Между госсекретарем США Хиллари Клинтон и главой турецкого МИДа Ахметом Давудоглу состоялся почти часовой телефонный разговор. Сторонам было чего обсуждать, ведь Турция оказалась в тупике при попытке разрешить сложные региональные конфликты. Сорван цюрихский процесс по нормализации турецко-армянских отношений, что привело к заметной потере влияния Турции в Закавказье. Осложнились ее отношения с Израилем из-за попытки прорвать блокаду сектора Газа при помощи мирного морского конвоя. Срываются также усилия Анкары выступить в роли посредника в процессе урегулирования проблемы иранской ядерной программы. Госсекретарь Хиллари Клинтон призвала министра иностранных дел Турции Ахмета Давудоглу оставить МАГАТЭ "всю заботу об иранской ядерной программе" и отойти в сторону. Как известно, Турция проголосовала в ООН против санкций в отношении Ирана и до последнего времени продолжала настаивать на соглашении, которое при посредничестве Турции и Бразилии подготовил Тегеран. В США этим недовольны и считают, что Иран использует позицию Турции для затягивания переговорного процесса.

Теперь Вашингтон решает в регионе сложнейшее геополитическое уравнение, наполненное неизвестными, начиная с карабахского конфликта и кончая Ливаном. Потому что, как пишет газета New York Post, существует вероятность вспышки на Большом Ближнем Востоке "отвлекающего внимание мирового сообщества от Ирана вооруженного конфликта". Такое может произойти в Карабахе, между Израилем и "Хизбаллой" в Ливане, или в столкновениях с ХАМАС в Газе.

То, что именно борьба за фактор времени приобретает для Тегерана важнейшее значение, свидетельствуют следующие факты. В начале июля в Брюсселе состоялась встреча политдиректоров внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции. Россию на совещании представлял заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Он высказывался в пользу максимально оперативного проведения экспертной встречи для оценки ситуации вокруг Тегеранского исследовательского реактора. В этой связи "шестерка" сообщила, что готова к диалогу с Тегераном по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Но президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявил, что Иран может возобновить переговоры со странами "шестерки" по ядерной программе "только в конце августа". Затем главный иранский переговорщик по ядерной проблеме Саид Джалили направил письмо секретарю Европейского Совета по международным делам Кэтрин Эштон. Во-первых, он перенес срок начала переговоров на сентябрь. Во-вторых, потребовал у ЕС "выразить свое отношение к ядерной программе Израиля". В-третьих, предложил сменить состав участников переговоров, введя в процесс переговоров страны так называемый Тегеранской декларации - Турцию и Бразилию.

Вашингтон отреагировал быстро. Президент США Барак Обама заявил о готовности поставить Израилю ядерное топливо для гражданских нужд, несмотря на то, что Израиль не подписался под Конвенцией о нераспространении ядерного оружия. Свою позицию американский президент объясняет тем, что "Израиль является серьёзным и ответственным государством". Вслед за этим американцы усилили политико-дипломатическое давление на Турцию. Плюс к этому открыто свое неприятие возможности обладания Ираном статуса ядерной державы высказывают арабские государства. В этой связи американская газета New York Post считает, что в данный момент команда президента Барака Обамы должна переключить внимание с палестинского направления в сторону Ирана. Потому что иначе выйти на развязку сложных узлов широкого ближневосточного урегулирования не представляется возможным.

Кстати, не случайно президент РФ Дмитрий Медведев на совещании российских послов и постоянных представителей России в международных организациях остановил особое внимание на Иране. По его словам, эта страна приближается к обладанию потенциалом, "который в принципе может быть использован для создания ядерного оружия". По мнению главы России, в повестке дня мировой дипломатии стоит главный вопрос: скорейшее возобновление диалога с Тегераном и выход на взаимоприемлемые решения, чтобы "не допустить коллективного провала всего международного сообщества".

В целом же ситуация вокруг Ирана складывается тревожная. В район Красного моря и Персидского залива идет выдвижение американских боевых кораблей - носителей крылатых ракет морского базирования. В Восточном Средиземноморье несут боевое дежурство несколько американских крейсеров и эсминцев, способных, как и во время войны против Ирака, к нанесению ракетных ударов. Тем не менее, по мнению главы Комитета начальников штабов (КНШ) вооруженных сил США адмирала Майкла Маллена, военный удар по Ирану станет "чрезвычайно дестабилизирующим" для всего региона Ближнего Востока, и вряд ли Белый Дом поддержит такие планы Израиля, если они у него, конечно, имеются. Скорее всего, страны "шестерки" будут дальше синхронизировать свою политику на иранском направлении. Тегерану рано или поздно все же придется принимать четкие и ясные решения, соответствующие требованиям Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ. Лучше, конечно, чтобы это было рано.