Общественная палата Новгородской области не может прийти к согласию по поводу ежегодного доклада

Великий Новгород, 8 Июля 2010, 10:31 — REGNUM  

Доклад о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 год, принятый рабочей группой региональной Общественной палаты 1 июня 2010 года, до сих пор не утвержден. Как сообщила сегодня, 8 июля, корреспонденту ИА REGNUM Новости руководитель рабочей группы по подготовке доклада Анна Черепанова, принятие доклада зависит исключительно от общего собрания палаты, до которого проект пока "не дошел", так как в течение месяца уже дважды отклонялся советом палаты - руководящим органом Общественной палаты Новгородской области, состоящим из председателей комиссий палаты.

По регламенту палаты, ее совет должен просто назначить дату обсуждения доклада всей палатой, а решение по докладу должно принять общее собрание общественников большинством голосов. "Совет не имеет полномочий рассматривать доклад по существу - это прерогатива рабочей группы и общего собрания. В нарушение регламента совет Общественной палаты ни 16 июня, ни 30 июня не определил дату представления доклада и не внес его в повестку дня общего собрания", - заявила Черепанова, отметив, что совет, в нарушение областного закона об Общественной палате и регламента вмешивается в деятельность рабочей группы. "Свою позицию члены совета аргументируют следующим: доклад хороший, но как бы он не ухудшил отношения с властью", - пояснила Черепанова.

Она отметила, что была избрана руководителем рабочей группы по подготовке ежегодного доклада в октябре прошлого года тем же советом палаты. В составе рабочей группы - еще восемь общественников, она начала работу над докладом в ноябре 2009 года. "Концепция доклада также обсуждалась и была утверждена на совете палаты в декабре прошлого года. Работа над докладом велась шесть месяцев", - рассказала Черепанова.

После принятия доклада рабочей группой Общественной палаты и перед принятием его общим собранием, 90-страничный документ был обнародован для широкого обсуждения общественности, как это делалось и в прошлые годы. Доклад, в частности, размещен на интернет-сайтах ряда новгородских СМИ и общественных организаций.

Доклад состоит из четырех глав ("Современное состояние гражданского общества в Новгородской области", "Межсекторное социальное партнерство в Новгородской области", "Актуальная повестка дня" и "Общественная палата Новгородской области: итоги 2009 года"). В докладе, помимо традиционного описания ситуации с развитием некоммерческих организаций и поддержкой гражданских инициатив, дается оценка ситуации с гражданскими институтами в Новгородской области, описана реакция общества на экономический кризис и представлен общественный мониторинг кризиса в регионе. Общественники также демонстрируют свое отношение к ряду крупных региональных проектов: в частности, к разработке стратегии развития Новгородской области до 2030 года и празднованию 1150-летия Великого Новгорода (параграф носит подзаголовок "упущенный шанс"). Отдельная глава посвящена деятельности Общественной палаты Новгородской области за предшествующий год - в ней обозначены проблемы взаимодействия палаты и региональной власти.

Как отмечается во введении, впервые при подготовке доклада были использованы несколько социологических исследований. Кроме того, было проведено обследование сектора НКО Новгородской области: в качестве респондентов выступили руководители 114 различных некоммерческих организаций (в том числе, профсоюзов).

ИА REGNUM Новости публикует выдержки из доклада о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 год.

О доверии и солидарности

По мнению подавляющего большинства опрошенных жителей Новгородской области (77%), в отношениях с людьми следует быть осторожными. Только каждый шестой респондент считает, что большинству людей можно доверять. По ощущениям 68% жителей Новгородской области за последние годы уровень доверия людей друг к другу уменьшился. В массовом сознании доминирует представление, что сегодня в стране среди людей больше несогласия и разобщенности. Так ответили 74% участников опроса.

Лишь каждый восьмой новгородец думает, что сегодня в обществе преобладают согласие и сплоченность. В отношении согласия и сплоченности в ближайшем окружении новгородцы дают более позитивные оценки. Каждый второй житель области считает, что среди окружающих его людей больше согласия и сплоченности, нежели разобщенности. Власти не понимают и не учитывают интересы простых людей. Так считают две трети участников опроса. Противоположной точки зрения придерживаются лишь 12% респондентов. Это один из самых худших показателей среди регионов России. В России в целом процент ответивших, что власти понимают и учитывают интересы простых людей, гораздо выше - 18%.

