12 июля истек официальный срок ведомственной проверки Балтийской таможни, которая началась 30 июня по приказу главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова и за две недели привела к приостановке крупнейших контейнерных терминалов порта Санкт-Петербурга. Об этом пишет сегодня, 13 июля, "Коммерсантъ".

По свидетельству сотрудников таможни, ревизоры из Москвы потребовали допустить их ко всем стадиям документального таможенного контроля, а равно и к досмотрам, обязав инспекторов согласовывать с членами комиссии чуть ли не каждую таможенную декларацию и запретив петербургским таможенникам самостоятельно принимать решения по таможенной стоимости. Они работали на основных постах Балтийской таможни, где оформляют контейнерные грузы: Турухтанном, в Лесном порту и в Гавани. В результате процент досмотров существенно возрос, а скорость оформления деклараций снизилась в несколько раз. К концу проверки все терминалы петербургского порта, работающие с контейнерными грузами, оказались затоварены.

После окончания официальных сроков проверки появилась неофициальная информация о ее продлении до 20 или 23 июля. В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления приказа пока не видели.

Высокопоставленный источник в ФТС на просьбу прокомментировать логику действия руководства переслал в редакцию газеты докладную записку помощника главы ФТС Бориса Шкуркина руководству. В этом документе автор констатирует, что концепция переноса таможенного оформления на границу (во имя которой весной были со скандалом закрыты посты Выборгский и Пискаревский Санкт-Петербургской таможни - прим. ИА REGNUM Новости) фактически "не может быть реализована" из-за отсутствия в регионе деятельности приграничных таможен необходимой инфраструктуры. При этом наибольшую тревогу у господина Шкуркина вызвали морские таможни - и в первую очередь, Балтийская, оформляющая 44% грузов, ввозимых в Россию морским путем. По мнению господина Шкуркина, портовые таможни РФ принимают существенно более низкий уровень таможенный стоимости, чем внутренние. В связи с этим господин Шкуркин предложил "рассмотреть вопросы, связанные с созданием специализированных таможенных постов по совершению таможенных операций при декларировании "налогоемких" товаров, прибывающих морским, речным и автомобильным транспортом". При этом оформление данных товаров предлагается "исключить из компетенции таможенных органов, в регионе деятельности которых расположены места прибытия товаров на таможенную территорию РФ". Среди таких "налогоемких" товаров, согласно "докладной записке", мясо, рыба, ткани, одежда, обувь, бытовая техника и электроника, мебель, игрушки, яхты и др. По мнению господина Шкуркина,"специализация таможенных органов по оформлению "налогоемких" товаров с частичным сохранением таможенного оформления и таможенного контроля в местах их фактического потребления позволит использовать имеющуюся инфраструктуру, в том числе построенные современные СВХ, и сохранить рабочие места". Как неофициально рассказали журналистам, на недавней совместной коллегии центрального и северо-западного таможенных управлений первый заместитель ЦТУ по таможенному контролю Валерий Селезнев заявил, что новые таможенные терминалы класса "А" в Московской области, а также в Смоленской и Брянской областях уже готовы для таможенного оформления "жизненно необходимых и "налогоемких" товаров".