Очевидно, что прямых дивидентов от признания Арменией независимости Нагорного Карабаха армянские стороны не получат так же, как не получила их и турецкая сторона, признавшая в 1983 году независимость Северного Кипра, зато могут натолкнуться на резкое противодействие международной общественности. Такое мнение выразил представитель оппозиционного Армянского национального конгресса Давид Шахназарян, комментируя ИА REGNUM Новости последние развития вокруг Нагорного Карабаха.

"Армения могла бы пойти на такой шаг в случае, если бы она была демократической страной, была бы в состоянии проводить самостоятельную внешнюю политику и имела бы союзников в этом вопросе. Однако за последние более чем 10 лет она от демократических принципов отошла, ни одна страна в мире независимость Карабаха не признает, и, в таких условиях подобные требования являются политической близорукостью и популизмом, и, сделав такой шаг, Армения еще больше сузит и без того небольшой диапазон своего маневрирования в переговорном процессе. Более того, считает политик, момент целесообразности такого признания в обозримом будущем вряд ли когда-либо возникнет.

Отвечая на вопрос ИА REGNUM Новости, не нарушает ли Армения Конституцию НКР, обсуждая без ее участия вопрос семи районов, входящих, в соответствии с Конституцией НКР, в территорию Нагорно-Карабахской Республики, Шахназарян сказал: "Эту проблему в свое время создал Роберт Кочарян, выдавив Карабах из-за стола переговоров. Теперь действующие власти пытаются исправить эту ошибку, но безуспешно. С другой стороны, фактором уже своего Основного закона спекулирует азербайджанская сторона, заявляя о том, что, в соответствии с Конституцией Азербайджана, референдум по вопросу статуса Нагорного Карабаха должен проходить на всей территории страны. Одновременно они заявляют, что готовы предоставить Нагорному Карабаху высокую степень автономии в составе Азербайджана, что также противоречит действующей Конституции.

Азербайджан должен понять, что при урегулировании таких конфликтов, Конституция становится второстепенной по отношению к соглашению сторон. Еще один пример: Азербайджан уже согласился в рамках Мадридских принципов предоставить Нагорному Карабаху временный статус под международные гарантии, что также выходит за рамки действующей конституции Азербайджана. В целом же, при урегулировании конфликтов, достигнутые соглашения доминируют над конституциями сторон, в противном случае какое-либо урегулирование невозможно".

Что касается вопроса сроков возможного отвода карабахских вооруженных сил из упомянутых районов, то, считает политик, в ближайшем будущем этого не стоит ожидать.

"Даже если предположить, что Мадридские принципы будут сторонами подписаны, то между принятием этих принципов и подготовкой и подписанием Большого мирного договора пройдет больше времени, чем понадобится для принятия самих Мадридских принципов. Мадридские принципы - всего лишь философия решения вопроса, не определяющая сам механизм урегулирования конфликта - после их подписания и Серж Саргсян, и Ильхам Алиев будут трактовать этот документ по-своему, тогда как в Большом мирном договоре должен будет включать в себя всю конкретику урегулирования - по пунктам и по дням. А Сатана, как знаете, кроется в деталях", - сказал Давид Шахназарян.