О СМИ

Анализ экспертных мнений также свидетельствует о все большей подконтрольности СМИ государству и региональной власти. Сужение степени независимости и самостоятельности СМИ в суждениях не в последнюю очередь эксперты связывают с приходом нового губернатора (С.Г. Митина - ред.), с закрытостью его политики. Сравнивая федеральные и региональные медиа, респонденты более независимыми считают первых, несмотря на укрепление вертикали власти по всей стране.

При этом факт утраты независимости СМИ властью в Новгородской области рассматривается как позитивный, а представителями общественности и предпринимателями как не только негативный, но и опасный для возможностей выхода региона из кризиса. Опасность видится в том, что, транслируя обнадеживающие обещания губернатора и местных властей, СМИ сеют иллюзии и надежды, подчас неосуществимые. В то время как роль СМИ видится в объективном описании ситуации в помощи людям как раз расстаться со своими иллюзиями и упованиями на власть.

О коррупции

Лишь каждый седьмой респондент оценивает работу власти в Новгородской области как добросовестную. Большинство руководителей НКО (54%) считают, что власти в Новгородской области не внимательны (в той или иной мере) к обращениям граждан. На развитость коррупции в органах власти указывают 67% руководителей: ответ "безусловно развита" дали 34% участников опроса, "скорее развита" - 33%. Лишь 3% респондентов считают, что коррупция в органах власти скорее не развита.

Об общественных объединениях

Почти восемьдесят процентов от общего числа зарегистрированных общественных объединений Новгородской области приходится на профсоюзы, региональные и местные общественные организации - 44% и 34% соответственно. Численность общественных объединений с 2003 по 2010 годы постоянно сокращается. Так, если на 1 января 2003 года было зарегистрировано 1254 общественных объединения, то на 1 января 2010 года их осталось 575. Уменьшение численности общественного сектора за указанный период в равной степени характерно и для общественных организаций, и для профсоюзов - в 2,5 и 2,6 раза соответственно. За последние 4 года темпы снижения численности общественных организаций стабилизировались на уровне 5% в год. С профсоюзами картина выглядит иначе. Только за 2009 год численность профсоюзов уменьшилась почти на 30% с 356 до 252 организаций.

О руководителях некоммерческих организаций

Руководители НКО - люди с высоким уровнем образования. Более половины респондентов (57%) имеют высшее образование, каждый пятый - второе высшее и/или закончил аспирантуру, 9% лидеров НКО имеют ученую степень и/или звание.

Лицо третьего сектора Новгородской области - высокообразованные люди с альтруистическими ценностными установками, желанием приносить пользу обществу. Тем не менее, инициативы лидеров НКО, реализация ими общественных проектов во многом упираются в недостаток материальных ресурсов. Это противоречие сообщает общую неустойчивость некоммерческому сектору региона.

О государственной поддержке НКО

В первую очередь некоммерческие организации ожидают помощи от властей разных уровней: 38% руководителей рассчитывают на поддержку со стороны местных властей, 31% - от Администрации Новгородской области, 27% - от федеральных властей. В условиях кризиса такая позиция вполне объяснима: при острой нехватке денежных средств в некоммерческом секторе едва ли не единственным источником для поддержания организаций "на плаву" остаются муниципальные и региональный бюджеты. Однако надежды НКО Новгородской области на государственную поддержку в 2009 году остались нереализованными, о чем свидетельствует преобладание отрицательных ответов руководителей НКО относительно возможности получения грантов от местных и региональных властей (58% респондентов). 22% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.

Многие эксперты отмечают, что запрос некоммерческого сектора на поддержку со стороны государства развивает иждивенческие настроения, а некоммерческий сектор приобретает имидж своего рода "собеса" в масштабах страны. При соблюдении принципа автономии некоммерческого сектора, все же полагаем, что в сегодняшних условиях для обеспечения устойчивости сектора необходима государственная поддержка НКО. Другое дело, каким образом местные и региональные органы власти будут оказывать такую помощь: на конкурентной основе либо ограниченному кругу "своих" НКО. Распределение средств на конкурсной основе будет способствовать динамичному развитию третьего сектора и повышению качества услуг, предоставляемых НКО, создаст здоровую конкурентную среду между НКО и государственными учреждениями. Напротив, финансовая поддержка на внеконкурсной основе будет формировать "карманные" НКО подконтрольные власти, нечувствительные к запросам общества и не предлагающие эффективных решений социальных проблем.

