтизма комментаторов, - даже они подкидывают довольно противоречивую информацию к размышлению. С одной стороны - скажем, в пакете поправок в законы, которые касаются статуса лидера нации, - есть нормы, гарантирующие президенту страны и даже членам его семьи беспрецедентную неприкосновенность, иммунитет от уголовного преследования. Это нужно на случай - если президент уйдет. С другой стороны, согласно тем же самым законам, глава государства сможет влиять на политическую конфигурацию даже после того, как оставит свою должность. Эти нормы нужны для другого случая - если Нурсултан Назарбаев захочет так или иначе остаться у власти. Вот и обостряется полемика. Вот и ужасаются обе стороны. Но кажется - политическим комментаторам пора бы уже отдохнуть самим. Ни одна значимая инициатива в Казахстане не проходит мимо Ак Орды. Это аксиома. И если даже после согласования - в инициативе столько противоречий - это может значить только одно. Сам глава государства, похоже, не в курсе, уйдет он со своего поста или нет.

"Принятие закона может сигнализировать о начале отхода Нурсултана Назарбаева от президентства"

Какой может быть логика ухода президента Назарбаева со своего поста? Накануне юбилея главы государства и по совместительству Дня столицы - в информационное поле страны был вброшен слух: дескать, президент должен уйти сразу после праздников. Естественно, он этого не сделал - но авторы Contur.kz уверены - информационные вбросы продолжатся. "На первый взгляд, этот слух кажется абсолютно фантастическим и бессмысленным по определению. Но это только на первый взгляд. Потому что теперь, в нынешних условиях, такого рода пробные шары с разных сторон и по разным поводам будут появляться едва ли не ежедневно. Число желающих прощупать систему на прочность уже сейчас зашкаливает, ну а теперь не только "особо осведомленные люди", но даже и те, кто просто любит половить рыбку в мутной воде постараются использовать "новую конфигурацию", связанную с лидером нации, с максимальной пользой для себя".

Тему ухода подхватывает и сайт радиостанции "Азаттык" (Свобода) - основным доводом издания, как и следовало ожидать, является озабоченность иностранных инвесторов по этому поводу.

"Нурсултан Назарбаев был объявлен лидером нации после того как в июне этого года парламент Казахстана принял закон, который предоставляет ему право формировать политику правительства после своей отставки и дает иммунитет от судебного преследования. Аналитики говорят, что принятие закона может сигнализировать о начале постепенного отхода Нурсултана Назарбаева от политики и президентства и о создании необходимых рамок для передачи им власти послушному себе преемнику. По мнению аналитиков, следует обратить внимание на здоровье Назарбаева. Президент, кажется, твердо контролирует ситуацию и регулярно появляется публично. Его отсутствие в течение длительного времени или менее частые появления на государственном телевидении могут усилить беспокойство среди заинтересованных кругов".

Geokz.tv задумывается о наследнике Нурсултана Назарбаева - кто им может стать? Перебирая фигуры из властной вертикали, автор ссылается на опыт России, где произошла логичная смена поколений, отдавая, впрочем, себе отчет: в Казахстане такое развитие событий невозможно.

"Кого будет выбирать Президент? Управляющего "проектом Казахстан" или реального наследника, которому можно с уверенностью передать в руки дело всей жизни, в тот момент, когда Назарбаев сочтет нужным это окончательно сделать? Судя по всему, большинство экспертов так и не нашли ответа на этот вопрос - настолько личным и субъективным смотрится любой вариант ответа. Если работает стратегия "Наследник-Менеджер", то... уместно смотрится практически любой кандидат, начиная от Келимбетова и заканчивая тем же Калмурзаевым. Но это будет "недопреемничество" или "как бы преемничество". Но если речь идет о Наследнике-Преемнике, то едва ли кто-то из названных фигур сможет стать воплощенной мечтой об идеальном лидере номер 2. Нурсултан Назарбаев в полной мере может перефразировать знаменитые строки о том, как печально он глядит на эти поколенья..."

