Об итогах совместной работы Счетной палаты РРФ и Комитета госконтроля и экономической безопасности Южной Осетии рассказал в интервью газете "Южная Осетия" глава комитета Батраз Таказов.

"Со Счетной палатой мы работаем уже несколько лет. В 2008 году между Счетной палатой в лице Степашина С.В. и Республикой Южная Осетия, в моем лице, подписан Протокол о взаимном сотрудничестве и оказании помощи разного уровня. Мы практически первыми подписали протокол, имеющий силу соглашения. Инициатива о приглашении Счетной палаты исходила от руководства Южной Осетии. Была разработана совместная программа, согласованная с президентом. Это четвертый визит наших коллег, которому предшествовала огромная работа, так как это соглашение между двумя государствами. Проверка была намечена на конец марта, сроком на две недели. Это крайне малый срок для тех мероприятий, который мы назначили - проверка Госкомитета по восстановлению, Государственного унитарного предприятия под руководством Каримова, и Министерства финансов. Чтобы успеть охватить все аспекты, президентом было принято решение проверку начать своими силами 26 января. На всех трех объектах проверка началась одновременно. К моменту приезда бригады из России мы уже провели определенную работу, и то, что было наработано нашими сотрудниками, имело положительное значение... (На стадии становления Комитета мы попросили Счетную палату Российской Федерации помочь нам в профессиональной подготовке наших кадров. К нам приехала большая профессорско-преподавательская группа из РАГС, которая в течение двух недель проводила занятия, помогла литературой)", - сообщил Таказов.

"По окончании проверки акты были составлены по всем трем структурам, но остались еще некоторые совместно наработанные материалы. Однако, несмотря на то, что акты подписаны, работы в этом направлении продолжены. По итогам совместных проверок была проведена коллегия Счетной палаты РФ 30 мая, где все вопросы, касающиеся этих направлений, были рассмотрены. На коллегию были приглашены представители Минрегиона РФ, Минфина РФ, Генпрокуратуры РФ. Были выслушаны два доклада Рябухина С.Н. - руководителя контрольных мероприятий, и мой доклад... Я был вынужден обозначить просчеты в восстановительном процессе, конкретных виновных лиц, конкретные суммы. Председатель Коллегии Степашин С.В. сказал, что доклад Таказова Б.Т. - это материал для рассмотрения Генеральной прокуратурой РФ. Было принято решение подготовить письмо на имя Степашина С.В. с изложенными фактами, чтобы он предоставил его Генеральной прокуратуре РФ для создания бригады по расследованию этих дел. Наш президент докладывал об этой ситуации премьер-министру России В.В. Путину. Теперь мы ждем очередного визита из числа руководящих работников правительства и Генпрокуратуры РФ", - сказал глава комитета.

Он также сообщил, что после проверки ГУПа было возбуждено одно уголовное дело, а по результатам дальнейшей проверки еще несколько. "роверка продлится до конца года, но ГУП будет работать и, надеемся, заработает, как и должно быть. Будем оказывать всяческую помощь исполняющему обязанности директора ГУПа Сослану Бекоеву, чтобы наши люди эту зиму в палатках и гаражах не зимовали", - отметил Таказов.

Он также назвал самые грубые нарушения по объектам восстановления: "Во-первых, генподрядчики, которые в основном были определены Межведомственной комиссией, на учет в налоговые органы Южной Осетии не вставали. Хаотическим образом набирались субподрядчики. Югоосетинская сторона мало что решала в этом вопросе. По предложениям, которые еще в конце 2008 года выдвигал наш Комитет - ни одна строительная организация без постановки на налоговый учет не должна получить ни работы, ни финансирования - не было выдержано. На протяжении 2009 года продолжался произвол. В итоге многие субподрядные организации, получив деньги, в производство запускали небольшую часть, а остальные неизвестно куда девали. С этим разбирается Генпрокуратура. Возбуждено около 20 уголовных дел. Причина одна - эти субподрядные организации не были проверены. Некоторые приехали заработать, а некоторые хапать. Разница большая. Те, которые приехали зарабатывать - работают качественно, честно и добросовестно. А те, которые приехали хапнуть, они хапнули и скрылись, бросив своих рабочих на произвол судьбы без зарплаты, без питания, без средств к существованию. На протяжении 3-5 месяцев им не выплачивается заработная плата. Президент вынужден был взять под контроль эту ситуацию и с неимоверными трудностями решил вопрос выплаты заработной платы строителям, чтобы эти нерадивые подрядчики не позорили нашу страну. Со вторника, 6 июля, началась выплата заработной платы строителям". По его словам, много сил приложено правоохранительными органами на поиски скрывшихся подрядчиков.

"Неоправданно было опережающее финансирование, отметил Таказов. - Идея эта не югоосетинская. Она была высказана представителем Межведомственной комиссии. К сожалению, сейчас плоды этой системы пожинаем мы. Работ было сдано процентов на 20-30. Субподрядчики не ведут никакой документации. У меня вопрос к генподрядчикам: "Почему они не требуют правильного оформления документации у субподрядчиков?". Комитет Госконтроля, проанализировав все, пришел к выводу: есть так называемые лимитированные расходы, которые должны оплачиваться только после представления субподрядной организацией документов на перевозку рабочей силы, транспортные расходы, оплату за жилье, технику. Генподрядчику выгодно, чтобы эти документы не представлялись. Он договаривается с субподрядчиками на словах, без договоров, об объемах работы. Например, вот этот дом надо построить за 5 миллионов рублей, хотя работа стоит 10 миллионов. Субподрядчику ничего не остается, как согласиться на выдвинутых условиях. А генподрядчик всю документацию заполняет сам и, естественно, эти 5 миллионов, которые не додали субподрядчику, и лимитированные расходы, которые не оформил субподрядчик, остаются генеральному подрядчику. К сожалению, цифра ущерба, нанесенная Южной Осетии, по нашим подсчетам составляет около 1 миллиарда рублей", - сообщил глава комитета.

