"Референдума под дулами автоматов Калашникова не будет"

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил журналистам, что 5 из 7 районов, расположенных вокруг Нагорного Карабаха, будут освобождены Арменией сразу после подписания мирного соглашения: "Это однозначно и сейчас не обсуждается". Глава МИД ответил также на вопрос о том, как будет определен окончательный статус Нагорного Карабаха: "Армянская сторона хочет проведения референдума, а Азербайджан заявил, что согласно статье 3 Конституции референдум должен быть проведен на всей территории страны. На основе находящегося на столе документа должен быть создан специальный опросный комитет. Там наряду с представителями Азербайджана и Армении страны-сопредседатели на основе консенсуса будут проводить обсуждения для определения того, как будет решен вопрос статуса. Это дело последующего периода. Сейчас это невозможно ни с демократической, ни с правовой точек зрения. В Нагорном Карабахе была проведена этническая чистка. После возвращения азербайджанской общины невозможно проведение опроса под дулами автоматов Калашникова, должна быть создана полная демократическая стабильность, чтобы население высказало свое мнение".

При этом министр отметил, что "осенний визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ на оккупированные территории Азербайджана будет носить характер миссии по выяснению обстоятельств". Он напомнил, что в 2005 году на оккупированных территориях была осуществлена подобная миссия:"Тогда совершившая визит в регион миссия по выяснению обстоятельств готовила доклад для ООН и ОБСЕ. Чтобы выяснить проводилась ли политика заселения на этих территориях, по требованию Азербайджана в регион будет направлена миссия по выяснению обстоятельств. В ходе визита ситуация будет проанализирована и заново изучена". (АПА)

После вышеизложенного заявления главы МИД Азербайджана уж точно не остается никаких сомнений в том, что официальный Баку в переговорах занимает более чем конструктивную позицию. Это замечено даже руководителями международных организаций. ("Зеркало")

"В Карабахском конфликте главное - не допустить сепаратистов к переговорам"

Фрагменты интервью с вице-президентом Организации международных стратегических исследований Турции, профессором Камером Касымом.

Что несет в себе российско-турецкое сближение странам Южного Кавказа?

Заранее сложно предсказать, как будет отражаться развитие турецко-российских отношений на проблемах Южного Кавказа. Изначально Россия в армяно-азербайджанском конфликте заняла проармянскую позицию, что не соответствует долгосрочным интересам Кремля. Армения - маленькая, экономически не развитая страна и ее привлекательность для России ограничена. Турция же - крупная региональная держава с соответствующими экономическими и политическими ресурсами. Развивая отношения с Анкарой, Россия может воспользоваться этими возможностями.

Одной из причин, сближающих Анкару и Москву, является возможная военная агрессия США и Израиля против Ирана...

Не думаю, что США начнут войну против Ирана. Но приостановление процесса обогащения урана в Иране в интересах как Турции, так и России. Ни одно государство не пожелает видеть в регионе силу, владеющую атомным оружием. Государство, обладающее атомным оружием, беспокоит страны региона. Есть также опасения в том, что за Ираном атомным оружием захотят владеть и страны Персидского залива.

Как отразится американо-иранское противостояние на странах Южного Кавказа?

Южный Кавказ стоит перед выбором - идти по пути интеграции с НАТО, или договориться с Россией. В международных отношениях конфликты не разрешаются, они только меняют форму. Могут быть подписаны мирные соглашения, подразумевающие завершение конфликта, но через годы он проявится в другой форме. В Карабахской войне есть два пути разрешения - военный и мирный. Оба апробированы, но безрезультатно. В армяно-азербайджанском конфликте главное заключается в том, чтобы не допускать карабахских сепаратистов к переговорам, поскольку это превратит армянских сепаратистов в полноправную сторону конфликта и может их легитимизировать. Для Азербайджана противной стороной в конфликте, бесспорно, является Армения. (Vesti.Az

"Азербайджан - важная страна для США"

