Впервые в ночь 23.00 мск 10 до 4.00 мск 11 июля в Гатчинском музее-заповеднике состоялась "Ночь музыки", посвященная 170-летию со дня рождения Чайковского. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, на самом большом озере парка - Белом был сооружен плот, способный выдержать целый симфонический оркестр.

Вход в парк всю ночь был свободным и впервые ночью работал Гатчинский дворец. Экскурсанты смогли увидеть не только отреставрированные парадные залы XVIII века, но и пройти знаменитым подземным ходом к берегу Серебряного озера, подняться на Сигнальную башню дворца. Кроме того, впервые с 1941 года в минувшую ночь экскурсии пришли в не отреставрированные помещения Арсенального каре, где располагались личные императорские апартаменты.

Желающие послушать музыку Чайковского расположились прямо на берегу Белого озера. Всего, как уточнили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе ГМЗ "Гатчина", за ночь на берегу побывало около 7 тыс. слушателей. В длившемся 5 часов концерте принимали участие Санкт-Петербургский Государственный симфонический оркестр (дирижер заслуженный артист России Александр Титов), Оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело.

Корреспондент ИА REGNUM Новости встретил маэстро на тропинке, ведущей к плоту, где играли музыканты. Мастранжело рассказал, что играть "на природе" для него привычно - совсем скоро он отправится в Италию на фестиваль Пуччини, где музыка тоже будет звучат под открытым небом.

"Мне очень приятно, что в Санкт-Петербурге сыграть Чайковского ночью на озере позволила погода", - сказал дирижер.

Также на плоту играл Международный молодежный симфонический оркестр капеллы "Таврическая" (дирижер Михаил Голиков). Около 1500 экскурсантов посетили в "Ночь музыки" Гатчинский дворец - в музей стояла очередь. И сами экскурсоводы впервые провели экскурсии по еще не отреставрированным Греческой галерее, Мраморной лестнице, Ротонде под гербом, Китайской галерее и Арсенальному залу в Арсенальном каре.

В Китайской галерее во время рассказа экскурсовода в проеме двери мелькнуло белое платье. Все закричали: "Привидение!". Экскурсовод Татьяна Кузнецова, которая сама была в этих мрачных, некогда бывших блестящими апартаментами помещениях, второй раз в жизни, сказала, что странности во дворце - обычное дело.

"Колышутся занавеси, звучит отдаленная музыка флейты и слышится шепот, - это и милиционеры дежурные замечают", - сказала экскурсовод. Правда, перед началом "Ночи музыки" в пресс-службе музея-заповедника предупредили, что в эту ночь во дворце "возможны сюрпризы". Наверное, привидение было "потревожено" специально.

Кузнецова сообщила, что в помещениях Арсенального каре, сохранившегося в годы Великой Отечественной войны, разрушения ноcят послевоенный характер: здесь было военное училище и его начальник распорядился сбить колонны, которые мешали покраске стен и замазать росписи, которые отвлекали курсантов от учебы. Мраморные ступени были разбиты, когда по лестнице тащили тяжелые станки. В перспективных планах музея - реставрация Арсенального каре.

Завершая рассказ об Арсенальном каре, Кузнецова сообщила, что в марте 1885 года Чайковский в письме к Надежде фон Мекк упоминал, что был представлен Александру III в Гатчинском дворце в Александровской приемной, которая также находится в Арсенальном каре. Она уже восстановлена и сейчас там проходят концерты. Александр III очень ценил музыку Чайковского, которая часто исполнялась в Гатчинском дворце придворным оркестром.

"Музыка Чайковского звучала именно тут, в Арсенальном каре 7 ноября, по старому стилю 25 октября 1893 года, ее слушала императорская семья. И лишь потом они узнали, что именно в это время в Санкт-Петербурге умер Чайковский", - завершила рассказ Татьяна Кузнецова.