Политические события в России и мире в 2009 году были прочно увязаны с экономическими перипетиями - преодолением последствий финансового кризиса. На "антикризисных" обещаниях строилась и повестка региональных выборов в марте и октябре 2009 года. Выборы же вновь заставили аналитиков говорить о нарастании роли административного ресурса в российской избирательной практике: во всяком случае, в столице "Единая Россия" никогда не набирала столько голосов, как на выборах в Московскую городскую Думу в 2009 года.

Однако административный ресурс не стал подмогой в решении реальных социоэкономических проблем: осенью перед властью остро встала проблема моногородов. Пикалево Ленинградской области, а затем и ряд других населенных пунктов, зависящих от градообразующих предприятий, наглядно дали понять, что простым вливанием бюджетных средств системные проблемы реального сектора экономики решить будет не так-то просто.

Политический сезон 2009-2010 года во многом определялся и техногенными катастрофами. "Непонятная", как называли ее, авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе, тяжелейший по своим последствиям пожар в пермском клубе, а уже в 2010 году - авария на шахте "Распадская" вновь продемонстрировали, к чему приводит сочетание негодной, устаревающей инфраструктуры и халатности. Кадровые решения, принимавшиеся в этих случаях, правда, не касались чиновников высшего звена, однако административная реформа в России в 2009-2010 году, не самыми быстрыми темпами, но продолжается.

В том числе, заметным событием сезона стала смена таких "тяжеловесов" как президент Татарстана Минтимер Шаймиев, управлявший республикой с 1991 года, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, пробывший на своем посту 19 лет, губернатор Орловской области Егор Строев, президент Якутии Вячеслав Штыров, занявший в последствии место сенатора. Также постов лишились губернаторы Воронежской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа. Это дало повод экспертам спорить: не собирается ли федеральный центр поменять всех "засидевшихся" в своих креслах руководителей регионов. В частности, с тем же Росселем по политическому долгожительству может сравниться разве что мэр Москвы Юрий Лужков.

В 2009-2010 года не раз напоминала о себе неспокойная остановка на Северном Кавказе. В частности, в июне 209 года было совершено покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. И, несмотря на усилия политико-административными мерами взять под контроль ситуацию в регионе (в частности, одной из принятых мер стало создание нового федерального округа - СКФО), весной 2010 года в московском метро вновь прозвучали взрывы.

Таким образом, безопасность на Северном Кавказе и оптимизация правоохранительной системы остаются на повестке дня российской политики и на период 2010-2011 годов. Другим важным вектором являются отношения России с соседями по СНГ. Прежде всего, с Украиной, получившей новую верховную власть после того, как на выборах президента победил Виктор Янукович, в ожесточенной борьбе с Юлией Тимошенко. Определенные подвижки в российско-украинских отношениях, заметно "охладившиеся" в последние годы, есть: в частности, парламентами России и Украины ратифицировано соглашение о Черноморском флоте. Однако напрасно обольщались те, кто уповал на откровенно пророссийский курс администрации Януковича: так, согласно заявлению, сделанному президентом Украины во время встречи с президентом Совета ЕС Херманом ван Ромпеем 9 июля 2010 года в Киеве, Украина значительно активизировала работу по приближению своего законодательства к стандартам Евросоюза. Между тем, из 2077 опрошенных компанией Research&Branding Group украинцев 61% считают Россию главным союзником Украины, 19% считают основным союзником Европейский союз, 3% - США, 9% - никого, а 8% - затруднились ответить. При этом 91% респондентов считают необходимым улучшить отношения Украины и России. Таким образом, российско-украинско-европейский баланс, очевидно, будет устойчивым трендом в среднесрочной перспективе на этом направлении.

Обычно спокойные отношения России с Белоруссией (напомним, что в конце 2009 года была подписана Декларация, посвященная 10-летию Союзного государства) летом 2010 года были омрачены "газовым" скандалом. Если в отношениях с Украиной в последние годы подобные проблемы стали более-менее привычными, то разногласия Москвы и Минска по поводу энергетики в последнее время не бывали настолько острыми. Дело закончилось относительным примирением, но едва ли России стоит тешить себя иллюзиями о том, что конфликт исчерпан насовсем - по крайней мере, на тот период, что у власти в Белоруссии остается Александр Лукашенко. Что касается отношений с зарубежными партнерами, то здесь стоило бы отметить высказанные инициативы о возможности отмены виз между Россией и ЕС. Такое "революционное" заявление сделал, в частности, глава МИД Италии Франко Фраттини в конце 2009 года. Позже, весной 2010 года о том же говорил президент Франции Николя Саркози, сообщивший, что Париж будет убеждать в необходимости отмены визового режима между Евросоюзом и Россией европейских партнеров. В то же время, отметил Саркози, встречные шаги со стороны Москвы также необходимы. На это президент России Дмитрий Медведев ответил, что Россия к переходу на безвизовый режим с Евросоюзом вполне готова.

Весна 2010 года отметилась важным международным событием: после долгих обсуждений США и Россия подписали СНВ-2. Напомним, срок действия Договора СНВ-1мсоставлял 15 лет и истек 5 декабря 2009 прошлого года. Дмитрий Медведев и Барак Обама летом прошлого года договорились подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений на условии, что через семь лет после его вступления в силу количество стратегических носителей будет находиться в пределах 500-1100 единиц, а связанных с ними боевых зарядов - в пределах 1500-1675 единиц.

Что касается прогнозов на сезон 2010-2011 годов, то все они, таки или иначе, связаны с вступлением России в новый политический цикл. И, если ожидания от выборов в Думу нового созыва пока весьма прохладны - едва ли они серьезно изменят политический расклад, если только прямо под выборы на горизонте не возникнет какой-то яркий игрок, наподобие партии "Родина" несколько лет назад - то вот президентские выборы весной 2012 года могут быть довольно интригующими.

Не вызывает сомнений, что сегодня борьба развернулась бы между двумя высшими государственными чиновниками: президентом и премьер-министром. Пока ни тот, ни другой, не делают четких заявлений о своих планах, однако в конце 2009 года Владимир Путин заявил следующее: "Я подумаю. Сейчас только 2009 год, время еще есть". По словам премьера, это зависит от того, как будет складываться ситуация в экономике и социальной сфере. Президент РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Риме также сообщил, что не исключает возможности своего участия в президентских выборах-2012.

Так или иначе, станет ли главой государства тот или иной представитель "тандема", или же кто-то третий - не будем сбрасывать со счетов такой вариант - задачи, которые придется решать ему, вполне определенны.

"Модернизация", которая стала лейтмотивом отечественной политики в 2009-2010 годах, не потеряет своего значения и в будущие годы - вопрос лишь в том, что под ней понимать. Будет ли то вкачивание бюджетных средств в госкорпорации и предприятия-гиганты, вроде "АвтоВАЗа", в сочинский Олимпстрой и тому подобное - или же приоритетом станет стимулирование частной инициативы, малого и среднего бизнеса, на котором по большей части держится европейская экономическая система; поддержка науки, не ограничивающейся проектом "Сколково" и образования, не сошедшегося клином на ЕГЭ; решение социальных проблем, до некоторой степени озвученных в ходе "дней гнева" и тому подобных мероприятий левых и других оппозиционных сил.

Одно можно сказать с большой степенью уверенности: последнее десятилетие Россия в своей внутренней и, отчасти, внешней политике последовательно проводит консервативную линию. Новый политический сезон может стать для нее испытанием на прочность.

Обозреватель Вероника Шарова