Основатель и глава Вашингтонского Института новых демократий Маргарита Ассенова заявила, что для лучшей интеграции региона Южного Кавказа в евроатлантические структуры, в первую очередь, надо сфокусироваться на социальном, политическом и экономическом развитии и завершить переход к рыночной экономике и демократии. Конечной целью стран должно стать объединение региона и устранение с карты мира территории, разделенной военными конфликтами и превращения его в зону успешного бизнеса и туризма. На этот вопрос - каково значение Азербайджана для США, насколько верны утверждения, что на Кавказе США обменяли демократию на нефть? - Ассенова сказала, что страна очень важна как альтернативный путь для энергетических поставок в Европу и близость к Ирану. "Азербайджан - светская и исламская страна одновременно. Это модель государственного устройства, которую США хотели бы видеть в Афганистане и Ираке", - сказала она.

Решение существующего в регионе конфликта должно позволить странам стать процветающими демократическими государствами. "Думаю, политика США на поддержку демократии не изменилась. Однако если США хотят видеть регион стабильным и демократическим, то в первую очередь, необходимо обеспечить его безопасность", - сказал она. Ассенова не согласна с мнением о том, что Азербайджан пытается шантажировать Запад и заставить его закрыть глава на нарушения прав и свобод человека в обмен на нефть и газ. Западу нужно устойчивое и стабильное экономическое партнерство без непрозрачного и подотчетного бизнеса, что возможно только при политических свободах и независимой прессе, считает она.

Маргарита Ассенова родом из Болгарии, в 1980-х годах работала корреспондентом Радио "Свобода". Переехав в США, Ассенова работала в нескольких СМИ и правозащитных организациях, после чего учредила Институт новых демократий, изучающий ситуацию в новых независимых странах Восточной Европы и бывшем СССР. (Turan)

Азербайджан является символом прогресса и модернизации?

На бывшем постсоветском пространстве нет другой такой республики как Азербайджан, которая быстро и успешно трансформировалась из советской системы в западную, считает бывший заместитель министра обороны Израиля генерал Эфраим Снэ. "Я считаю, что в кавказском регионе Азербайджан является символом прогресса и модернизации", - сказал в интервью по телефону Снэ, комментируя статью антиазербайджанского характера, недавно размещенную в блоге Афуи Хирш на сайте британского издания The Guardian. "Если взглянуть на два главных параметра демократии - наличие оппозиционных органов печати и предоставление депутатского мандата членам оппозиционных партий, то оба этих фактора представлены в Азербайджане. Вот и ответ на претензии и жалобы в адрес страны" - считает Снэ, занимавший несколько министерских постов в израильских правительствах. Израильский генерал назвал статью в The Guardian "коварной, и преследующей двойные стандарты". По его мнению, среди стран, входящих в СССР, Азербайджан, наравне с балтийскими государствами, несравним в вопросе демократии, прогресса и модернизации. "Невозможно сравнить демократические традиции столетней давности с новорожденной демократией, которой всего 20 лет", - считает Снэ. С социально-экономической перспективы развития, по словам израильского генерала, Азербайджан входит в число немногочисленных стран, где нефтяные богатства широко распределяются среди народа. Появление такого рода публикаций в западных СМИ является результатом активной деятельности армянского лобби на Западе, считает Снэ. "Появление таких статей в западной пресс происходит благодаря работе сильного лобби азербайджанских врагов, оккупировавших 20 процентов территорий страны" - сказал Э.Снэ.(Trend)

Шаг в направлении интеграции Азербайджана в ЕС

"В середине июля на переговорах по заключению ассоциативного соглашения между Евросоюзом и Азербайджаном делегация ЕС представит раздел по двум основным темам - экономической и социально-гуманитарной", - заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедкулиев. Отметим, что переговоры между правительством Азербайджана и Еврокомиссией о заключении соглашения об ассоциации запланированы на 16 июля. Делегацию Азербайджана на переговорах возглавит Махмуд Мамедкулиев. Во главе европейской делегации руководитель отдела по странам Южного Кавказа Джон Каер. По словам Мамедкулиева, повестка переговоров включает в себя обмен мнениями. Помимо представленной ЕС тематики - социальной и экономической - будет рассматриваться также и важный раздел, посвященный вопросу политического диалога между ЕС и Азербайджаном и вопросам безопасности. Переговоры продлятся год или полтора. (Trend)