О претензиях оппозиции к президенту пишет "Мегаполис" - по мнению автора статьи, никто из политических деятелей стране не имеет права критиковать главу государства. И по большому счету, Нурсултану Назарбаеву можно предъявить только одну претензию. "На мой взгляд, главная претензия, которую можно высказать Нурсултану Назарбаеву, заключается в том, что нам всем до сих пор не известен ответ на вопрос: что будет дальше? И - составная часть того же вопроса - кто будет следующим? Теперь, после принятия закона о лидере нации понятна схема передачи власти. Но до сих пор не ясно, кому она, эта власть, будет передана. Правда, президента можно понять: вопрос настолько сложен, что спешить нельзя, надо все тщательно продумать. Малейшая ошибка может стоить жизни нескольким сотням, а то и тысячам людей. У нас перед глазами яркий пример - Киргизия. Резня, произошедшая в Оше, напрямую связана с методами и способами передачи власти - сначала Бакиеву, а затем - временному правительству. Не случайно именно этот аспект беспокоит нашего президента больше всего: "Самое горькое последствие конфликтов в Кыргызстане заключается в том, что семена недоверия могут быть посеяны и между другими народами региона", - заявил Нурсултан Назарбаев. Межнациональное равновесие в Казахстане прочное и хрупкое одновременно. Назарбаев строил его последовательно и скрупулезно. И одна из задач преемника - обеспечить это равновесие и в дальнейшем, не допустить нарушения согласия".

Похожую тему, кстати, поднимает и Информационно-аналитический центр по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова. Какой будет картина межнациональных отношений в Казахстане в постназарбаевский период? На этот вопрос пытается ответить политолог Игорь Савин. "К сожалению, я пока не вижу каких-то механизмов, которые гарантировали бы выполнение условий для межэтнического согласия. Уже создана система для поддержания и воспроизводства культурных различий, она существует и точно будет работать. То есть, опасности культурной ассимиляции нет. Но сможет ли правительство Казахстана нивелировать этнический фактор из социальной сферы, и из политической - я пока не могу дать точный ответ. Но эти процессы происходят на локальном уровне. Потому как на глобальном уровне страны система АНК, как некий инструмент, включенный в систему общеполитических структур, позволяет вырабатывать единые подходы и единые концепции. Но на уровне простого человека, живущего в обществе, сам факт Ассамблеи и какого-то тем его якобы представителя имеет лишь психологическое значение, как знак его сопричастности принятию государственных решений. Простому человеку гораздо важнее, быть уверенным в том, что он не нуждается ни в каких своих представителях и ему не нужен посредник для решения своих повседневных вопросов. Но если возникает обратная ситуация и возникает такая потребность, то это верный признак того, что не все в порядке".

Занимательно, что от вопроса о том, когда уйдет президент не удержалась и газета партии "Нур Отан" - "Литер". Издание публикует уже ставшее традиционным интервью с советником президента Ермухаметом Ертысбаевым, который уверен - президент будет работать еще долго. "В любимом фильме Нурсултана Назарбаева "Весна на Заречной улице" в заключительном эпизоде главный герой Саша Савченко (в исполнении Николая Рыбникова) говорит: "Многоточие... В каких случаях ставится многоточие? Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и много еще осталось впереди... Я думаю, что много еще осталось впереди. Все задачи, которые президент поставил в 2000-2010 годы, выполнены. Глава государства поставил новые грандиозные задачи перед Казахстаном до 2020 года, и не только в области индустриально-инновационного развития. Народные избранники, выражая чаяния и пожелания многонационального казахстанского народа, наделили Нурсултана Назарбаева статусом ЛИДЕРА НАЦИИ, чтобы под его руководством и вместе с ним идти дальше. Потому что рассказ не закончен и многое осталось впереди..."

"Контрабанда китайских товаров в Россию и Белоруссию будет расти, поскольку на границе нет надлежащего уровня таможенного контроля"

На минувшей неделе в Астане прошло юбилейное заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС, а также саммит участников Таможенного союза. Интересная деталь - само событие для критиков интеграционной инициативы - должно было стать фактором раздражения. Однако сколько-нибудь значимых материалов, жестко критикующих альянс трех государств, в казахстанских СМИ так и не появилось. Этот факт не только очень ярко характеризует политическую удаль оппонентов режима, но и дает ясный сигнал - подавляющее большинство ораторов по этой теме не являются убежденными противниками ЕврАзЭС. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что и власть отработала информационную поддержку таможенной интеграции крайне топорно. Например, на сайте Института Актуальной политики размещен материал, в котором перечисляются достоинства единого таможенного пространства. И это - едва ли не первая более или менее внятная аналитическая статья по теме.