О финансовом положении НКО

В целом объемы денежных средств, которыми располагает большинство НКО, чрезвычайно малы. По данным опроса, средствами до миллиона рублей располагали 65% организаций, от 1 до 3 миллионов - 9,6%. В ходе опроса удалось выяснить, что каждая восьмая организация вообще не имела поступлений. В общественном секторе положение еще хуже: среди руководителей общественных организаций так ответил каждый четвертый респондент. Средства для сохранения жизнеспособности своей НКО в ближайшее время имеют лишь 56% обследованных организаций, 23% - не имеют, еще 22% - затруднились с ответом. При этом каждый третий руководитель общественной организации пессимистично настроен относительно будущего своей организации.

Что же делали или собираются делать новгородские НКО для улучшения своего финансового положения в 2010 году? Ответы респондентов указывают на то, что большинство организаций рассчитывает только на свои силы. Каждый второй руководитель заявил о намерении оказывать платные услуги, увеличить объем предоставления услуг, расширить спектр услуг, каждый пятый - о намерении увеличить размер и собираемость членских взносов, а также привлечь новых членов.

О благотворительности по-новгородски

Только каждый четвертый новгородец слышал или что-то знает о деятельности благотворительных организаций (детских приютов, помощи наркозависимым, беженцам, бездомным и т.п.), каждый пятый - о благотворительных инициативах (сборе денег / вещей бездомным, детским домам, пострадавшим, нуждающимся и т.п.). Несмотря на то, что в 2009 году в области активно шел сбор пожертвований в Фонд 1150-летия Великого Новгорода только каждый десятый респондент вспомнил о благотворительных фондах, выделяющих деньги для решения различных проблем. По-видимому, с одной стороны, население мало участвовало в сборе средств, с другой стороны, сбор средств в фонд не воспринимался как благотворительность, имея в виду случаи принуждения доноров к внесению средств со стороны властей.

На наш взгляд, благотворительная деятельность в Новгородской области характеризуется следующими особенностями:

- использование властью административного ресурса для понуждения бизнеса к участию в благотворительных акциях. По существу для бизнеса создана обязательная система участия в благотворительных проектах, инициируемых властями;

- непрозрачность в расходовании средств и, как следствие, невысокий уровень доверия к благотворительным акциям со стороны потенциальных жертвователей;

- отсутствие системы оценки эффективности благотворительных мероприятий и других акций;

- отсутствие общественного контроля за использованием собранных средств.

Об отношениях власти к НКО

Характеризуя отношения органов местного самоуправления Новгородской области к НКО, следует отметить, что более четверти руководителей (28%) считают, что последовательной государственной политики в этой области не существует, еще четверть опрошенных видят разрыв между провозглашаемой и фактической политикой местных властей в отношении общественных и иных некоммерческих организаций, гражданских инициатив, 24% респондентов заявили, что власти относятся к ним равнодушно, игнорируют их. О том, что власти поощряют развитие НКО ответили лишь 6% респондентов. На региональном уровне возрастает доля респондентов, считающих, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой региональных властей в отношении НКО (35%), последовательной государственной политики в этой области не существует (31%). Каждый четвертый респондент заявил, что региональные власти пытаются установить контроль над НКО. Лишь 4,5% руководителей НКО ответили, что региональные власти поощряют их развитие.

А как должны относиться региональные органы государственной власти и местного самоуправления в Новгородской области к третьему сектору? Более 70% руководителей НКО считают, что власти должны налаживать сотрудничество с ними как с равноправными партнерами, еще примерно половина опрошенных - поощрять их развитие, помогать и сотрудничать. Таким образом, с точки зрения лидеров НКО региона, существует огромный разрыв между тем "какую сейчас позицию занимают власти по отношению к НКО" и "какую должны занимать".

Об отношениях некоммерческих организаций к власти

Рассматривая другую сторону взаимодействия, то есть позицию НКО по отношению к региональным и местным властям, можно сделать следующие выводы. Большая часть руководителей считают, что сегодня НКО занимаются своим делом, стараясь не вступать в лишние контакты с властями; каждый четвертый респондент указал, что НКО используют власть для решения своих задач. Каждый пятый руководитель ответил, что НКО защищают интересы граждан перед региональными властями, каждый седьмой - перед муниципальными. Почти 70% опрошенных ответили, что НКО должны совместно с властью вырабатывать и реализовывать общественно важные программы, еще 35% - защищать интересы граждан перед властью.