Он также ответил на вопрос о том, почему на работу принимают иностранных граждан без регистрации. "МВД нашей республики с 2008 года поднимает этот вопрос. Особенно остро встал вопрос во втором полугодии 2009 года. В правительстве было принято решение, что регистрация отрицательно скажется на восстановительных процессах в республике", - отметил Таказов.

Он также сообщил, что началась проверка аппарата правительства: "Это первая проверка за все время существования аппарата правительства. Но уже обнаружены финансовые нарушения. Есть факты, когда чиновники аппарата правительства работают на двух должностях в разных организациях - и в аппарате правительства, и в ГУПе. Это нарушение и законов РЮО, и Трудового кодекса... В правительстве целенаправленно проверяем Агапова - зам. руководителя аппарата правительства и Макада - начальника отдела материально-технического обеспечения. Оба работают еще и в ГУПе. Уезжая в командировки от имени правительства, в ГУПе им ставили полный рабочий день, начисляя неплохую зарплату. 5 июля президент дал поручение разобраться, что за командировки у работников аппарата правительства в городе Сочи. У нас пока никаких интересов и связей, связанных с государственными делами в г. Сочи, нет".

Таказов заявил также о необходимости открытия в Южной Осетии казначейства. "В ноябре 2008 года был приглашен специалист из Счетной палаты РФ по созданию казначейства. Из числа сотрудников нашего Комитета был подготовлен специалист, разработали всю документацию, с тех пор тянется волокита. Хотя был и указ президента об открытии казначейства. Под всякими предлогами правительство уходило от исполнения указа, хотя был издан указ, назначен руководитель казначейства, определена штатная численность, и тогда выяснилось, что в проект бюджета 2010 года Министерство финансов эту статью расхода не внесло... Были ссылки, якобы в Москве не разрешают открытие казначейства. Причем, во-первых, Москва, во-вторых, представители Минфина РФ были здесь и они утверждали, что казначейство нам необходимо и ими рекомендовано Министерству финансов РЮО", - сообщил глава комитета.

Он заявил, что во второй половине 2009 года кривая коррупции в республике резко поползла вверх: "Сейчас постоянно появляется информация, что новая команда перекрыла коррупционные каналы в РЮО. У меня конкретное предложение к любому из чиновников: пусть назовут один из этих каналов, которые они перекрыли. Мы проанализируем эти контрмеры, которые якобы предприняты для перекрытия коррупционных каналов. Почему же чиновники, которые во втором полугодии 2009 года принесли сюда эти коррупционные схемы, находятся в бегах на территории других государств и из глубокого подполья дают интервью?"

"Проворовался главный архитектор Бреусов Д. Это наши материалы, мы по нему работали. Чиновнику казалось, что мало зарабатывает, и как частное лицо проводил экспертизу проекто-сметной документации в городе Квайса по брусчатым домам, которые стоят под "розой ветров". Практически без фундамента дома посадили на сыпучий грунт, и люди отказываются заселяться. Семь из этих 20 домов без крыши, пять без внутренних перегородок. С кем заключили этот договор? С каким-то непонятным физическим лицом на территории России. 1 кв.м., по нашим подсчетам, обходится в брусчатом доме 31400 рублей, а с учетом береговых укрепительных работ 86000 руб. Это почти 3 тысячи долларов. За эти деньги мы могли бы купить на Рублевке для наших пострадавших людей дома. В сравнении - в городе Цхинвале 1 кв.м. обходится в 23000 рублей. Кто допустил такую халатность? Этот заказ выполняло ГУП. Кто определил место для строительства этих домов? И сваливать теперь на главу района вину - по меньшей мере - непорядочно. Пора уже ставить точки. Что меняется от того, что я буду говорить дипломатическим языком, который не доходит до тех людей, от которых зависят вопросы финансирования и которые находятся в полной прострации, и ответа не получишь на свой вопрос. Но к этому мы еще вернемся совместно с Генпрокуратурой", - заявил Таказов.

Глава комитета также ответил на вопрос о том, что стало с деньгами, перечисленными россиянами в качестве гуманитарной помощи для жителей республики: "К нам поступил 1 миллиард рублей гуманитарной помощи. Долгое время эти деньги не могли попасть на наши счета. По поручению президента я сам лично ездил во Владикавказ и почти четыре месяца пробивали данный вопрос. Определенную помощь нам оказала Счетная палата РФ. Когда, наконец, мы получили эти деньги, то возник вопрос их применения. Но так как это гуманитарная помощь, то, по закону, мы можем их использовать строго по назначению. Была создана комиссия во главе с Габараевым Н.А. Пока все организационные вопросы решались, комиссия предложила разместить эти деньги в разных банках России под проценты. Но, к сожалению, решение этой комиссии не было выполнено правительством. Более того, 200 миллионов этих денег правительство настояло выделить Сбербанку, чтобы выдавать их под проценты. Президент и члены комиссии были категорически против, и парламент принял решение о приостановке данной операции. В настоящее время эти деньги находятся в республике. 70 миллионов из них потрачено для восстановления Квайса. Президент утвердил своим указом Положение о комиссии. Председателем комиссии назначен Габараев Н.А., утверждены члены комиссии - это депутаты, представители правительства, Госконтроля и общественности. Решение комиссии поместить деньги под проценты в банки Минфином не выполнено, и республика понесла убытки".