Интервью ИА REGNUM Новости с председателем Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглу.

ИА REGNUM: Какие, на ваш взгляд, изменения произошли в азербайджанском обществе в первые шесть месяцев текущего года?

С ростом потока нефтедолларов азербайджанские власти стали еще меньше считаться с мнением международных правозащитных организаций и продолжают "закручивать гайки". Сворачиваются и без того ущербные демократические свободы, пуще прежнего попираются права человека. Еще более усилен контроль над телевидением. В печатных СМИ и интернет-сайтах свобода, на первый взгляд осталась, но на самом деле есть негласные табу, которые нарушаются разве что несколькими оппозиционными газетами. Но и на те есть управа - суды, куда может обратиться любой критикуемый чиновник. Этот субъект находит в публикации слова, которые, по его мнению, являются клеветой, оскорбляют его честь и достоинство. Далее подконтрольные исполнительной власти суды признают его правым, обязывают издание дать опровержение и выплатить огромный штраф. Неудивительно, что независимые и оппозиционные журналисты, вынуждены заниматься самоцензурой, тщательно подбирая каждое слово.

Еще менее завидным стало положение дел в оппозиционном лагере. Продолжающееся сворачивание свобод и в первую очередь свободы собраний, амбиции некоторых лидеров усилили разброд внутри оппозиции и привели к появлению антидемократических тенденций. Отсюда и перерастание раскола в противостояние.

В самом обществе, большая часть которого недовольна властями, царящими повсюду произволом и коррупцией, монополизацией практически всей экономики, дороговизной, низкой зарплатой, и практическим отсутствием свобод, еще более усилилась апатия.

Словом, изменения очевидны, но все они в худшую сторону.

ИА REGNUM: Может, общество встряхнут предстоящие осенью выборы в Милли меджлис? Кстати, каковы в свете происшедших перемен шансы оппозиции, и в частности ДПА, быть более широко представленными в парламенте?

Если сами выборы будут честными и прозрачными, если оппозиционные лидеры смогут договориться о совместном участии в выборах, если партийные функционеры получат возможность встречаться с избирателями и если оппозиционным кандидатам в депутаты будет обеспечен нормальный доступ на телевидение, то вывести из апатии значительную часть недовольного властями электората, получить их голоса и быть более широко представленными в Милли меджлисе окажется нетрудным. Говоря о совместном участии оппозиции в выборах, я не имею в виду составление единого списка кандидатов. Нет. Учитывая реалии, было бы хорошо договориться о координации действий в предвыборный и период и непосредственно на выборах, избегать попадания сильных оппозиционных кандидатов в один избирательный округ.

Кстати, ДПА на прошлых выборах в 2005 году получила, по разным данным, от 12 до 14 мест, но массовые фальсификации привели к тому, что ни один из них не попал в Милли меджлис. Вообще, наша партия считает 125-местный парламент слишком большим для Азербайджана. Если в бюджете есть лишние деньги, их надо тратить на народ. Возвращаясь к предстоящим выборам, хочу отметить, что в нашей партии достаточно много людей, превосходящих большую часть нынешних депутатов по уровню знаний, быстроте и глубине вникания в проблемы, и пользующихся авторитетом среди избирателей в своем районе.

ИА REGNUM: Почему, по-вашему, госсекретарь США Хиллари Клинтон, посетившая Баку 4 июля, не нашла времени для встречи с азербайджанской оппозицией? Она же, на удивление многим, отметила успехи в развитии демократии в стране...

Это было очередным проявлением двойных стандартов со стороны США. Белый дом еще раз показал, что такие основополагающие ценности, как демократия и права человека, для него лишь инструмент для давления на неугодные режимы. Нынешняя власть в Азербайджане Вашингтон устраивает, поскольку по первому его зову посылает азербайджанских миротворцев в горячие точки планеты, предоставляет свои аэродромы натовским самолетам, которые везут в Афганистан нужные грузы, строит нужные нефтепроводы и газопроводы.

Вспомните о союзниках США на Ближнем Востоке. Много ли демократии в западном понимании этого слова в Кувейте, или, скажем, Объединенных Арабских Эмиратах? Но Белый дом не нарадуется на нефтяных шейхов и королей.

Обратите внимание, г-жа Клинтон не преминула встретиться с украинской и грузинской оппозицией, находящимися в более выгодных условиях, чем азербайджанская. В этих государствах демократии куда больше, чем у нас, а значит и вероятность смены власти.

Конечно, нежелание госсекретаря США встретиться с нашей оппозицией, вызвало сожаление, но не разочарование. Оно было и без того.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с распространенным мнением, что демократия в Азербайджане и Армении восторжествует только после решения Нагорно-карабахской проблемы?

Оно полностью соответствует истине. Посмотрите, Мадридские принципы, безусловно, выгодны Армении. Она возвращает Азербайджану оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха, которые всё равно никто за ней никогда бы не признал. Взамен она получит возможность продолжать оккупацию посредством предоставления промежуточного статуса марионеточному сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха. То есть у незаконного образования появляется законный статус. А негативный для Азербайджана исход референдума при преобладании в этом крае армянского населения очевиден. Просто это голосование откладывается на несколько лет.

Казалось бы, что для властей Армении может быть лучше? Но армянское руководство не выражает согласие с базовыми принципами урегулирования карабахского конфликта. А власти Азербайджана заявляют о согласии с этими принципами "за некоторыми исключениями" И знаете почему? И армянское, и азербайджанское руководство пребывает у власти только потому, что из-за наличия карабахского конфликта демократия в этих странах практически отсутствует. Но стоит конфликту завершиться, как нынешние власти Армении и Азербайджана окажутся не у дел. Поэтому они прямо заинтересованы, чтобы состояние "ни войны ни мира", гарантирующее им сохранение власти, длилось как можно дольше. Точно также в этом заинтересована Москва, которая с помощью карабахского конфликта удерживает в сфере своего влияния полностью - Ереван и частично - Баку.

ИА REGNUM: По-вашему, мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта не существует?

Я бы сказал и военного тоже. Надо быть реалистами. В случае войны Азербайджану будет противостоять не 70-тысячная армянская община Нагорного Карабаха и даже не 1,8-миллионная Армения. Нельзя забывать о неудачной попытке Грузии решить конфликты на ее территории силовым путем.

А мирное урегулирование сейчас невозможно, поскольку у стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, что бы ни говорили их руководители и дипломаты, естественно, разные интересы и соответственно, разная политика в южнокавказском регионе. Для политического решения вопроса нужно, чтобы эти интересы и политика совпадали, чего, во всяком случае, в обозримом будущем не предвидится.

Но выход, конечно же, есть. Вопрос нужно решать не на политической, а юридической площадке! На стороне Азербайджана международное законодательство. Можно привести в пример Хельсинкскую декларацию, кучу других обязательных для всех правовых документов. Везде принцип территориальной целостности стоит выше права наций на самоопределение. Тем более, что у армян уже есть государство. И наконец, если сейчас начнут самоопределяться все народы, в мире воцарится хаос.