"Политика Азербайджана построена на интеграции с Европейским экономическим и политическим пространством, и это соглашении своего рода дополнительный шаг в вопросе интеграции", - заявил политолог Парвин Дарабади. "Это позволит нам использовать безвизовый режим между странами Восточного партнерства и даст Азербайджану возможность стать открытым для Европы. "Это очень положительный момент для нашей страны",- заявил политолог Фикрет Садыхов. По его словам, на данный момент Азербайджан сотрудничает с ЕС только на уровне различных соглашений и проектов. "Подписание соглашения позволит сделать еще один шаг в направлении интеграции Азербайджана в европейское пространство. Думаю, и для самой ЕС также важно иметь активные и широкие контакты с республиками Южного Кавказа, ведь здесь тоже существуют их весьма важные экономические и политические интересы. Это соглашение удовлетворит сразу две стороны", - отмети эксперт. ("Эхо")

10 июля положен конец мытарствам азербайджанских журналистов?

Хельсинкская комиссия США в лице сенатора Бенджамина Кардина подготовила проект резолюции в поддержку свободы прессы на пространстве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документ призывает страны - члены ОБСЕ отменить уголовное преследование за клевету, улучшить свободу прессы, активно расследовать и наказывать виновных в физическом давлении на журналистов. По мнению главы комиссии Кардина, эта резолюция подтолкнет страны к изменению таких пунктов их законодательства, как ограничение свободы слова, блокирование интернет-сайтов, физическое и иное давление на журналистов. Данная резолюция включена в финальный документ заседания Парламентской ассамблеи ОБСЕ в субботу, 10 июля. Парламентарии из 56 стран, включая Азербайджан, проголосуют за этот документ. Отметим, что документы в ОБСЕ принимаются консенсусом. Это значит, что если азербайджанская делегация откажется поддержать резолюцию, Баку тем самым противопоставит себя ОБСЕ. В случае же поддержки данного документа Азербайджан примет на себя очередное международное обязательство в области свободы выражений и прессы.

До сих пор власти страны отказывались отменить уголовное преследование за клевету. Правда, они не раз имитировали заинтересованность в отмене этой статьи. Обычно это происходит, когда данная тема вновь ставится актуальной. Не так давно даже парламент страны собирался рассматривать вопрос об отмене статьи о диффамации. Но некоторые депутаты заявили, что отмена уголовного преследования за клевету повлияет на общественную стабильность и даже может угрожать национальной безопасности. Получилось, что в отмене этой статьи заинтересованы те, кто не желает добра Азербайджану. Хотя очевидно, что власти остерегаются отмены статьи о диффамации из-за страха перед вероятным увеличением в СМИ публикаций о нарушениях законов чиновниками и в целом - о коррупции. ("Новое время")

Юсиф Багирзаде возглавил Партию национальной независимости Азербайджана

11 июля в Баку состоялся 10 съезд партии Национальной независимости Азербайджана (АМИП), избравшей Центральный совет и Ревизионную комиссию. В работе съезда принял участие 201 делегат от 64 районных организаций. Лидер партии Этибар Мамедов в своем выступлении сказал, что партия прошла период тяжелых испытаний и вступила на новый этап. По его словам, в новую эру вступила и сама страна. В то же время, он сказал, что внутренняя ситуация в стране остается очень тяжелой. "Страну хотят прекратить в собственной одной или нескольких семей", - сказал Мамедов. Касаясь планов по карабахскому урегулированию, обнародованных главой МИД Мамедъяровым, лидер АМИП отметил, что они полностью противоречат конституции страны, и в случае их принятия - это станет "государственным преступлением". Что касается внутриполитической ситуации, то Мамедов считает, что в настоящее время создаются возможности для ведения политической борьбы, хотя ранее делалось все, чтобы таковых возможностей не было. По его словам, АМИП должна активно участвовать в предстоящих парламентских выборах.

