ИА REGNUM Новости продолжает серию материалов, посвященных началу каденции президента Украины Виктора Януковича. Итоги первых месяцев работы главы украинского государства и дальнейшие варианты развития ситуации в стране в интервью прокомментировал эксперт Донецкого института информации Виталий Сизов.

ИА REGNUM Новости: Что на сегодняшний день представляет собой Донецкий регион с социально-экономической точки зрения?

Донецкий регион - это, в первую очередь, практически монопрофильная, отсталая экономика. Большую часть дохода Донецкой области составляет экспорт металла. Объем внутреннего рынка Украины слишком мал для его реализации, поэтому регион очень зависим от внешних рынков, что с одной стороны в годы благоприятной конъюнктуры приносило сверхприбыли, с другой, со снижением спроса на металл, больно ударило по экономике региона. Ситуация в угольной промышленности еще сложнее, около 40% шахт не имеют перспективы и нуждаются в закрытии. Как признают местные власти, Донбасс сейчас - это немецкий Рур 30 лет назад.

С другой стороны, Донецкая область обеспечивает значительную часть промышленного производства Украины, и является самым населенным регионом Украины, здесь проживает порядка 4.5 млн. чел., или 10 % населения страны. В регионе есть потенциал для проведения успешных реформ. По социальной структуре Донецкая область принципиально не отличается от остальной Украины, и в этой сфере сталкивается с теми же проблемами, в регионе смертность значительно превышает рождаемость, что приводит к старению населения. Наличие мощной промышленности приводит к тому, что на регион приходится порядка трети всех выбросов вредных веществ в стране. В медицине региона происходит медленная деградация, все это приводит к тому, что в Донецкой области самая низкая продолжительность жизни на Украине и самая высокая заболеваемостью СПИДом и туберкулезом.

ИА REGNUM Новости: Какое в области отношение к первым месяцам работы новой, "своей", власти?

На Украине любую власть одинаково не любят как на востоке, так и на западе страны. Разница лишь в том, что в этот раз пришли "свои" и им пока можно многое простить, только бы не вернулись "чужие".

Отношение осталось практически такое же, как и к работе предыдущей власти. В Донецкой области и после 2004 года не было другой власти, кроме той, которая распространяется сейчас на всю Украину. Поменялись лишь первые лица в телевизоре. В принципе, дончане никогда не испытывали иллюзий относительно Партии регионов, все, за исключением некоторой части людей пожилого возраста, понимали, что повышения соцстандартов не будет, мелкие и средние предприниматели понимали, что 5-летних налоговых каникул тоже не будет, как и много другого, что обещали "регионалы". Никто не ожидал быстрых перемен и улучшения жизни, все хотели, чтобы не стало ещё хуже.

Местное руководство прекратило критические выпады в сторону Киева, поддержка в абсолютном большинстве своем лояльной региональной прессы, и как итог - в информационном поле больших и неразрешимых проблем как будто и не существует. На уровне региона все идет в точности, как и шло, такой себе застой, иллюзорная стабильность, люди получили то, что хотели и что ожидали, поэтому ни большого восторга, ни большого разочарования нет. Со стороны новой власти, кроме централизации управления и "закручивания гаек", пока что работы как таковой не было. Заявленные реформы обсуждаются на бумаге, о повышении пенсионного возраста и пересмотре льгот только говорят. Если начнется хотя бы минимальное реформирование, что экономически обосновано и необходимо, поддержка власти в регионе начнет падать.

ИА REGNUM Новости: Многие эксперты дают весьма специфические характеристики работы донецкого менеджмента. Адекватно ли такое восприятие?

Главная задача новой власти, или как её ещё называют - донецкой, оставаться властью как можно дольше. Они сами заявляют, что пришли, как минимум на 10 лет и с этой точки зрения их действии выглядят логичными и оправданными. Может, некоторые эксперты просто неадекватно оценивают истинные задачи нового руководство, и неадекватно оценивают нынешнюю политическую обстановку. Резко улучшить ситуацию в стране новый менеджмент не в состоянии, реформы на сегодняшнем этапе, если и не политическая смерть, то точно очень серьезный удар по и так сравнительно невысокой в масштабе всей Украины поддержке.

Задача новых управленцев - как можно дольше сохранять относительную стабильность, для укрепления властной вертикали и установления контроля над избирательным процессом, чтобы обеспечить преемственность власти и как следствие поддержку лояльному бизнесу. И они как могут, делают это. Говорить о том, что их предшественники были качественно другого уровня, нельзя. Просто новый менеджмент может позволить себе то, о чем некоторые из прежнего руководства только мечтали. Разница лишь в большей централизации, дисциплине, нелюбви к демократическим формальностям и порой не всегда уместной жесткости "донецких". Они просто учли ошибки своих предшественников. Если люди, получившие власть в 2004 году, не очень понимали, что им дальше делать, и думали, что им уже ничего не угрожает, то у новой власти таких иллюзий нет, а есть четкий план по укреплению своих позиций, темпы реализации которого и пугают некоторых экспертов. Ведь неизвестно, на что может решиться новое руководство, если ему всего за 4 месяца удалось подчинить своей воле все ветви власти и серьезно ослабить оппозицию.

Некоторым экспертам не нравятся попытки действовать авторитарным методом, но это не родовая особенность "донецкого менеджмента", таковы реалии украинской политики в целом. Когда в 2009 году намечалась коалиция БЮТ и Партии регионов с планами кардинального изменения Конституция и раздела власти на двоих, грубо говоря, никто на улице у людей их мнения не спрашивал.