Характерно, что в ответах респондентов также наблюдается большой разрыв между тем, как есть и как должно быть. Понимая, что власти Новгородской области практически не ведут диалог с третьим сектором по реализации общественно важных программ, НКО предпочитают в контакт с властями не вступать. Но при этом конструктивный настрой НКО на контакты с органами власти велик.

О социальном восприятии кризиса в Новгородской области

В массовом сознании сложилось представление, что так называемое "дно" кризиса уже достигнуто (и, может быть, даже пройдено), и в ближайшем будущем серьезных потрясений не предвидится. Восприятие населением последствий кризиса было сглажено подготовкой и празднованием 1150-летнего юбилея Великого Новгорода, празднованием Дней новой Ганзы, предстоящей подготовкой к празднованию 1150-летия российской государственности. Все большее количество жителей региона считают, что причины кризиса находятся внутри страны, связаны с деятельностью руководства и самого населения. А значит и основные факторы, способствующие выходу из него, заключены в согласованной работе властей, бизнеса и народа.

Население критично настроено в отношении деятельности руководства Новгородской области по преодолению последствий кризиса. Каждый третий респондент считает, что деятельность руководства региона не способствует преодолению последствий кризиса. При этом доля таких ответов значительно превышает долю ответов "Деятельность руководства региона способствует преодолению последствий кризиса" (19%). Деятельность руководства региона по преодолению кризиса оценивается заметно ниже, чем в среднем по российским регионам.

О протестной активности

Показатели декларируемой протестной активности в регионе невысокие. О возможности участия в массовых выступлениях против роста цен, безработицы и падения уровня жизни заявили 28% респондентов. Две трети опрошенных заявили, что скорее и категорически не допускают возможности участия в протестных акциях.

По мнению экспертов, региональное общество является слабо структурированной аморфной массой, интересы которого (бюджетников, рабочих, молодежи, пенсионеров) слабо институциализированы. Основным каналом выплеска недовольства населения остается "обсуждение на кухне" или в Интернете. Вероятность широкого распространения массовых акций протеста в Новгородском регионе можно оценить как крайне низкую.

Оценка деятельности руководителей Новгородской области в период кризиса

В целом действия региональных властей по преодолению последствий экономического кризиса в 2009 году нельзя признать успешными: антикризисная политика не носила системного характера, предпринимаемые меры по преимуществу были фрагментарны, отчасти избирательны.

Региональная антикризисная программа Администрацией Новгородской области не была разработана или, по крайней мере, о ее существовании неизвестно. Борьба с кризисом велась губернатором в ручном режиме с использованием командно-административных методов управления. В области была создана Антикризисная комиссия, состоящая, главным образом, из представителей властных структур. Экспертный и общественный потенциал региона оказался ею не востребован.

Ряд мер областной администрации, направленных на стимулирование малого бизнеса, позволил стабилизировать ситуацию в этом секторе: создание гарантийного фонда, субсидирование процентных ставок по кредитам, снижение ставки УСН для отдельных видов деятельности. Однако оценить эффективность, достаточность и устойчивость воздействия этих мер на малый бизнес можно будет в 2010 году. Независимое исследование самочувствия малого бизнеса, в том числе на основе опросов, представляется актуальной задачей для выявления проблем, оценки эффективности мер поддержки, внесения корректировок в государственную политику, совершенствования инструментария поддержки.

Меры по снижению напряженности на рынке труда носили временный характер и не решали проблему занятости системно. Среди таких мер можно выделить создание мест в структуре общественных работ, развитие самозанятости путем раздачи скота на откорм.

С опозданием региональные власти реагировали на кризис в поселке Парфино. Первые сигналы начали поступать еще осенью 2008 года, но власти вмешались в ситуацию только в марте 2009 года после протестных акций работников комбината.

В 2009 году Правительством Российской Федерации были отменены экспортные пошлины на минеральные удобрения, что сыграло положительную роль в повышении устойчивости российских производителей в кризис, в том числе ОАО "Акрон". В дополнение к этому региональные власти в индивидуальном порядке оказали поддержку ОАО "Акрон", снизив в 2009 году ставку налога на прибыль, поступающего в областной бюджет с 18 до 16. Вызывает вопросы целесообразность принятия такого решения.