"Вступление в силу Таможенного союза создает условия к тому, чтобы положить конец разорению Казахстана импортерами, хоть крупными компаниями, хоть "челноками". Теперь ввозить импортные товары стало куда менее выгодно, чем раньше. Чтобы импортеры не стали регистрироваться как индивидуальные предприниматели и не стали дробить партии, чтобы подпасть под льготное обложение, было решено льготный режим отменить. "Наши данные показывают, что от общего объема ввоза физическими лицами товаров объем ввезенного по этому режиму составил в 2009 году всего 2,7 процента. То есть незначительная часть импорта приходится на этот механизм, но если мы его сохраним (учитывая, что с 1 января ЕТТ - единый таможенный тариф - увеличился), то придем к тому, что начнет стремительно расти доля растаможки по льготной ставке", - заявил министр финансов РК Болат Жамишев. Теперь не начнет расти, льготы отменены. Это очень удачное, и давно назревшее решение. Жаль, что оно не было принято на 2-3 года раньше, когда легкая промышленность Казахстана еще окончательно не легла "на бок". Многие говорят, что Таможенный союз создается второпях, однако, при рассмотрении реального положения дел становится понятно, что его нужно было формировать уже в 2005-2006 году".

О ближайшем будущем интеграции заговорил "Литер". Устами политолога Досыма Сатпаева издание говорит о том, кто именно из государств региона мог бы войти в состав Таможенного Союза. "Несмотря на попытку сохранить политическое лицо в виде заявлений о том, что Кыргызстан не намерен в течение долгого времени пользоваться внешней поддержкой для восстановления экономики, Отунбаева не скрывала, что рассчитывает на антикризисный фонд ЕврАзЭС, где главными донорами как раз являются Москва и Астана. Кстати, президенты Кыргызстана и Таджикистана также заявили о своем желании войти в Таможенный союз. Что касается других стран Центральной Азии, таких, например, как Узбекистан, то его участие в ТС маловероятно, если учесть традиционную настороженность Ислама Каримова к любым интеграционным проектам. По поводу Туркменистана ситуация аналогичная".

Китайскую угрозу в рамках Таможенного Союза рассматривает "Деловая неделя". По мнению издания, государства альянса еще не слишком готовы противостоять торговой экспансии из Поднебесной. "Существует еще одно опасение у многих российских и белорусских предпринимателей - так называемая китайская угроза. Не исключено, что контрабанда низкокачественных китайских товаров в Россию и Белоруссию будет расти через кыргызстанско-казахстанскую границу, поскольку там нет надлежащего уровня таможенного контроля. И, скажем, белорусской продукции легкой и машиностроительной промышленности будет тяжело конкурировать с дешевым китайским импортом. Представим ситуацию: вы - владелец, например, обуви, которая производится на юге Китая, в Гуанчжоу, или на западе, в Ченду. Вы грузите там вагон, отправляете его до Алашанькоу или грузовиком на Хоргос, растаможиваете обувь прямо на границе в Казахстане, перегружаете в машину, которая идет в Москву, и далее спокойно везете как внутренний груз. Стоимость доставки существенно снижается, скорость увеличивается, и к тому же казахстанские таможенники не такие избалованные, как российские.

Разумеется, на Казахстан уйдет далеко не весь поток, хотя бы в силу чисто технологических причин. Станция Достык не имеет пока достаточных возможностей для выполнения этой задачи вследствие низкой способности транспортировки по сравнению с погранпереходом в Прибайкалье. Но для китайских предприятий в Синьцзяне такой маршрут подойдет идеально. "Любопытно, что власти Казахстана еще несколько лет назад выступили инициаторами строительства транспортного автомобильного коридора Западный Китай - Западная Европа, большая часть которого пройдет по казахстанской территории, - пишет один белорусский аналитик. - Этому проекту, реализация которого началась осенью 2009 года, в Казахстане придают столь большое значение, что страна, и так обремененная долгами, даже взяла на его претворение в жизнь кредит в Европейском банке реконструкции и развития. Похоже, что казахи продемонстрировали умение смотреть на несколько шагов вперед". (Кстати говоря, в свете этого высказывания понятно, почему России нужно, чтобы в ТС вступил как можно быстрее и Кыргызстан. По словам секретаря комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, Кыргызстан мог бы стать местом легального транзита китайских товаров и делать на этом законный крупномасштабный бизнес)".

