После референдума 10-11 мая стало совершенно ясно, что в мае 2004 года Литва станет полноправным членом ЕС. Те, кто голосовали "за", надеются на улучшение жизни. Лучшего бизнеса и более благоприятных для предпринимательства условий ждут и деловые круги страны, хотя часть бизнесменов с беспокойством ждет вступления в ЕС. Министр хозяйства Литвы Пятрас Чесна утверждает, что оснований для беспокойства нет. Об этом интервью министра специально для ИА REGNUM.

Готовы ли предприниматели Литвы работать в условиях ЕС? Какие проблемы еще следовало бы решить?

На этот вопрос могут ответить лишь они сами. Министерство хозяйства за ручку никого не водит - оно только помогает хозяйствующим субъектам подготовиться. Когда Литва станет членом Европейского Союза, в стране все будут обязаны придерживаться положений учредительного договора Европейского Сообщества. Согласно этому договору, вся зарубежная торговля в ЕС регламентируется одинаково. Это значит, что внешние тарифы пошлин, меры антидемпинга, компенсационные и протекционные средства для защиты местных производителей, система квот будут одинаковыми для всех стран - членов ЕС, все это будет применяться и к ставшей членом Европейского Союза Литве. Поэтому очень важно разъяснить и вовремя информировать хозяйствующие субъекты, какие изменения произойдут с момента вступления Литвы в ЕС, как на импорт товаров в Литву и экспорт из Литвы повлияет изменение режима торговли. Все это Министерство хозяйства и делает. Необходимо лишь большее желание этим интересоваться.

Опросы мелких и средних предпринимателей, опубликованные в газете Verslo žinios, показали, что почти половина предприятий страны не готова работать в ЕС. Как вы думаете, почему?

Сложно оценивать результаты опросов: практика показывает, что они не всегда реально отражают настоящую или будущую ситуацию. Предприятия Литвы экспортируют более 60% продукции, из них около 70% - в страны ЕС или в страны, которые вскоре должны стать членами ЕС. Около половины импортируемых в Литву товаров тоже прибывает из этих государств, поэтому для большинства предприятий торгово-экономические отношения с ЕС или странами-кандидатами не являются "неизведанными землями". Кроме того, немало предприятий работает и будет работать на внутренний рынок. Для них условия не сильно изменятся, к тому же в Литве все основные законы уже согласованы с законами ЕС.

Какие отрасли хозяйства страны будут наиболее перспективными в ЕС, а от каких все же придется отказаться?

Какие отрасли хозяйства страны станут самыми перспективными в ЕС, определит конкурентоспособность отдельных промышленных секторов, их готовность предложить международному рынку товары и услуги высокого качества. Уже сейчас основная часть экспорта Литвы отправляется на рынки Запада. В прошлом году на рынках стран ЕС Литва продала более 57% всей экспортируемой продукции. Основные экспортные товары промышленности Литвы - это рафинированные нефтепродукты, текстильные изделия, одежда, трикотаж, меха, изделия из кожи, древесина и изделия из нее, мебель, электрооборудование, аудио- и видеозаписывающие и воспроизводящие устройства и т. д. Для утверждения на рынках ЕС особое значение приобретает развитие энергетики, транспорта и инфраструктуры телекоммуникаций. Необходимо поощрять предприятия, чтобы они эффективно пользовались информационными, телекоммуникационными и новыми технологиями управления, инвестировать в учебу и научные исследования. Не думаю, что придется отказаться от каких-нибудь отраслей хозяйства. Продукцию, которая никому не нужна, я полагаю, никто изготовлять не будет.

Каким отраслям хозяйства и в будущем в Литве будет отдаваться приоритет? Сильно ли изменится структура хозяйства страны?

Перечисленные мною отрасли хозяйства, думаю, и в дальнейшем займут соответствующее место на рынке. С другой стороны, правительство Литвы отдает приоритеты не отдельным отраслям хозяйства, а поддерживает меры, цель которых - создание благоприятных условий для предпринимательства и инвестиций. Правительство Литвы год тому назад утвердило стратегию развития хозяйства до 2015 года. Коротко говоря, приоритеты развития государства таковы: информированное общество, защищенное общество и конкурентоспособная экономика. Об этом я без перерыва мог бы говорить несколько часов. Кому интересно, предлагаю почитать нашу страницу в интернете www.ukmin.lt. Здесь представлена вся информация и на английском языке.

