9 июля Армения рассекретила Программу действий индивидуального партнерства Армения-НАТО (IPAP). Текст документа официально опубликован на сайте министерства обороны республики. В целом Программа представляет собой перечень реформ армянской армии и шагов по её приближению к стандартам НАТО. Примечательным является пункт 1.2 (Отношения с соседями). В нём в числе прочего отмечается, что Армения обязуется в сотрудничестве с Минской группой ОБСЕ, работать над мирным решением нагорно-карабахского конфликта и "поддерживать информированность Альянса о развитии событий" в карабахском процессе. Напомним, Армения и НАТО подписали IPAP в декабре 2005 года, следовательно, Ереван информирует Альянс о деталях переговоров на протяжении последних почти 5 лет.

Стоит также напомнить, что 26 мая президент Армении Серж Саргсян выступил на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Генсек Альянса заявил журналистам, что Альянс не видит возможности для военного вмешательства в нагорно-карабахский конфликт в случае возобновления в этом регионе военных действий. По его словам, НАТО не вовлечен непосредственно в процесс урегулирования конфликта, но поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ и призывает Армению и Азербайджан, которые являются его партнерами, продолжать мирные переговоры. Как отметил Расмуссен, альянс не представляет себя в иной роли, кроме как в роли организации, оказывающей содействие усилиям МГ ОБСЕ, которые, как он надеется, в ближайшее время принесут положительные результаты.

В свою очередь, президент Армении Серж Саргсян отметил, что республика не стремится вступить в НАТО. "Но я не слышал ни сейчас, ни ранее, чтобы у НАТО не было вообще никакой роли в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в особенности, если вдруг ситуация перерастет в военную фазу. Известно, что проблемой Карабаха занимается МГ ОБСЕ. Армения и Азербайджан - члены Совета Европы, и европейские структуры занимаются как решением проблемы, так и нормализацией наших отношений", - заявил Саргсян. Он указал, что НАТО отвечает также за безопасность Европы, которая не имеет иных Вооруженных Сил, помимо альянса. "Однако из моих слов не следует, что если завтра будет конфликт, то НАТО однозначно вступит в регион. Но, думаю, что сказанное мною полностью понятно", - добавил Саргсян.

Это заявление Сержа Саргсяна вызвало широкий резонанс в стране. Ряд аналитиков сделал вывод, что глава армянского государства фактически призвал НАТО быть более активной в регионе и, в частности, усилить свои гарантирующие функции на случай срыва процесса переговоров и скатывания ситуации к войне. В частности, депутат парламента Армении от партии "Наследие" Армен Мартиросян заявил, что у Армении есть проблемы в вопросе обеспечения своей безопасности и заявление президента Сержа Саргсяна о возможном участии НАТО, в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе, является свидетельством этого. Отвечая на вопрос о возможной реакции Москвы на такой ход событий, учитывая, что до сих пор говорилось только о возможном вмешательстве России и ОДКБ, Мартиросян отметил, что Армения должна обеспечить свою безопасность, "чего бы то ей ни стоило, какая бы реакция не последовала".

"Армения вовлечена в Европейские структуры, страна является членом Совета Европы, и вмешательство Североатлантического альянса в случае возобновления военных действий, неизбежно. НАТО так или иначе будет вовлечена в эти действия", - считает депутат.

С другой стороны, секретарь фракции правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов заявил, что высказывания президента Армении Сержа Саргсяна о роли НАТО в карабахском конфликте нельзя считать приглашением Альянса в регион Южного Кавказа. "Президент очень четко сказал, что если начнется война, то НАТО, как структуре, отвечающей за европейскую безопасность, будет что делать. По крайней мере, ей следует постараться предотвратить войну, а также дать политическую оценку воинственным заявлениям Азербайджана и его политике", - отметил Шармазанов, поясняя, что именно это имел ввиду президент Армении, говоря о роли НАТО в регионе. На вопрос, исключает ли он вообще присутствие натовских войск в регионе, Шармазанов отметил: "Мы ведем свою политику в соответствии со стратегической программой Национальной безопасности и военной доктриной". Согласно этим документам, по его словам, Армения сотрудничает с НАТО, но все должны помнить, что Армения является членом ОДКБ и, "как заявил генсек этой организации Николай Бордюжа - локомотивом ОДКБ".

Между тем, экспертный совет Российского Центра прогнозирования конфликтов, исходя из результатов встречи 25 мая президента Армении Сержа Саргсяна с Генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном и реакции на это политической элиты республики, констатировал: "правящая коалиция Армении дала свое согласие на развертывание в зоне нагорно-карабахского конфликта военизированных формирований сил НАТО". В Центре считают, что заявления президента Саргсяна о возможности вовлечения НАТО в процесс разрешения карабахской проблемы отражают согласованный курс Республиканской партии Армении на интеграцию страны в евроатлантические военно-политические структуры. "Несмотря на это, данные заявления армянской стороны в Брюсселе контрпродуктивны и некорректны с точки зрения членства Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)", - говорится в заключении совета.

Примечательно, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта практически сняли режим секретности с Мадридских принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. О ещё большем числе деталей проекта урегулирования публично рассказал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Одним из базовых принципов урегулирования является проведение миротворческой операции в зоне конфликта. По мнению экспертов, в настоящее время главным спорным вопросом является состав будущего контингента. Раскрытие содержания IPAP может быть расценено как "ответная откровенность" со стороны Еревана о закулисном содержании урегулирования и новая попытка привлечения НАТО к выстраиванию баланса в регионе.