"Банки стабильны, но еще слишком рано говорить о восстановлении"

Экономика еще не начала восстанавливаться - иностранные рейтинговые агентства и эксперты оценивают экономическое состояние страны как нестабильное. Но, по традиции, у них есть оппонент внутри страны - казахстанский кабинет министров. И порой складывается впечатление, что правительство играет со страниц газет с иностранными специалистами в вопрос-ответ.

Еженедельник "Республика" рассказывает об инициативе рейтингового агентства Moody's, понизившего свои оценки двум лидерам так называемого второго эшелона банковского сектора - "Цеснабанку" и "Нурбанку". "В качестве аргумента для принятия такого решения аналитики Moody's указали на низкое качество активов банка, "не сбалансированных капиталом", скромный уровень ликвидных активов, составивших около 14% совокупных активов на конец прошлого года, и относительно большую долю кредитов для проблемных секторов строительства и недвижимости - их объем составляет более 200% от капитала первого уровня по состоянию на первый квартал текущего года. Последнее обстоятельство выглядит весьма неожиданным, поскольку прежнее руководство банка в интервью нашей газете утверждало как раз обратное".

О том же говорят переводчики - сайт Inosmikz.com приводит данные из иностранных источников. И в материале под названием "Kazakhstan bounces back but banks remain a worry" из издания Business New Europe - говорится как раз о том, что Казахстану праздновать финансовые успехи пока рано. "На наш взгляд, правительство никак не собирается упразднять в скором времени свою антикризисную программу. Это уже предусмотрено в бюджете на этот год, и много денег было выделено на долгосрочные инвестиционные проекты", - сказал Дэниэл Коннелли, исполнительный директор "Citibank Kazakhstan". - Это не только финансовый стимул: есть подлежащая потребность в этих инвестициях".

Итак, правительство вкачивало деньги в экономику и собирается продолжать это делать. А между тем эксперты пребывают в сомнениях относительно того, когда же банки могут оказаться в состоянии принять от него на себя такую роль. Вот что утверждается по этому вопросу в вышеназванной публикации: "Основной мессидж от заместителя директора агентства "Fitch" по финансовым структурам Максима Миллера заключался в том, что банки стабильны, но еще слишком рано говорить о восстановлении - несмотря на тот факт, что долговая реструктуризация в "БТА Банке", "Альянс Банке" и в некоторых более мелких финансовых учреждениях близка к завершению".

"Остается вообще не считать кумовство (непотизм) за коррупцию"

Довольно интересное исследование печатает сайт Inosmikz.com - об истоках коррупции в Казахстане. По данным авторов, даже лингвистический анализ показывает - насколько республика стоит особняком в этом смысле от многих и многих государств. "На государственном языке нашей страны "коррупция" дана в форме слова "жемқорлық". Тут: "жем" - это "корм", а "қорлық" - это в данном случае "предрасположенность". В прямом смысле существительное "жемқорлық" и связанное с ним прилагательное "жемқор" имеют отношение к домашним животным. "Жемқор мал" означает "ненасытная скотина", а "малга тан жемқорлық" - "свойственное скотине ненасытность". Так что "жемқорлық" и "жемқор" только в переносном смысле могут иметь отношение к человеку и человеческим качествам и являться синонимами слов "парақорлық" и "парақор", напрямую, то есть без всяких абстракций, обозначающих понятия "взяточничество" и "предрасположенный к взяткам" или "взяточник". Поэтому не совсем понятно то, почему же наши юристы решили обозначать "коррупцию" и "коррупционера" не как "парақорлық" и "парақор", а именно как "жемқор" и "жемқорлық".