Множество предприятий сейчас торгуют с Россией и другими странами СНГ и с беспокойством ожидают членства в ЕС. Есть ли основания для беспокойства? Как будут развиваться экономические связи со странами, не входящими в ЕС?

Никаких оснований для беспокойства определенно нет - режим экспорта в страны СНГ не изменится, останется прежний статус наибольшего благоприятствования в торговле. Для Литвы и для ЕС Россия применяет один и тот же режим торговли. Министерство хозяйства Литвы провело исследование и выяснило проблемные области, хозяйственные отрасли и товары, в отношении которых торговля Литвы с третьими странами, не являющимися членами ЕС, претерпит наибольшие изменения. Это исследование не раз было представлено предпринимательским структурам. Для исследования были отобраны 15 государств, в том числе Россия, Беларусь, Узбекистан, Казахстан. Руководствуясь этим исследованием, каждое предприятие Литвы сможет оценить возможные изменения условий торговли и планировать свою дальнейшую деятельность. Это забота каждого предприятия, желающего работать в будущем.

Как страна будет решать проблемы энергетики, когда будет закрыта Игналинская атомная электростанция? Когда АЭС перестанет действовать?

После остановки первого блока Игналинской АЭС (а это, на основании требований ЕС, планируется осуществить в 2005 г.) имеющейся генерируемой мощности электроэнергии Литве вполне хватит. После остановки обоих блоков Игналинской АЭС (в 2009 г.) будет модернизирована Литовская электростанция - основной источник электроэнергии, а также вильнюсская и каунасская термофикационные электростанции, будет возобновлена работа каунасской гидроэлектростанции. Если потребуется, будем строить термофикационные электростанции в других городах страны.

Обсуждается ли возможность строить третий блок Игналинской АЭС?

Да, обсуждается. Мнения разные - одни высказываются за то, чтобы Литва и в дальнейшем производила атомную энергию, другие категорически высказываются против. Сейчас создана рабочая группа, возглавляемая председателем ассоциации ядерной энергетики Литвы, профессором Йонасом Гилисом. Группа должна провести исчерпывающее исследование, в котором, кроме других вопросов, должны быть детально проанализированы технические и экономические возможности строительства в Литве нового атомного реактора. Поэтому сейчас сказать наверняка, будет ли в Литве новая атомная электростанция, я действительно не могу.

Превратится ли Литва из страны, экспортирующей электроэнергию, - в импортирующую?

После закрытия Игналинской АЭС имеющихся мощностей, учитывая растущие потребности страны, хватит до 2010 года, при условии, что мы сохраним и будем модернизировать Литовскую электростанцию. Она станет основным источником электроэнергии. Все четыре блока в 300 МW должны быть подготовлены к эксплуатации до закрытия второго блока Игналинской АЭС. Как я уже говорил, будут работать и другие электростанции страны, так что в перспективе 10 лет значительный импорт электроэнергии маловероятен. Экспорт, после закрытия Игналинской АЭС, - тоже.

Как бы вы охарактеризовали переговоры с российским концерном "Газпром"? В какой стадии находятся теперь переговоры?

Переговоры нормальные. В настоящее время "Газпром" производит оценку акций АО Lietuvos dujos по последним представленным ему финансовым данным (а они очень хорошие). Новые - за первый квартал текущего года - финансовые результаты АО Lietuvos dujos "Газпрому" были представлены пару недель тому назад, поэтому очевидно, что этот процесс может несколько затянуться. Надеемся, что у "Газпрома" будет основание повысить цену за акции АО Lietuvos dujos. Четкий ответ рассчитываем получить в конце этого месяца.

"Газпром" предложил меньшую цену за Lietuvos dujos, нежели хочет получить правительство Литвы. Будете ли держаться твердой позиции или все же уступите пожеланиям русских?