В заключение делегаты избрали абсолютным большинством председателем партии Юсифа Багирзаде. В 1995-2000 гг. он был членом парламента, в 2003-2006 гг. - членом ЦИК. В апреле 2010 года он был принят в ряды АМИП. Ранее он являлся членов правящей партии "Ени Азербайджан", а еще ранее - Демократической партии. По образованию - юрист. В 2003 году был одним из тех членов ЦИК, которые признали победу Ильхама Алиева на президентских выборах. Партия была учреждена в 1991 году, ее первым председателем стал Этибар Мамедов. В 2003 году он подал в отставку с этого поста председателя, оставаясь, однако лидером партии. (Turan)

Сокращение квоты Азербайджана на вылов рыбы на Каспии - инициатива самой страны - Минэкологии

Сокращение квоты Азербайджана на вылов рыбы на Каспии - инициатива самой страны, сказал 12 июля советник департамента министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана по увеличению и защите биоразнообразия в водных бассейнах Тариэль Мамедли. На заседании Комиссии водных биоресурсов Каспийского моря, проходящем в столице Ирана, квота Азербайджана на вылов рыбы на Каспии сокращена по сравнению с 2008 годом (в 2009 году данный вопрос не поднимался) на семь процентов, составив 6,7%. "Азербайджан объявил о применении запрета на вылов в водных бассейнах страны двух из четырех видов осетровых рыб. Данное решение, принятое азербайджанской стороной в одностороннем порядке, привело к снижению собственной квоты", - сказал Мамедли. По словам советника департамента Минэкологии, на заседании Комиссии водных биоресурсов Каспийского моря в Тегеране азербайджанская сторона выступила с заявлением об использовании биоресурсов только для рыборазведения и научных исследований, и предложила всем прикаспийским странам присоединиться к данной инициативе. По предложению Департамента по развитию и охране биологических ресурсов в водных бассейнах Минэкологии Азербайджана очередное заседание по определению квоты на вылов рыбы будет проведено в первой декаде декабря в Иране. (Trend)

"Считаю инвестиционный климат в вашей стране благоприятным"

Фрагменты интервью с послом Чехии в Азербайджане Радеком Матулой.

Какова позиция чешской стороны по практическому осуществлению партнерства, правилам финансирования, по участию стран в Программе?

Позиция Чехии к "Восточному партнерству" полностью подтверждает тот факт, что наша страна стояла у самого начала этой инициативы. Чехия поддерживает идею интеграции Азербайджана в ЕС и всегда поддерживала Восточное партнерство как инструмент, который может помочь Азербайджану укрепить его отношения и связи с ЕС во всех областях сотрудничества. С целью принятия активного, практического участия в процессе сближения Азербайджана с ЕС, Чехия недавно предложила азербайджанской стороне список областей, в которых мы можем осуществить проекты технической помощи учреждениям Азербайджанской Республики - речь идет прежде всего о передачи опыта по чешскому трансформационному процессу, по процессу сближения стандартов со стандартами ЕС и т.д.

Насколько благоприятен для зарубежных бизнесменов инвестиционный климат в Азербайджане? Существует ли в Азербайджане прогнозируемая правовая среда?

Я лично считаю здешний инвестиционный климат благоприятным для наших предпринимателей. Азербайджан становится все более привлекательной страной с этой точки зрения. Мы видим, как законодательство Азербайджана в этой области реформируется - что очень важно. Для наших предпринимателей существует довольно много возможностей ля ведения бизнеса в Азербайджане. Основным препятствием для расширения экономического сотрудничества, повышения инвестирования чешских компаний в Азербайджане и увеличения чешского экспорта в Азербайджан является недостаток информации у чешских предпринимателей о возможностях, перспективах и условиях работы в Азербайджане. (1news.az)