Основным же просчетом новой власти, дающим поводы для обоснованной критики, является кадровая политика. В частности, назначение Николая Азарова, являющегося олицетворением всех пороков эпохи Леонида Кучмы, премьер-министром Украины. Именно он формирует "лицо" новой команды, после такого назначения тяжело поверить в то, что коалиция решиться проводить обещанные реформы, и откажется от методов работы времен Леонида Даниловича. В этом контексте стоит также упомянуть имя мультимиллионера Валерия Хорошковского, возглавившего СБУ, и Дмитрия Табачника, ставшего министром образования. Уж слишком они неоднозначные фигуры.

ИА REGNUM Новости: Не является секретом информация о неоднородности и наличии разных кланов внутри Партии регионов. Как строят отношения с разными центрами влияния "новые донецкие" - нынешние руководители города?

Партия регионов - закрытая структура, публичных конфликтов там не происходит. Отношения строятся на разделении сфер интересов. К примеру, в Донецкой области губернатор Анатолий Близнюк представляет "старую гвардию", а председатель Донецкого областного совета Андрей Шишацкий - из молодого крыла партии. Комиссии облсовета, которые имеют влияние на экономику области, возглавляют люди, близкие к "молодежному крылу". К примеру, постоянную комиссию по вопросам аграрного комплекса возглавляет генеральный директор одного из крупнейших производителей кондитерской продукции на Украине ПО "Конти" Олег Логинов, владельцем данного предприятия является "видный регионал", вице-премьер Борис Колесников. Постоянную комиссию по вопросам экономической политики, бюджета и финансов возглавляет главный бухгалтер входящего в структуру компании "СКМ" Рината Ахметова Авдеевского КХЗ Игорь Нудьга.

Точно также строятся отношения и на уровне города, секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко курирует работу коммунальных предприятий и коммунальную собственность, которыми формально владеет громада города. Донецкий городской голова Александр Лукьянченко больше занимается административной работой и текущими проблемами города. Такую же формулу можно применить в масштабе страны: бизнес - "молодым", старикам - "политика". Ведь сложно себе представить молодого топ-менеджера из структуры компании "СКМ", получившего образования в одном из ВУЗов Европы или США, проводящего большую часть своего времени за границей, выкрикивающим на митинге "НАТО - НЕТ" или прочие лозунги из идеологического набора Партии регионов.

Отношения строятся не без конфликтов, отголоски которых порой попадают в прессу, но с учетом обоюдных интересов. Одна часть партийцев завоевывает власть, другая финансирует это завоевание. Что касается места во властной иерархии, то и мэр и секретарь Донецкого горсовета люди несвободные в своих решениях, они занимаются лишь тактическими вопросами в контексте разрабатываемой "старшими товарищами" стратегии, без согласования с ними они важных решений принимать не будут.

ИА REGNUM Новости: Что можно сказать о будущем Партии регионов в свете последних событий, в частности, массового перехода депутатов из оппозиции в коалицию?

У Партии регионов есть неплохие перспективы, на сегодняшний день она обладает самой сильной на Украине организационной структурой, финансовой базой, стабильной поддержкой центральной власти и стабильной поддержкой части населения. В ближайшем будущем она будет решать задачу превращения из региональной силы, которой она, по сути, до сих пор является, в общеукраинскую. Особое внимание будет уделяться увеличению сторонников в центральной и западной Украине, для этого возможно проведение некоторого ребрендинга партии для того, чтобы сделать её более привлекательной для жителей данных частей страны. Делать это необходимо очень аккуратно, чтобы не потерять сторонников в регионах традиционной поддержки.

Основным риском для Партии регионов, как партии власти, является экономическая ситуация в стране. В случае ее ухудшения потеря власти на парламентских выборах в 2012 году неизбежна, однако даже если это произойдет, Партия регионов будет оставаться одним из основных украинских политических игроков. Свою жизнеспособность она подтвердила после 2004 года, когда ряд экспертов пророчили ей существование в виде некой сугубо донбасской партии с рейтингом не более 15%.

ИА REGNUM Новости: В масс-медиа большой резонанс вызвала информация о грузинском десанте в Донбассе в первом туре президентских выборов. Реально ли "гости" могли повлиять на ситуацию?

Этот десант действительно повлиял на ситуацию - он сыграл на руку Виктору Януковичу. Практика направления наблюдателей из западных регионов Украины в Донецкую область уже вошла в привычку для дончан и не вызывала отторжения, но когда в качестве наблюдателей в таком количестве появились граждане другого государства, это ударило по самолюбию жителей региона. Лучшего подарка для Партии регионов нельзя было и придумать.

Практически вся местная пресса пестрела заголовками, где упоминались "боевики Сакашвили", что значительно мобилизовало избирателей. Вряд ли перед гражданами Грузии стояла задача сорвать выборы, о чем свидетельствует то, что вели себя они достаточно корректно и, несмотря на всю истерию, поднятую прессой из пула Партии регионов, с их участием было всего несколько происшествий, связанных скорее с непониманием, чем провокациями. Милицией было задержано и практически сразу отпущено все лишь несколько человек. Насколько я помню, была одна драка с участием наблюдателей, но к политике она никакого отношения не имела. Если бы ЦИК все-таки разрешил им присутствовать на участках, это бы сократило количество фальсификаций, но кардинально на результаты выборов ни в Донецкой области, ни на Украине это бы не повлияло.