Уже не раз упоминалось, что финансовое предложение "Газпрома", а также другие обстоятельства, связанные с суммой сделки, нас не устраивает. Мы установили очень ясные цели данной приватизации, а также у нас есть и свое видение цены, которая удовлетворила бы Правительство Литвы. Если не будет найден компромисс и мы не получим подходящего финансового предложения, усилия, затраченные на процесс приватизации АО Lietuvos dujos, могут оказаться бесплодными. Это означало бы, что необходим перерыв - дополнительное время для правительства, чтобы решить, как дальше мог бы осуществляться процесс приватизации. Возможно, процесс приватизации придется повторить сначала. Может быть, придется менять структуру приватизации. Возможно, мы будем менять точку зрения на квалификационные качества потенциальных инвесторов и т. п. Мы продаем очень важный объект. Неудивительно, что рассчитываем на выгоду.

Что станет с АО Lietuvos dujos, если "Газпром" не купит часть акций?

Правительство рассматривало множество вариантов продажи акций АО Lietuvos dujos. Модель была выбрана после того, как были сформулированы специфические цели государства, которые должны быть достигнуты при привлечении нового акционера. Для достижения этих целей была выбрана известная вам схема: 34% + 34%. Первая часть программы осуществлена успешно. Думаю, что и для воплощения в жизнь второй части мы обязаны приложить все усилия и изыскивать еще не использованные возможности. Тем не менее, если мы не достигнем желаемого результата, это будет доказательство того, что мы установили слишком высокие цели, которые в настоящее время не могут быть реализованы. В таком случае этот этап приватизации будет завершен и после этого можно будет обсуждать другие возможности и альтернативы приватизации АО Lietuvos dujos.

Потребители Литвы протестовали против "Газпрома", боясь высоких цен за газ. Что Литва планирует делать, если придется повысить цены на газ, если этого потребует ЕС? Существуют ли какие-нибудь предохранители?

На этот вопрос я вряд ли отвечу, так как о таких протестах слышать не доводилось. Хочу также обратить внимание на то, что ЕС не требует повышать цены на газ. Однако ЕС собирается пересмотреть минимальные акцизные платежи на продукты энергетики. В будущем, если потребление природного газа в Литве не на нужды производства энергии сильно возрастет (хотя такого прогноза на ближайшее время нет) мы должны будем природный газ обложить акцизом. Это повысило бы цену на природный газ - для жителей газ подорожал бы на 12%, для промышленного потребления - на 6%. Прогнозируется, что критерии ЕС по этому вопросу к Литве будут применены в 2010 г. С другой стороны, если в Литве реального рынка природного газа не будет (а сейчас при одном поставщике, который устанавливает квоты и цены, рынка нет), цены так или иначе будут регулироваться, учитывая в первую очередь интересы потребителей.

Завершились ли уже переговоры с ЮКОСом? Как бы вы могли их охарактеризовать? Продаст ли когда-нибудь Литва ЮКОСу принадлежащий государству пакет акций АО Mažeikių nafta?

Переговоры завершены. Правда, мы еще должны выполнить все процедуры в правительстве для того, чтобы смогли подписать достигнутые соглашения. Переговоры всегда сложны, хотя эти сложности не связаны с непониманием, негибкостью или неумением вести переговоры. В данном случае мы вели переговоры с очень профессиональными людьми, которые знают, чего добиваются, ищут компромисс, поэтому переговоры были и приятными. Они потребовали немало усилий, профессиональности и времени, но они принесли и реальный, ощутимый результат. Если достигнутый результат облегчит наше общение с ЮКОС в будущем, даст возможность АО Mažeikių nafta еще более улучшить свою деятельность, упростит процесс управления - эти переговоры станут делом, которое можно будет вспоминать как прекрасный этап в истории отношений с ЮКОСом. Продадим ли мы ЮКОСу принадлежащий государству пакет? Владеть акциями компаний не является функцией государства. Для государства характерно и выгодно продать свое имущество. Однако АО Mažeikių nafta - специфическая компания. Чрезвычайно важная для государства. Много лет нам никак не удавалось добиться хороших результатов. Пока мы хотим принимать участие в деятельности компании, помочь ЮКОСу организовать все процессы так, чтобы будущее компании не вызывало больше беспокойства. Только тогда приватизация АО Mažeikių nafta будет завершена - и государство продаст все акции.