В рамках борьбы с кризисом предпринимались попытки размещения на территории области экологически неблагополучных производств (заводы по переработке аккумуляторов в Боровичском и Батецком районах). Протесты населения районов и позиция общественности остановили реализацию этих проектов.

Меры по поддержке спроса, признаваемые большинством экспертов как наиболее эффективные для борьбы с кризисом, не получили реального развития как на федеральном, так и региональном уровне.

О юбилее Великого Новгорода

Новгородские власти вместо культурных проектов инвестировали большую часть бюджетных средств в дороги, тротуарную плитку, бордюры и фасады. А празднование 1150-летия Великого Новгорода оказалось на периферии культурной жизни России, уровень мероприятий не соответствовал национальному статусу события, в котором предполагалось участие Президента Российской Федерации и руководства страны. Президент России посетил Великий Новгород лишь накануне юбилея, российская политическая и бизнес-элита в дни празднования собралась на экономическом форуме в Сочи, обещанные гости из-за рубежа тоже не приехали. Более того, туристический поток в Великий Новгород в третьем квартале 2009 года (юбилейные торжества проходили с 19 по 21 сентября) не только не увеличился, а, наоборот, снизился на 11% - с 59 тысяч туристов в 2008 году до 53 тысяч в 2009 году.

Сам праздник не смог не то что превзойти, повторить успех Ганзейских дней. Юбилей был организован на привычном провинциальном уровне: сытные и питейные ряды, пыточный двор, гостевые сходы, сельскохозяйственная ярмарка на Ярославовом дворище, фейерверк, концерты Надежды Бабкиной и группы "Любэ" на Софийской площади.

Исторический шанс заявить о Новгороде как о родине русского государства и самобытной демократии, сформировать долгосрочный интерес к городу, дать импульс развитию новой экономики был упущен.

Остается надеяться, что празднование юбилея русской государственности в 2012 году будет более эффективно использовано для развития города. Но это возможно при условии изменения подходов к разработке и реализации культурных проектов, привлечении сил и возможностей общества.

На момент подготовки настоящего доклада не опубликован Отчет о выполнении Плана мероприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 580-р, в том числе о сроках, объемах работ, фактическом освоении бюджетных средств по каждому объекту, а также Отчет Фонда 1150-летия Великого Новгорода об использовании собранных средств. Транспарентность в этих вопросах - в интересах самой власти. В конечном итоге это служит повышению уровня доверия.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.01.17
Туристический автобус сгорел в Италии: погибли 16 человек
NB!
21.01.17
«Распутинщина» — смертельный удар по престижу царской России
NB!
21.01.17
Власти Латвии кормят свой народ пропагандой, народ едет за едой в Россию
NB!
21.01.17
Трамп наносит первый удар по Ирану
NB!
21.01.17
Порты: Польша встала поперёк Шелкового пути
NB!
21.01.17
Дышите, не дышите...
NB!
21.01.17
Система управления погодой должна быть международной
NB!
21.01.17
Новый глава Пентагона скептически отозвался о налаживании отношений с РФ
NB!
21.01.17
В Турции состоится референдум по конституционной реформе
NB!
21.01.17
С сайта Белого дома удален раздел об изменении климата
NB!
21.01.17
«Ничто не вечно» — президент Гамбии согласился уйти
NB!
21.01.17
Дубль Левандовски принес «Баварии» трудовую победу над «Фрайбургом»
NB!
21.01.17
«В современной Европе нет юности и юношей». Парадокс русского западничества
NB!
21.01.17
США — Саудовская Аравия. Молчание ягнят
NB!
20.01.17
Египет, Сирия, Кавказ: апофеоз Кавказской войны
NB!
20.01.17
Как преследуют защитников усадьбы Кусково в Москве
NB!
20.01.17
Белый дом: США выйдут из Транстихоокеанского партнерства
NB!
20.01.17
В школах Финляндии шведский язык могут заменить на русский
NB!
20.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 20 января
NB!
20.01.17
Борясь с «Северным потоком-2», Варшава стреляет себе в ногу
NB!
20.01.17
Госдума снова отказала «детям войны» в статусе и льготах: почему
NB!
20.01.17
Россия и Сирия подписали соглашение о размещении ВМФ в Тартусе