"У нас считается, что человек при любых обстоятельствах должен оказывать помощь своим близким, ибо, если он откажется следовать такому неписаному правилу, это будет неприлично с точки зрения норм родственных отношений ("бұл ағайыншылықка жатпайды"). Поэтому лицо, занимающее такое служебное положение, которое ему предоставляет определенные "разрешительные" функции, рано или поздно оказывается вынужден иметь дело с просьбами о той или иной помощи, поддержке со стороны состоящих с ним в родственных отношениях людей. В таких случаях отказать - значит, прослыть в своем семейно-родовом кругу черствым и бездушным ("ағайыншылығы жоқ") человеком. А выполнить просьбу - значит, совершить действие, которое вполне может квалифицироваться как "кумовство" или "непотизм". А следовательно - как "коррупция".

Остается - что?.. Остается вообще не считать кумовство (непотизм) за коррупцию. Причем не только неформально, но и даже неофициально. То есть - по закону. Поэтому, видимо, юридическое определение "коррупции" на государственном языке Казахстана сужено до пределов простого "взяточничества". А то, что по-русски понимается как "блат-сват", вроде бы никакого отношения к коррупции как таковой не имеет. Ибо "ағайыншылық жасау" ("поступать согласно этике родства") - это вам вовсе не "жемқорлық" ("взяточничество"). И ничего, что при этом служебное положение также используется в личных целях (ибо ведь решение кем-нибудь проблем своих родственников - это его частный вопрос) того, кто его занимает".

Занимательно, что на этом фоне любая, даже самая безобидная государственная программа начинает выглядеть иначе. "Мегаполис" задается вопросом - а как именно можно осуществлять контроль за властью, если мнение о работе чиновников - почти всегда субъективно. Поэтому даже такой инструмент, как рейтинги Акимов (мэров или губернаторов) городов и областей - скрывает в себе массу недостатков. "Или будет оцениваться ремонт дорог. Первый отремонтирует двадцать участков, второй - пять. Но отремонтированных двадцать хватит только на один год, и они опять будут нуждаться в ремонте, а пять участков второго прослужат, может быть, три года. И как тогда оценивать работу акимов, какие баллы они заработают?

С другой стороны, такие негативные моменты в деятельности акимов, как неполное освоение бюджетных средств, рост цен на продукты, увеличение безработицы, закрытие предприятий малого и среднего бизнеса, могут значительно снизить их позиции в рейтинге, хотя объективно органы исполнительной власти не всегда могут полноценно воздействовать на эти процессы. Это же всё-таки рыночная экономика, а не централизованная система хозяйствования, как при Советском Союзе. В решении подобных экономических проблем должны быть задействованы все органы и ветви власти комплексно, потому что во многом они являются следствием глобальных процессов как на уровне страны, так и международном уровне. Однозначный субъективизм таких рейтингов не даст никакого положительного эффекта, а вызовет только нездоровую конкуренцию между акимами по набиранию баллов. В ход будут идти все законные и незаконные методы, чтобы занять более высокую позицию в рейтинге. Местные исполнительные власти получат еще один мощный стимул заниматься показухой, а народ так и останется один на один со своими проблемами".

Но самое любопытное - граждане Казахстана вторые среди стран СНГ по покупке элитного жилья в Лондоне среди иностранцев, первое место у россиян, говорится в исследовании консалтинговой компании Knight Frank.. Об этом пишет портал "Новости-Казахстан". "Россияне являются самыми активными покупателями элитного жилья в Лондоне среди иностранцев - примерно каждый седьмой зарубежный клиент на этом рынке относится к представителям РФ. Другие представители СНГ, оказавшиеся в двадцатке самых активных иностранных покупателей, - граждане Казахстана, занявшие 16-ю строчку в рейтинге. "В настоящий момент иностранные покупатели совершают около половины сделок по покупке премиального жилья в Лондоне. При этом в ценовом сегменте выше 5 миллионов фунтов стерлингов их доля достигает 68%", - напоминается в отчете. По данным исследования, доля россиян от общего числа зарубежных покупателей на рынке составляет сейчас 13,9%. Несколько отстают от них представители США (11,2%). На третьем и на четвертом месте, с небольшим разрывом, - итальянцы (8,8%) и индийцы (8%). Пятое место поделили покупатели из Франции и ОАЭ - их доли составили по 6%.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.