Сергей Шиптенко: Венесуэльская нефть для Белоруссии: выгодно всё, кроме экономики

Минск, 15 июля 2010, 11:42 — REGNUM  

Обнародованная Белстатом стоимость поставляемой в Белоруссию венесуэльской нефти вызвала бурную реакцию общественности.

Долгое время официальный Минск всячески избегал конкретики в данном вопросе, предпочитая пропагандистские заявления, из коих следовало, что Белоруссии очень выгодно перерабатывать венесуэльскую нефть и что она является достойной заменой российским поставкам. Правда, минские автолюбители заметили только повышение цен и совершенно не ощутили ни "выгодности" венесуэльской нефти, ни "беспошлинности" российской.

Вызывает удивление ненормальность обнародования данных по стоимости поставок нефти из Венесуэлы. Вместо того, чтобы своевременно и компетентно через официальные источники довести данную информацию до сограждан, был предпринят какой-то странный "слив". Более того: до сих пор нет официальных разъяснений по обнародованной Белстатом цифре. Речь даже не идет о подробностях и аналитических выкладках. Зачем плодить слухи и инсинуации, избирая такую тактику - вопрос дискуссионный.

Впрочем, экспертное сообщество давно обсуждало и стоимость венесуэльской нефти для Белоруссии, и логистические аспекты ее поставки, и выгодность ее и переработки, и ее характеристики, и многие другие вопросы в рамках данной проблематики. Мало кто оспаривал тот факт, что сделка непрозрачна и по своей сути является не столько экономической, сколько политической и даже пропагандистской. Официальные эксперты были вынуждены признать, что заявленные ранее объемы поставок (по крайней мере, в текущем году) Белоруссия не увидит. Позднее неоднократно вносились коррективы в график поставок, делались различного рода пропагандистские заявления.

Возможно, многое из того, что было сказано ранее высокопоставленными лицами, тоже будет опровергнуто или "откорректировано". Так, например, первый вице-премьер Владимир Семашко заявлял, что рентабельность переработки венесуэльской нефти на МНПЗ составляет 61 доллар с тонны, а до конца года республика планирует переработать 4 миллиона тонн венесуэльской нефти и заработать на этом 244 миллиона долларов.

"Страна покупает нефть у Венесуэлы "по хорошей цене". Если покупать российскую нефть со стопроцентной пошлиной, Беларусь несет убыток, а на венесуэльской нефти - выигрывает. На нефти, которую мы привезли из Венесуэлы, мы заработали, а это плюс, а не минус", - отметил в конце июня В.Семашко, не преминув возможностью покритиковать российские власти. И вот сегодня белорусы узнают: пресловутый убыток как-то странно высчитан, учитывая тот факт, что поставщиков нефти на белорусские НПЗ всего два - Россия и Венесуэла. Причем венесуэльская нефть стоит 656 долларов за тонну, а российская - чуть менее 400 (в среднем) долларов. То есть разница в цене - более чем в полтора раза. Добавим к этому огромные усилия по проработке поставок нефти из Южной Америки - решение вопросов с украинской стороной, Белорусской железной дорогой и т.д. Разве практическое воплощение этой схемы ничего не значит для налогоплательщика, не должно быть учтено в оценках стоимости венесуэльской нефти для Белоруссии?

Пресловутая "выгода" от переработки венесуэльской нефти в Белоруссии возможна тогда, когда берется за основу ее "дружеская цена" (т.е. политически обоснованная, а не экономически) и сопоставляется с российской "опошлинной". При этом считается, что белорусские чиновники и привлеченные ими "заинтересованные стороны" работают на общественных началах в едином порыве диверсификации поставок углеводородов. Также предполагается, что с нефтепродуктов, выработанных из венесуэльской нефти, устанавливаются особые сборы. Однако, документы на сей счет также не опубликованы. В таком контексте выгода для официального Минска действительно может быть, но не экономическая, а политическая.

Так как все аспекты белорусско-венесуэльского "нефтяного" сотрудничества не совсем ясны, то уместно будет обратить внимание на то, что Белоруссия, участвуя в рассматриваемом проекте, получает ряд выгод и в других сферах. Так, например, она поддерживает на высоком уровне экспорт своих товаров и услуг, спрос на которые в России и на других традиционных рынках сокращается. Кроме того, решаются чисто технологические вопросы. Например, обеспечивается загрузка МНПЗ на приемлемом уровне. Появляется схема развития экономических и политических отношений с Украиной и Эстонией.

Венесуэла как стратегический партнер Белоруссии в регионе тоже получает свои выгоды. К таковым можно отнести участие в переработке своей нефти на МНПЗ, пропагандистский эффект (актуальный во внутриполитическом контексте), ряд бонусов в двустороннем экономическом сотрудничестве. Видимо, Уго Чавес готов участвовать в данном проекте даже в том случае, если отгружать нефть на Мозырский НПЗ будет заметно менее выгодно, чем традиционным зарубежным партнерам. И даже если выработанные в Мозыре нефтепродукты не удастся продать в Европе с существенной выгодой, то все равно стоит в данном проекте участвовать, руководствуясь идеями боливарианской революции и в развитии масштабных проектов с Белоруссией.

На днях была обнародована информация о поставках венесуэльской нефти через Эстонию. Данная схема также непростая, учитывая ряд факторов - от специфики навигации на Балтике до идеологических особенностей внезапно решившихся на такой проект сторон. Очевидно: прорабатывается альтернатива украинскому коридору в то время, когда Москва и Киев сближаются, а Минск никак не может их заставить считаться с собой.

Ранее эксперты называли разные цифры стоимости тонны венесуэльской нефти для Белоруссии, т.к. отпускная цена барреля была засекречена. Однако с учетом расстояния от Венесуэлы до одесского порта фигурировала сумма транспортных расходов примерно 75-77 долларов за тонну. Она рассчитывалась исходя из стоимости фрахта танкера и прочих затрат - например, за прохождение турецких проливов, использование украинской железнодорожной сети и т.д. С учетом того, что Венесуэла нефть не отдает бесплатно (даже "дружеская цена" должна иметь какое-то выражение) стоимость ее "Санта-Барбары" для Белоруссии ориентировочно была в 1,5 раза дороже, чем "Уралс". Что, собственно, и подтвердил Белстат.

Почему официальному Минску понадобилось поставлять нефть из Венесуэлы и наводить тень на плетень в данной истории - отдельный разговор, в контексте которого уместно рассмотреть внутри- и внешнеполитические аспекты, корректировку идеологического курса, особенности работы госагитпропа и т.д.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.